Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа №12"








ПРИНЯТА







на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2021







_______________










/ О.М. Булгакова/










"___"_____2021 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
направление: духовно-нравственное

для обучающихся 7-х классов

«Севастополеведение»
Учитель Севатополеведения: Прокопчук О. Е.
Количество учебных часов в неделю: 1 час
Срок реализации рабочей программы: 1 год
ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Программа разработана на основе авторской программы «История Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных Ученым советом СГГУ (протокол № 5 от 22.12.2014 г.)

Севастополь

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Севастополеведение» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897(с последующими изменениями и дополнениями).

При разработке программы использованы нормативно-правовые документы:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ


Настоящая рабочая программа разработана на авторской программы «История Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных Ученым советом СГГУ (протокол № 5 от 22.12.2014 г.)

Для работы по данной программе используется учебное пособие: Алтабаева Е.Б. Потомству в пример: Севастополь от основания до начала XX века / Е.Б.Алтабаева, В.В.Коваленко. - Севастополь: Телескоп, 2014. - 288 с.: ил., учебное пособие Е. Б. Алтабаева. Город достойный поклонения, интерактивная доска, презентации, видеофильмы, социальные ролики

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Цель изучения курса– развитие и воспитание духовно-нравственной личности, способной к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторических событий, происходящих на территории города Севастополя.

Задачи

1. Ознакомление учащихся с яркими страницами истории города.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма.

3. Формирование культуры общения и поведения в социуме; укрепление нравственности, основанной на базовых национальных ценностях, этнокультурных духовных традициях.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результатом изучения курса в 7 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной, когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения курса «Севастополеведение» в основной школе относятся следующие убеждения:

- Осознание своей идентичности как гражданина своего города и государства, члена семьи, этнической и религиозной группы.

- Освоение гуманистических традиций и ценностей города и Крыма.

- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

- Формирование полиэтничной, гуманной и толерантной личности ученика.

- Умение вести беседу, анализировать и связно выражать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.


Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.

- Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути города как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять знания истории своего города и государства для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего города и государства;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города.

- иметь представление, когда, при каких исторических условиях Крым стал территорией Российской империи

- имена и биографии исторических личностей, связанных с историей города, их роль в судьбе Севастополя и Отечества в целом

- объяснять значение Севастополя как военно-морской крепости и порта на юге России

- составлять хронологию основных морских сражений Черноморского флота России в изучаемый период

- топонимы Севастополя и Крыма, связанные с Присоединением Крыма к России, с героями и событиями первой обороны Севастополя.

- знать архитектурные объекты изучаемого периода, сохранившиеся до наших дней


- памятники Севастополя и Крыма, посвященные историческим личностям и событиям конца XVIII - первой половины XX вв.

- овладение правилами поведения и безопасности в городе во время практических занятий и экскурсий

  1. Содержание курса

Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Обзор истории Севастополя.

Раздел I. Борьба за Крым конец XVIIXVIII вв. 2часа
Тема 1. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

Причины, ход, итоги и последствия Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Кучук-Кайнарджийский мир.

Тема 2. Исторические портреты видных деятелей эпохи.

Составление биографических справок или исторического портрета (П. А. Румянцев-Задунайский, В. М. Долгорукий-Крымский, М.И. Кутузов).

Раздел II. Присоединение Крыма к России (2часа)

Тема 2. Присоединение Крыма к России. Александр Васильевич Суворов в Крыму. Командование русскими войсками в Крыму и на Дунае с 1776 г. Роль А.В. Суворова в избрании Шагин-Гирея крымским ханом. Переселение христиан из Крыма 1778 г. как средство давления на Шагин-Гирея. Изгнание турецкого флота из Ахтиарской бухты. Размещение русских гарнизонов в Инкермане, Балаклаве, по берегамАхтиарской бухты.

(Просмотр фрагментов фильма об А. В. Суворове телеканала «История»)

Тема 3. Роль Потёмкина в присоединении Крыма к России и освоении новых земель.

