Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

2. Пользуясь материалами лекции и литературой соотнесите левую и правую части таблицы.



Слуховая (акустическая) агнозия

Нарушение опознания объектов или явлений по характерным для них звукам и шумам, не связанное с ухудшением элементарного слуха, со снижением интеллекта, нарушением сознания или незнакомством с этими объектами.



Аритмия

Нарушение сердечной проводимости, при которой происходит изменение частоты, ритмичности и регулярности сокращений сердечной мышцы. Сердце может биться быстрее или, наоборот, медленнее, или просто неритмично.



Ассоциативная слуховая агнозия

Это форма агнозии, которая проявляется в первую очередь в неспособности распознавать или различать звуки.



Корковая глухота

Полное отсутствие функции, обеспечивающей восприятие человеком звуковых сигналов вследствие дефектов центров слуха в коре обоих полушарий головного мозга.

 

 3. Пользуясь материалами лекции и литературой соотнесите левую и правую части таблицы.



Тактильная предметная агнозия

Это утрата тактильного гнозиса, неспособность идентифицировать предметы на ощупь. В зависимости от локализации дефекта может проявляться полной невозможностью установить какие-либо качества предмета или же узнаванием отдельных его свойств (формы, величины, веса, текстуры) при неспособности объединить их в целостный образ.



Тактильная алексия

Человек не может дифференцировать буквы, которые наносятся на тыльную поверхность ладони. Не различает буквы, цифры и другие символы.

Основные тактильные агнозии возникают при поражении теменных отделов правого полушария в сочетании с таламусом. Таламо-париетальный комплекс.

В порядке исключения дерматоалексия может возникать при поражении левых таламо-париетальных отделов.



Тактильная амнестическая афазия

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов ... Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.



Аутотопогнозия

Один из видов соматоагнозии, который характеризуется затруднением узнавания собственных частей тела, а также сложностью восприятия их пространственного расположения.



Апперцептивная тактильная агнозия

выражается в трудности описания формы объектов в процессе их ощупывания с закрытыми глазами, при относительной сохранности описания их простых свойств.



Тактильная афазия

При тактильной афазии пациент может распознать текстуру и особенности формы объекта, описать его, продемонстрировать при помощи жестов способы его использования, однако не в состоянии его назвать.



Аутотопагнозия

Один из видов соматоагнозии, который характеризуется затруднением узнавания собственных частей тела, а также сложностью восприятия их пространственного расположения.



Соматический бред

Это ложное убеждение в том, что внутренние или внешние функции организма человека ненормальны. Это убеждение может также распространяться на восприятие своей физической внешности как очень неправильной. Также известное как моносимптомный ипохондрический психоз, это состояние является очень редкая форма бреда Трудно убедить людей, страдающих соматическим бредом, что их убеждения или симптомы совсем не верны.


4. В нейропсихологии изучены 2 основных синдрома, вызывающих тактильные агнозии, – нижнетеменной и верхнетеменной. Пользуясь данными литературы охарактеризуйте их.

Тактильными агнозиями в нейропсихологии обозначаются нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т. е. при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

В клинической литературе описано два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной и верхнетеменной синдромы.

Нижнетеменной синдром

Астереогноз - предметной тактильной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Астереогноз может проявляться как при относительной сохранности разных видов чувствительности, так и на фоне изменений чувствительности.

Больной правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, например, ключ, карандаш, больной говорит, что у него в руке что-то длинное или острое, т.е. правильно оценивает отдельные признаки предмета. Однако он не может опознать предмет в целом. В некоторых случаях неверно опознаются и признаки объекта.

В одних случаях больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое, в других – нарушено опознание и этих признаков.

Встречаются трудности опознания самого материала, из которого сделан предмет, т. е. трудности опознания таких качеств объекта, как шероховатость, гладкость, мягкость, твердость – качеств, которые характеризуют поверхность предмета. Этот тип нарушения тактильного гнозиса получил название «тактильной агнозии текстуры объекта».

Верхнетеменной синдром

Возникают симптомы нарушения «схемы тела» (соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.

Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела, что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больной игнорирует левые конечности, иногда как бы «теряет их». При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозии) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей.


 

Задание 4

1. Опираясь на данные лекции и научной литературы опишите классификацию апраксий по А. Р. Лурия.

Апраксии - нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора].

Апраксиями обозначают, прежде всего, нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. А.Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из принципа выделения разных видов апраксий в зависимости от механизма их возникновения. Он выделил четыре вида апраксий: 1) кинестетическая; 2) пространственная; 3) кинетическая; 4) регуляторная. Кинестетическая и пространственная апраксии связаны с нарушениями афферентных механизмов организации произвольных движений (локализация поражения в задних отделах мозга). Кинетическая и регуляторная апраксии связаны с нарушениями эфферентных механизмов (локализация поражения в передних отделах мозга).

Кинестетическая апраксия. Локализация поражения - соматосенсорная кора (нижние отделы постцентральной области коры – 1,2,5,40, частично 7-го полей), куда приходит проприоцептивная информация (мышечное чувство). Механизм нарушения: нарушается кинестетическая основа движений (кинестетическая обратная связь, необходимая для построения двигательного акта). Клинические проявления: первичная симптоматика заключается в том, что движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом

«рука - лопата»). Вторичные симптомы: нарушаются движения при письме - пишут большими буквами, неровно, «как курица лапой»; возникает апраксия позы

трудности в придании своему телу, конечностям (в частности, руке) определенного положения; невозможность показать, как совершается то или иное действие без предмета (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т.д.). При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать (используется как диагностический признак: поза хорошо выполняется при зрительном контроле, но не выполняется без него).

