Файл: Z в ходе предвыборной кампании в парламент дебаты на телевидении вели кандидаты в депутаты от различных политических партий, а также самовыдвиженцы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В государстве Z в ходе предвыборной кампании в парламент дебаты на телевидении вели кандидаты в депутаты от различных политических партий, а также самовыдвиженцы. В ходе дискуссий оппоненты не только критиковали программы друг друга, но также высказывали критику в отношении Президента государства и его программы экономических реформ. Какая форма правления существует в государстве Z? По какой избирательной системе проходят выборы в парламент государства? Приведите два любых признака данной избирательной системы, не указанных в условии задания. Какой политический режим существует в государстве Z?

Органы государственной власти Российской Федерации

Орган государственной власти – это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в пределах и в порядке установленных полномочий

В каждом государстве существует множество различных органов власти, но для того чтобы вся власть не была сосредоточена в одних руках и это в свою очередь не привело к установлению тоталитарного государства, европейскими мыслителями была создана система разделения властей.

Разделение властей – политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Структура органов государственной власти Российской Федерации:

Президент РФ – глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Президентом РФ может быть лицо:

  1. Гражданин РФ,

  2. Не моложе 35 лет,

  3. Постоянно проживающий в России не менее 10 лет,

  4. Не имеющий судимости.

  • Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным собранием (универсальное название органа законодательной власти – Парламент).


Федеральное собрание – это избираемый двухпалатный парламент Российской Федерации, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Федеральное собрание состоит из двух палат:

  1. Верхняя палата – Совет Федерации РФ (в нее входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, т.е. всего 170 членов)

  2. Нижняя палата – Государственная Дума РФ (состоит из 450 депутатов, срок полномочий – 5 лет)

  • Исполнительная власть

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России, состоящее из министерств (например, Министерство обороны), служб (например, Федеральная служба безопасности), агентств (например, Федеральное космическое агентство).

  • Судебная власть

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную власть в РФ осуществляет – Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Для того, чтобы все три ветви власти эффективно функционировали и контролировали друг друга была создана система сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.

Система сдержек и противовесов на конкретных примерах:

1. Исполнительная власть, законодательная власть, президент – Отрешение от полномочий президента, инициируемое Государственной думой, подтвержденное заключениями Верховного и Конституционного судов.

Например, в 1999 году Государственная дума с заключениями Верховного и Конституционного судов подготовила импичмент (лишение президента его полномочий).

2. Судебная власть, законодательная власть, президент – Конституционный суд дает определение Государственной думе о занятии одним лицом должности президента Российской Федерации более двух сроков подряд.


Например, в ноябре 1998 года Конституционный суд определил занятие поста президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным более двух сроков подряд незаконным.

3. Законодательная власть, президент – Глава государства может не подписать принятый и одобренный Федеральным Собранием законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощения права вето.

Например, часто пользовался своим правом вето президент Б,Н, Ельцин, с 1996 по 2000 год им было отклонено 273 закона.

Полномочия высших органов государственной власти в РФ

1. Президент (глава 4, ст. 83, 84)

  • подписывает и обнародует федеральные законы;

  • осуществляет помилование

  • предлагает кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ

2. Совет Федерации (глава 5, ст.102)

  • одобрение законопроектов

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России

3. Государственная дума (глава 5, ст.103)

  • принятие законопроектов

  • объявление амнистии

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

4. Правительство (глава 6, статья 114)

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

  • осуществляет управление федеральной собственностью

  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

5. Конституционный суд (глава 7, ст. 125)

  • толкование Конституции РФ

  • разрешает споры между органами государственной власти

6. Верховный суд (глава 7, ст. 126)

  • разрешает правовые споры между гражданами/юридическими лицами

  • дает разъяснения по вопросам судебной практики

Курсы

ЕГЭОГЭШкольные предметыПрофориентацияАнглийский языкПрограммированиеКарьерная академия для студентов

Бесплатно

Бесплатная подготовкаМобильное приложениеСтатьи для учениковСтатьи для родителейУчебник

О нас

КомпанияКарьераНовостиОткрыть филиалДокументыСведения об образовательных программахСведения об образовательной организацииПолитика обработки персональных данныхЦеныАдреса и контакты


Контакты

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей.

Основные характеристики Конституции РФ:

  • Основной закон государства

  • Акт основополагающего характера (закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы, систему органов власти)

  • Является базой текущего законодательства (остальные НПА опираются на положения из Конституции)

  • Отличается стабильностью (имеет особый порядок принятия и изменения)

  • Имеет высшую юридическую силу (никакие другие НПА не могут ей противоречить)

  • Является актом прямого действия (лица и органы государственной власти могут ссылаться на статьи Конституции РФ при разрешении дел в судебных органах)

Конституция создает систему в государстве, решает, какие аспекты будут регулировать общественные отношения. Данная система называется конституционным строем.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества.

Принципы конституционного строя:

  1. Демократическое государство (статья 1). Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

  2. Правовое государство (статья 1). Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод.

  3. Республиканская форма правления (статья 1). Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти — разграничена.

  4. Признание человека, его прав высшей ценностью (статья 2). Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.

  5. Суверенитет народа (статья 3). Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

  6. Социальное государство (статья 7). Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп.

  7. Многообразие и равноправие форм собственности (статья 8). Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.).

  8. Разделение властей (статья 10). Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий.

  9. Политический плюрализм (статья 13). Утверждение в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Основа для утверждения в стране многопартийности.

  10. Светское государство (статья 14). Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.


Курсы

ЕГЭОГЭШкольные предметыПрофориентацияАнглийский языкПрограммированиеКарьерная академия для студентов

Бесплатно

Бесплатная подготовкаМобильное приложениеСтатьи для учениковСтатьи для родителейУчебник

О нас

КомпанияКарьераНовостиОткрыть филиалДокументыСведения об образовательных программахСведения об образовательной организацииПолитика обработки персональных данныхЦеныАдреса и контакты

КонтактыФедеративное устройство Российской Федерации


Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами (федерация смешанного типа) объединения её субъектов.

Федеративное устройство РФ выглядит следующим образом.

Всего в Российской Федерации 85 субъектов. На национально-территориальных началах построены: Республики (22), Автономная область (1), Автономные округа (4).

На территориальных началах построены: Края (9), Области (46), Города федерального значения (3).

Принципы федерализма в РФ:

  1. Равноправие субъектов РФ;

  2. Республика = своя Конституция и законодательство;

Все остальные субъекты = Устав и законодательство;

  1. Государственная целостность;

  2. Единство системы государственной власти;

  3. Разграничение предметов ведения и полномочий (федеральный центр субъекты).

  4. Равноправие и самоопределение народов

Все вопросы предметов ведения Федерального центра и субъектов РФ прописаны в ст. 71-73 Конституции РФ.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов.

К ведению Российской Федерации относится следующие полномочия:

  1. Внешняя политика и международные отношения РФ;

  2. Федеративное устройство;

  3. Уголовное, гражданское право, процессуальные отрасли права;

  4. Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

  5. Федеральная государственная собственность;

  6. Вопросы войны и мира;

  7. Федеральный бюджет;

  8. Гражданство РФ и др.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов относятся следующие полномочия:

  1. Защита прав и свобод человека и гражданина;

  2. Разграничение государственной собственности;

  3. Вопросы пользования землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;

  4. Охрана окружающей среды;

  5. Общие вопросы воспитания, науки, образования, культуры;

  6. Административное, трудовое, семейное, жилищное право и др.