Реализация «Греческого проекта», заселение Тавриды колонистами, основание новых городов. Работа с историческими источниками

Тема 4. Памятники и топонимы Севастополя, отражающие эпоху. (Проектная деятельность)

Памятники, посвященные данной эпохе: Екатерининская миля. Памятники Екатерине II, А. В. Суворову, Д. Н. Сенявину, Г.А. Потёмкину. Памятный знак «200-летию Севастополя», Топонимы: пл. Суворова, бывшая Екатерининская улица и площадь.

Раздел III. Начало Севастополя 4 часа

Тема 1. Первые корабли в Ахтиарской бухте (1773,1783 гг.)

Карта штурмана Ивана Батурина. Зимовка фрегатов «Храбрый» и «Осторожный» 1782 г. Основание Черноморского флота. Ф. А. Клокачев.

Тема 2. Основание города. Т. Макензи, Д. Н. Сенявин

Первые постройки крепости. Ф.Ф. Макензи, Д.Н. Сенявин. Указ Екатерины II 10.02.1784 г о присвоении крепости имени «Севастополь».


Тема 3. Путешествие Екатерины II.

Обзорная экскурсия: Приморский бульвар (обзор сохранившихся береговых батарей) – Екатерининский сквер (памятные плиты с картой Ахтиарской бухты) – Графская пристань (обзор бухт) - городская доска почета (на месте дома командира ЧФ).

Тема 4. Памятники и топонимы Севастополя, отражающие эпоху. (проектная работа учащихся)

Раздел IV. Севастополь на рубеже XVIII - XIX вв. 3 часа

Тема 1. Ф. Ф. Ушаков. Город и Черноморский флот при Ф.Ф. Ушакове

(просмотр фильма)

Тема 2. Личность Ф.Ф. Ушакова в памятниках и топонимах:памятники Ф.Ф. Ушакову, Павловский мыс, Ушакова балка, Карантинная балка.

Тема 3. Экскурсия в музей КЧФ

Раздел V. Севастополь на рубеже XVIII - XIX вв. 4 часа

Тема. 1 А. С. Грейг – Командующий ЧФ.

Возвращение имени Севастополю. Адмиралтейство. Население. Строительство маяка на м. Херсонес 1816 г., Всесвятской церкви 1822 г. в 20-е гг. XIX в. – строительство маяков в Инкермане, Минной башни с часами (1824-1827 г.). Учреждение первого в России полуденного выстрела в 1819 г. Открытие первой библиотеки 1822 г. Начало раскопок в Херсонесе 1827 г. Школа юнг 1826 г. Первая аптека 1827 г. Девичье училище для дочерей нижних чинов Морского ведомства 1827 г. Прокладка оптическо-телеграфной линии Николаев – Севастополь.

Тема 2. А. С. Казарский. Подвиг брига «Меркурий» (1828 г.)

Сражение с турецкими кораблями. Увековечивание памяти подвига брига «Меркурий». Судьба А.И. Казарского.

Тема 3. М. П. Лазарев – адмирал, путешественник, командир ЧФ.

Путешествие 1813-15 гг. на шлюпе «Суворов». Открытие Антарктиды с Беллинсгаузеном 1819-1822 гг. Поход 1822-1825 гг. Наваринское сражение. Ученики Лазарева: лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов, гардемарин  В.И. Истомин. Имя М.П. Лазарева на географической карте.

Тема 4. «Лазаревская эпоха». Преображение городаСтроительство береговых батарей, акведуков возведение казарм и сухих доков в Адмиралтействе. Строительство библиотеки. Дом общего собрания флагманов и капитанов (Морское собрание). Графская пристань. Реконструкция и благоустройство «Хребта беззакония». Закладка Владимирского собора. Кончина адмирала Лазарева.

Экскурсия по памятникам «Центрального холма»

Раздел VI. Севастополь в Крымской войне 5 часов

Тема 1. Начало Крымской войны. Просмотр фильма Л. Парфенова «Война в Крыму» (ч.1)