Пространственная апраксия. Локализация поражения - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры (зоны ТРО, где пересекаются поля соматосенсорной, зрительной и слуховой коры). Механизм нарушения - страдает зрительно-пространственная афферентация движений (обратная связь через зрительный анализатор). Клинические проявления: апраксия позы - трудности с повторением какого-либо движения, сохранения позы; нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое - левое» и т.д.); трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (застелить постель, одеться, застегнуться и т.д.), при этом зрительный контроль не помогает - нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами; конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т.п.); нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.


Кинетическая апраксия. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области коры больших полушарий (6 и 8 поля коры). Механизм нарушения: страдает переключение с одного элемента движений на другой. Клинические проявления: характерны двигательные персеверации - бесконтрольные продолжения раз начавшегося движения, что приводит к распаду «кинетических мелодий» (по определению А.Р. Лурии), т.е. нарушению последовательности движений, временной организации двигательных актов.

Регуляторная апраксия. Локализация поражения: префронтальная кора (кпереди от премоторных отделов). Механизм нарушения: страдает регуляция и программирование двигательной активности, отключение сознательного контроля за выполнением движений. Клинические проявления: симптом эхопраксии - бесконтрольные подражательные повторения движений экспериментатора без попытки сознательного контроля их; системные персеверации - трудности в переключении с одной двигательной программы на другую, замена нужных движений моторными шаблонами и стереотипами, упрощение двигательных программ (например, пробу «кулак-ладонь-ребро» начинаю выполнять как «ладонь- ребро» и т.п.); при массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.

2. Опираясь на данные научной литературы опишите классификацию апраксий по Липману.

Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном выделяет три формы апраксий:

  • идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла

  • кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения

  • идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений»

.

Задание 5

1. Пользуясь материалами лекций 1-5 и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АГНОЗИЯ

Нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), при котором теряется возможность узнавать и определять информацию, при сохранении чувствительности и сознания.

2.       

АПРАКСИЯ

Нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

3.       

АФАЗИИ

 Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.

4.       

ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

 нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора.

5.       

ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

 Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

6.       

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВПФ

Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.).

7.       

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

8.       

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

9.       

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ

 нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

10.   

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

 закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение ко-торой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

11.   

ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

Нарушения психических функций, непосредственно связанных с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

12  .

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ

Метод в нейропсихологии, под которым понимают: 1) анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (нейропсихологического фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; 2) изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; 3) качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

13 . 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия считал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающих целый набор афферентных (чувствительных, настраивающих) и эфферентных (двигательных, осуществляющих) компонентов или звеньев.

14 . 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

 это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.


 

Задание 6. Пользуясь материалами лекции и научной литературой заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АМНЕЗИЯ

 заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых.

2.       

ГИПОМНЕЗИЯ

 патологическое ослабление памяти, которое проявляется в сложности в запоминании событий, дат, новых имен и лиц, а также характеризуется провалами в памяти. Характеристика заболевания. При легкой степени гипомнезии больной испытывает трудности в запоминании и воспроизведении новых имен, дат, событий, цифр, терминов.

3.       

ГИПЕРМНЕЗИЯ

 повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей).

4.       

ДВИГАТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

 когда больному необходимо осуществить движение одновременно двумя руками. Вначале выполняет движение равномерно, затем левая рука замедляет движение, затем больной начинает выполнять движение только правой рукой. В норме – движение левой рукой замедляется, при нарушении – очень быстро прекращается, при этом больной не осознает этого.

5.       

ЗРИТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

 это психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Явление также может быть определено как неспособность индивида увидеть неожиданно возникший в поле зрения раздражитель.

6.       

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

 это внимание, управляемое мышлением или направленное на мысли человека. Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее.

7

ПАРАМНЕЗИЯ

 нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. Парамнезии являются качественными извращениями памяти.

 

СЕНСОРНОЕ ВНИМАНИЕ

 это процесс избирательного выделения сенсорного стимула в процессе деятельности человека, перцептивная готовность, влияющая на анализ входных сигналов.

Моторное внимание - это избирательная установка, действующая на уровне выходных сигналов. Моторное внимание необходимо для выбора и запуска моторной программы действий, а также для функционирования систем обратных связей, информирующих организм о результатах движения.

9 

СЛУХОВОЕ НЕВНИМАНИЕ

 Слуховое невнимание наблюдается при поражении слуховой анализаторной системы. Пациенты с локальным поражением коры головного мозга слышат те звуки, которые попадаются в одно ухо, и полностью игнорируют информацию, поступающую в другое ухо.

Тактильное невнимание связано с недоразвитием или поражением правой теменной доли. Симптом тактильного невнимания обнаруживается при касании одних и тех же участков кистей рук при закрытых глазах.

10   

ТАКТИЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

 больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения.

11   

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

 это внимание, регулируемое эмоциями или направленное на внутренние, эмоциональные переживания человека. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию.