Файл: Анализ финансовохозяйственной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ производства и реализации продукции (объема продаж)


При анализе производства продукции определяются: проценты выполнения плана (или к предыдущему году), коэффициент ассортиментности, показатели качества и др.
Основные задачи анализа:

  1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

  2. Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

  3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

  4. Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.


Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Типовой пример № 1

Динамика производства и реализации продукции


Год

Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2017

18 610

100

100

18 500

100

100

2018

18 234

98,0

98,0

18 144

98,0

98,0

2019

17 420

93,6

95,5

17 390

94,0

95,8

2020

17 610

94,6

101,1

17 715

95,7

101,8

2021

18 140

97,5

103,0

18 145

98,1

102,4

2022

19 230

103,3

106,0

19 018

102,8

104,8



Базисные индексы – показатели сравниваются с базой, принятой за основу.

Цепные индексы – показатели сравниваются с предыдущим периодом.

Как вычислить темпы роста по объему производства продукции базисные?

2018 год =18 234 : 18 610 = 98,0 %

2019 год = 17 420 : 18 610 = 93,6%

2020 год = 17 610 : 18 610 = 94,6%

2021 год = 18 140 : 18 610 = 97,5%

2022 год = 19 230 : 18 610 = 103,3%

Как вычислить темпы роста по объему производства продукции цепные?

2018 год =18 234 : 18 610 = 98,0 %

2019 год = 17 420 : 18 234 = 95,5 %

2020 год = 17 610 : 17 420 = 101,1%

2021 год = 18 140 : 17 610 = 103,0%

2022 год = 19 230 : 18 140 = 106,0%
Вывод: Из таблицы видно, что первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3 %, а объем реализации – на 2,8 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации продукции совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это говорит о том, что накопились остатки нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Типовой пример № 2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2021 год


Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

,+/-

% к плану

план

факт

,+/-

% к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изделие А

45 000

61 500

+16 500

+36,7

50 270

60 720

+10 450

+20,8

Изделие Б

25 000

12 100

-12 900

-51,6

28 130

15 700

-12 430

-44,2

ИТОГО

70 000

73 600

+3 600

+5,1

78 400

76 420

-1 980

-2,5



Как определить отклонение факта от плана в объеме производства продукции в плановых ценах (графа 4)?
Изделие А 61 500 – 45 000 = +16 500 тыс.руб.
Как определить % к плану в объеме производства продукции в плановых ценах (гр. 5)?
Изделие А 61 500 : 45 000 х 100%= 136,7 тыс.руб.
Вывод: из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5,1 %, а по реализации не довыполнен на 2,5%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает коэффициент ассортиментности, уровень которого определяется следующим образом:


Кас  =

Объем продукции, принятый в расчет

* 100%

Базовый объем производства (реализации) продукции


Примерная величина данного коэффициента должна быть ≈ 100%
Коэффициент ритмичности – один из наиболее распространенных показателей. определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня. Примерная величина данного коэффициента должна быть ≈ 100%.


Типовой пример № 3 

Исчислим коэффициент ритмичности по данным таблицы:

Квартал

Выпуск продукции, тыс.руб.

Удельный вес продукции, %

план

факт

план

факт

Первый

20 000

24 244

25,0

29

Второй

20 000

18 392

25,0

22

Третий

20 000

17 556

25,0

21

Четвертый

20 000

23 408

25,0

28

ИТОГО за год

80 000

83 600

100

100



Определим удельный вес планового выпуска продукции в первом квартале:


20 000 * 100

= 25,0 %

80 000

Определим удельный вес фактического выпуска продукции в первом квартале:


24 244 х 100

= 29,0 %

83 600

Критм. = 25 + 22 + 21 + 28 = 93 %
Вывод: Исходя из значения коэффициента ритмичности, мы видим, что предприятие не выполняет план по ритмичности выпуска продукции на 7 %.
Типовой пример № 4

Определить коэффициент ассортиментности и процент выполнения плана, если дано:


Виды

продукции

Отчетный год, т

В счет планового ассортимента

по плану

фактически

Изделие А

1 200

1 400

1 200

Изделие Б

1 800

1 750

1 750

Изделие В

440

-

-

Изделие Г

-

500

-

ИТОГО

3 440

3 650

2 950


В 4 колонку записываем наименьшее значение из плана или факта


% выполнения плана =

3 650


х 100% = 106,1%

3 440

Кассортиментности определяется отношением выпуска продукции в счет планового ассортимента к выпуску продукции по плану. В счет планового ассортимента засчитывается меньшая величина между планом и фактом.