Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Научные и методические основы школьного курса информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5). Физическая информатика (часто неточно интерпретируемая как компьютерная физика – раздел физической информатики) изучает проблемы информационных процессов, управления, вопросы самоорганизации, хаоса (порядка) в открытых физических системах.


  1. Обоснуйте положение о том, что информатика относится к числу обязательных учебных предметов в средней школе;

Во-первых, с точки зрения реализации функции формирования основ научного мировоззрения школьный курс информатики позволяет обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаний об информационных процессах, их эффективной организации и на этой основе раскрыть школьникам значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль средств информационных технологий. Особую роль в этом играет то, что в процессе изучения информатики обучающиеся овладевают такими современными методами научного познания, как моделирование, компьютерный эксперимент и т. д.

Во-вторых, изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

В-третьих, важно заметить, что при изучении информатики формируются многие универсальные учебные действия, предусматриваются новые виды учебной деятельности, которые в современных условиях становятся общеучебными, носят общеинтеллектуальный характер, например, информационное моделирование, предполагающее умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать достоверность информации, правильно организовать информационный процесс, оценивать информационную безопасность и др.

В-четвертых, сегодня ни у кого не вызывает сомнения такая важная педагогическая функция школьного курса информатики, как социализация школьников, подготовка их к последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

В-пятых, особо необходимо отметить значимость начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении государства (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного экономического развития страны.

В-шестых, следует заметить, что овладение многими видами информационной деятельности, в том числе и освоение современных информационных технологий, рассматривается сегодня как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. В этом особая роль принадлежит школьному курсу информатики. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств информационных технологий в образовании.



  1. Опишите педагогические функции современного школьного курса информатики;

1). Образовательная функция - овладение системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах; обусловливает развитие мировоззрения.

2). Развивающая функция – развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, познавательной самостоятельности. В частности, формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.п.), общеучебных приемов.

3). Воспитательная функция - развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности. При изучении информатики на качественно новом уровне формируются умения планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.

4). Профориентационная функция. Дает сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой.

5). Эвристическая функция - создание в процессе обучения условий, обеспечивающих развитие способностей ребенка.

6). Прогностическая функция - умение видеть альтернативное решение проблем.

7). Эстетическая функция. Информатика обладает значительным эстетическим потенциалом, который должен использоваться для приобщения школьников к красоте (Web-дизайн, компьютерная графика и анимация, обработка звука и видео, разработка мультимедийных средств и т.д.)

8). Информационная функция - в процессе обучения ученик знакомится с историей возникновения идей, их развитием, биографией ученых, разными точками зрения на те или иные концепции и т.д.

9). Контрольно-оценочная функция заключается в необходимости осуществления контроля, коррекции и оценки знаний и умений учащихся. Методика обучения информатике ищет новые формы контроля усвоения учебного материала. Наряду с традиционным опросом, уроками-зачетами, уроками коррекции знаний и т.д., все большее значение приобретает тестирование, особенно в связи с введением ЕГЭ.

10). Корректирующая функция - корректирование информации, получаемой учащимися. Зная конкретные ситуации, учитель должен откорректировать информацию, помочь ученику разобраться в ней и правильно ее оценить.

11). Интегрирующая функция. Формирование системности знаний, т.е. понимание взаимосвязи между изучаемыми понятиями, методами; понимание связи между отдельными видами знаний; умение применять различные методы в решении задач; понимать роль информатики в науке, технике и жизнедеятельности общества.



12). Нормативная функция. Речь идет о правовой подготовке школьников и здесь немаловажную роль играет изучение основ социальной информатики. Именно в этом разделе изучаются важные для каждого гражданина нормативные правовые документы, связанные с защитой информации (например, электронной подписи) и др. Это имеет особое значение для успешного функционирования в современном информационном обществе.


  1. Каковы перспективные направления развития школьной информатики;

1.Миссия непрерывного курса Информатики. Формирование и непрерывное развитие ИКТ компетентности учащихся, в том числе на профильном уровне, и их активное применение в обучении по предметам. Формирование и непрерывное развитие ИКТ компетентности учащихся, в том числе на профильном уровне, и их активное применение в обучении по предметам Развитие учебной активности учеников в информационной образовательной среде и влияние на обновление этой среды как потребности школы. Развитие учебной активности учеников в информационной образовательной среде и влияние на обновление этой среды как потребности школы. Стимулирование педагогов к новым педагогическим практикам и формированию новых методик обучения в информационной среде. Стимулирование педагогов к новым педагогическим практикам и формированию новых методик обучения в информационной среде. Формирование у школьников культуры непрерывного образования. Формирование у школьников культуры непрерывного образования

2. Информатизация школы: этапы ЛВС Е-mail ИНТЕРНЕТ КОНТЕНТ-ЭОР АРМ и ППП Человек – Человек

3.Новая Школа в информационном обществе: 21 век. Правительственная программа развития информационного общества РФ (август 2010 год). Правительственная программа развития информационного общества РФ (август 2010 год). ФГОС: информационно-образовательная среда как элемент государственных требований к общему образованию до 2020 г. ФГОС: информационно-образовательная среда как элемент государственных требований к общему образованию до 2020 г. Инициатива «Наша новая школа» 2020. Инициатива «Наша новая школа» 2020. Концепция «Цифровая школа» (Школково) 2012 .Концепция «Цифровая школа» (Школково) 2012. Электронные средства обучения в контексте школы и Федеральная целевая программа развития образования. Электронные средства обучения в контексте школы и Федеральная целевая программа развития образования.

4.Информационная активность человека ИКТ компетентность в образовании и работе, в сотрудничестве с коллегами. Информационная культура в жизни и социальной активности Гос.услуги и человек. Готовность к изменениям ИКТ в профессии и желание развиваться самому. Личное информационное пространство – электронное портфолио гражданина.


5.Формы активности детей в школьном облаке. Выбор формы обучения по отдельным предметам: ДО курс, среда удаленного присутствия, сетевой класс в региональном облаке. Участие в открытых лекториях/ эл библиотеках/ сетевых клубах доп. образования региона/ Федеральный университетов. Доступ к сетевым конкурсам и олимпиадам. Доступ к детским технопаркам и лицеям в системе сессий-погружения/ интерната/ стажировки / дневного курса на основе межсессионного сопровождения сетевой кафедрой технопарка/лицея/интерната/ ст. площадки/опорной школы.

6.ИКТ как часть профессии. Профессиональный пользователь ИТ. Защита учебного проекта с использованием ИКТ. ИКТ в жизни. Социальный пользователь ИТ. Электронное портфолио. Личное инфопространство в облаке услуг. ИКТ как профессия ИТ разработчик. Профильный курс информатики. Всероссийская олимпиады школьников по информатике. Всероссийская олимпиады школьников по информатике. Конкурсы и олимпиады по направлениям ИКТ. Траектории изучения информатики - предметные результаты


  1. Каковы планируемые образовательные результаты изучения информатики в школе как конкретизация заданных ФГОС общего образования требований к образовательным результатам.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

- понимание роли информационных процессов в современном мире;

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;


- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;