Файл: Тема Предмет и метод микроэкономики, базовые понятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
неполноценных (бумажных и монет). Они отличаются от полноценных тем, что сами по себе есть лишь некий символ, реальная цена их существенно ниже той суммы, которая на них обозначена и признана в данном национальном хозяйстве. Необходимость замены денег из драгоценных металлов, представляющих собой действительное богатство, суррогатами связана с тем, что в процессе использования такие деньги изнашиваются, теряют в весе, а следовательно, и в стоимости. Возможность замены полноценных денег денежными знаками связана с мимолетностью выполнения деньгами функции средства обращения, тем что деньги постоянно находятся в движении.

Первые монеты появились в Китае в VII в. до н.э., в Персии - в V в. до н.э. Бумажные деньги стали использовать значительно позднее: в Китае - в VI - VIII в.в.; в России впервые бумажные деньги были выпущены во времена Екатерины II в 1769 г. под наименованием ассигнаций. С появлением денежных суррогатов связана проблема инфляции.

Если выпуск неполноценных денег, денег-символов превышает потребности товарооборота, то они обесцениваются, что является проявлением инфляции. Важной функцией правительства является выпуск (эмиссия) денег. Необходимое количество денег в обращении может быть интерпретировано с помощью следующего уравнения:

M V = P Q, где:

M - масса обращающихся денег;

V - скорость обращения денег;

P- цена товара;

Q - количество обращающихся товаров.

Представленное уравнение называют уравнением обмена. Из него следует, что любое изменение количества денег может обусловить изменение уровня цен, повлиять на реальный выпуск товаров, занятость. Следовательно, с помощью контроля за денежной массой правительство может воздействовать на ключевые макроэкономические показатели. Эту проблему мы будем анализировать в последующих вопросах темы.

2. Мера стоимости. Благодаря деньгам происходит соизмерение стоимостей обмениваемых товаров. Деньги являются всеобщим эквивалентом.

Существуют два основных конкурирующих подхода к объяснению функции денег как меры стоимости.

Первый подход исходит из того, что сами деньги имеют внутреннюю стоимость. В этом случае процесс установления денежных цен сводится к сравнению стоимости того или иного товара и стоимости денег.

Второй подход основывается на положении, что внутренней стоимости у денег нет, а они просто выступают как некоторый общий знаменатель (так называемые счетные деньги), с помощью которого удобно выражать соотношение цен товаров между собой.


С функцией меры стоимости связано свойство денег служить масштабом цен. Масштаб цен - это своего рода технический элемент, который формируется в различных национальных экономиках по-разному. Например, перевод одной национальной валюты в другую означает в первую очередь переход из одного масштаба цен в другой

3. Средство накопления (сбережения). Деньги можно накапливать, (в марксистской терминологии ее часто называют также средством образования сокровищ) и состоит в способности денег к сохранению стоимости или в том, что они дают возможность использовать имеющуюся в настоящий момент стоимость для будущей покупки, т.к. их в любой момент можно обменять на товары и услуги.

Основным условием выполнения деньгами функции средства накопления является стабильность их покупательной способности. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего она зависит от цен на товары и услуги:

D  1 : P ,

где D  покупательная способность денег; P  цены.

Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Начинается погоня за менее ликвидными или вообще неликвидными, но реальными ценностями: идет скупка земельных участков, недвижимости, произведений искусства, а то и просто муки, сахара и т. д.

Выполнение деньгами функции накопления имеет свою специфику в зависимости от того, в какой форме оно происходит: в виде накопления наличных денег (тезаврация) или в кредитной форме.

Кредитная форма накопления  это накопление денежных средств на счетах в банках, в других небанковских кредитных институтах. Кредитное накопление может идти не только на счетах, но и в виде страховых полисов, ценных бумаг. При кредитном методе хранения денежных средств они не уходят из оборота. Банк предоставляет аккумулированные средства нуждающимся в них предприятиям и частным лицам. Таким образом, деньги продолжают работать на экономику, а накапливающее их лицо к тому же получает доход (точнее, процент).

Тезаврация  накопление в наличной денежной форме. Эта форма накопления ведет к изъятию денег из оборота. Весь период хранения они не могут быть никем использованы. Поэтому для экономики в целом тезаврация является нежелательной формой накопления1. Сохранение богатства в виде наличных денег не приносит дохода владельцу. Единственное (но порой решающее) преимущество тезаврации с его точки зрения - максимальная
ликвидность накопленных средств: они всегда в его распоряжении.
4. Функция - средство платежа связана с существованием отсрочек платежа и возникновением на этой основе различных денежных обязательств, а также с необходимостью их погашения.

В принципе совершается все тот же обмен, но во многих случаях получение и оплата товара разделены во времени значительными промежутками времени, т.е. когда возникают долговые отношения.

Из функции денег как средства платежа возникли кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки.

Вексель - это обязательство расплатиться в определенный срок за полученные в кредит товары. Первоначально вексель обращался только между должником и кредитором, но постепенно векселя стали использоваться в товарном обороте, то есть фактически превращаться в род денег. (В современной России векселя используются как средство разрешения проблемы неплатежей.)

О современных формах денег почитать дополнительную литературу.

