Файл: Вопрос Становление и основные этапы развития социологии как науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос: Становление и основные этапы развития социологии как науки.

1. Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842)

3 основных этапа развития социологии

  1. Этап формирования научных основ социологии.

Позитивизм (О. Конт)
Социально-биологическая школа (Г. Спенсер)
Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон)
Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников)
Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин)
Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев)

  1. Классический этап.

Изучение важнейших компонентов общественной жизни:
социальных фактов (Э. Дюркгейм)
политических и экономических явлений (М. Вебер)
социальных закономерностей (Г. Зиммель).
Поиск эмпирических подходов
(В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий)

  1. Современный этап.

Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи.

Вопрос 2


Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.




В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование– наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.

Описательное исследование– более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование– самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования – это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику.





Важнейшим шагом является построение модели предмета исследования: разложение целого на составляющие части.




Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнемпонимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровеньхарактеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.




Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» кроме научных принципов принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных




Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Процедура – наиболее общее, притом, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.




В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области анализа информации, вторые – к сбору эмпирических данных. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

• опрос (анкетирование и интервьюирование);

• анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

• наблюдение (невключенное и включенное);

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

В нашу задачу не входит рассмотрение всех четырех методов сбора данных. Однако остановимся на особенностях самого популярного среди них – анкетировании (анкетный опрос).

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности – анкетирование и интервью.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного воздействия на различные общности, социального прогнозирования и конструирования программ решения сложных вопросов реальной жизни.