В современном хозяйственном обороте большое значение имеют безналичные деньги. Они представляют собой записи на текущих счетах клиентов в банках. Эти деньги называют также банковскими деньгами. Функционирование этих счетов обеспечивается через чековое обращение.

Чек - документ, содержащий безусловное указание владельца текущего счета в банке о выплате указанной в нем суммы определенному лицу, иначе говоря, это - переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению. В России вместо чеков в безналичном обороте используются платежные поручения.

Безналичные деньги в отличие от наличных по существу не являются платежными средствами, но в любое время могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. В самом деле, наличные деньги связаны с бумагой и металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны.

Эволюция денежного обращения обусловила процесс устранения денег в их традиционной непосредственной форме, расширением использования кредитных денег, причем из оборота постепенно уходят носители денежных функций - банкноты, чеки, которые замещаются кредитными карточками. Последние предназначаются для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения товаров в налично-денежной форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда проводится покупка товара, или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком кредита.


  1. Мировые деньги. Функция мировых денег проявляется в рамках международных экономических отношений, когда деньги используются как международное расчетное и платежное средство, для определения мировых цен на товары и услуги, а также для формирования валютных резервов отдельных государств и международных финансовых институтов, валютных накоплений фирм и частных лиц. Фактически речь идет о выполнении деньгами функций средства обращения, меры стоимости, средства накопления и средства платежа в международных масштабах.


1.4.3. Модели и организации экономической системы


Экономическая система – это способ организации взаимосвязей между экономическими агентами, определяющий ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?»

В процессе исторического развития человеческого общества сформировались четыре основные экономические системы:

- традиционная экономика;

- централизованно-управляемая экономика;

- рыночная экономика;

- смешанная экономика.

В традиционной экономикераспределение ресурсов и готовой продукции основано на сложившихся традициях и обычаях. Эта система играла большую роль в жизни общества вплоть до средневековья, когда многие виды деятельности переходили по наследству, существовали жесткие границы жизненного уровня для различных социальных групп, цеховая и общинная замкнутость и т.п.

В настоящее время традиционная экономика сохранила свое значение в слаборазвитых странах, но ее остатки можно наблюдать и в вполне «современном» обществе. Они проявляются в разделении профессий на «мужские» и «женские», господствующих стереотипах относительно «нормальной» дифференциации доходов, некоторых способах распределения потребительских благ.

В России элементы традиционной экономики проявляются в полуфеодальной зависимости работников от работодателей, сохранении института регистрации граждан по месту пребывания, наличии объектов социально-культурной сферы на балансах предприятий и т.д.

В централизованно-управляемой экономикераспределение экономических благ осуществляется на основе указаний сверху вниз. Основой такой экономики является государственная собственность на производственные ресурсы. Ведущую роль в управлении при этом играют государственные планирующие органы, определяющие для каждого предприятия, какую продукцию ему следует производить, какую технологию при этом использовать и, наконец, кому поставлять произведенное. Такая экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами (фондирование) и централизованное ценообразование.


Важной отличительной чертой централизованно-управляемой экономики является способность быстро мобилизовать ресурсы для достижения поставленных сверху целей. В определенных, обычно экстремальных, условиях (войны, стихийные бедствия и т.п.) это достоинство системы. Не случайно во время войн даже в самых рыночных экономиках возрастает роль централизованных регуляторов. В России командная экономика наиболее ярко показала свои возможности в период индустриализации 30-х гг. прошлого века.

Вместе с тем системе имманентно присущ и ряд серьезных недостатков. Они вытекают, прежде всего, из того, что система, вопреки пропагандистским декларациям, не является демократической: ключевые решения принимает партийная верхушка, озабоченная самосохранением и укреплением своей власти. Недемократическая власть лучше всего себя чувствует в условиях чрезвычайных ситуаций – войн, конфликтов, потрясений и для самосохранения постоянно провоцирует такие ситуации, поддерживает в обществе режим чрезвычайного положения, будь то для отражения внешней угрозы (чаще всего мнимой) или для выполнения очередного пятилетнего плана.

Основной стратегической целью властей или основным экономическим законом централизованно управляемой экономики в таких условиях становится максимальное производство средств внутреннего и внешнего подавления – систем вооружений, «услуг» тайной полиции и органов пропаганды. Что касается предметов народного потребления, то средства на них выделяются по остаточному принципу на уровне необходимого минимума. Это не случайно: состоятельные люди не являются естественными союзниками системы, поскольку они больше думают о повышении своего благосостояния и не очень стремятся нести жертвы «во имя партии и народа».

Таким образом, централизованно-управляемая экономика нерационально использует ограниченные ресурсы с точки зрения общественных потребностей. Иными словами, ответ системы на первый вопрос экономического выбора: «Что производить?» не способствует максимизации общественного благосостояния.

Не более удовлетворительно отвечает система и на второй вопрос: «Как производить?» Коль скоро решение о производстве принято, вопрос об экономном расходовании ресурсов отходит на десятый план. Более того, объективно производители становятся заинтересованы в перерасходе ресурсов, поскольку вышестоящие органы оценивают их работу по объему выпуска в рублях, который тем больше, чем больше ресурсов «освоено».