ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ производства и реализации продукции (объема продаж)
При анализе производства продукции определяются: проценты выполнения плана (или к предыдущему году), коэффициент ассортиментности, показатели качества и др.
Основные задачи анализа:
-
Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; -
Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; -
Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; -
Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Типовой пример № 1
Динамика производства и реализации продукции
Год | Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс.руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2017 | 18 610 | 100 | 100 | 18 500 | 100 | 100 |
2018 | 18 234 | 98,0 | 98,0 | 18 144 | 98,0 | 98,0 |
2019 | 17 420 | 93,6 | 95,5 | 17 390 | 94,0 | 95,8 |
2020 | 17 610 | 94,6 | 101,1 | 17 715 | 95,7 | 101,8 |
2021 | 18 140 | 97,5 | 103,0 | 18 145 | 98,1 | 102,4 |
2022 | 19 230 | 103,3 | 106,0 | 19 018 | 102,8 | 104,8 |
Базисные индексы – показатели сравниваются с базой, принятой за основу.
Цепные индексы – показатели сравниваются с предыдущим периодом.
Как вычислить темпы роста по объему производства продукции базисные?
2018 год =18 234 : 18 610 = 98,0 %
2019 год = 17 420 : 18 610 = 93,6%
2020 год = 17 610 : 18 610 = 94,6%
2021 год = 18 140 : 18 610 = 97,5%
2022 год = 19 230 : 18 610 = 103,3%
Как вычислить темпы роста по объему производства продукции цепные?
2018 год =18 234 : 18 610 = 98,0 %
2019 год = 17 420 : 18 234 = 95,5 %
2020 год = 17 610 : 17 420 = 101,1%
2021 год = 18 140 : 17 610 = 103,0%
2022 год = 19 230 : 18 140 = 106,0%
Вывод: Из таблицы видно, что первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3 %, а объем реализации – на 2,8 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации продукции совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это говорит о том, что накопились остатки нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Типовой пример № 2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2021 год
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб. | Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб. | |||||||
план | факт | ,+/- | % к плану | план | факт | ,+/- | % к плану | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Изделие А | 45 000 | 61 500 | +16 500 | +36,7 | 50 270 | 60 720 | +10 450 | +20,8 | |
Изделие Б | 25 000 | 12 100 | -12 900 | -51,6 | 28 130 | 15 700 | -12 430 | -44,2 | |
ИТОГО | 70 000 | 73 600 | +3 600 | +5,1 | 78 400 | 76 420 | -1 980 | -2,5 |
Как определить отклонение факта от плана в объеме производства продукции в плановых ценах (графа 4)?
Изделие А 61 500 – 45 000 = +16 500 тыс.руб.
Как определить % к плану в объеме производства продукции в плановых ценах (гр. 5)?
Изделие А 61 500 : 45 000 х 100%= 136,7 тыс.руб.
Вывод: из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5,1 %, а по реализации не довыполнен на 2,5%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает коэффициент ассортиментности, уровень которого определяется следующим образом:
Кас = | Объем продукции, принятый в расчет | * 100% |
Базовый объем производства (реализации) продукции |
Примерная величина данного коэффициента должна быть ≈ 100%
Коэффициент ритмичности – один из наиболее распространенных показателей. определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня. Примерная величина данного коэффициента должна быть ≈ 100%.
Типовой пример № 3
Исчислим коэффициент ритмичности по данным таблицы:
Квартал | Выпуск продукции, тыс.руб. | Удельный вес продукции, % | ||
план | факт | план | факт | |
Первый | 20 000 | 24 244 | 25,0 | 29 |
Второй | 20 000 | 18 392 | 25,0 | 22 |
Третий | 20 000 | 17 556 | 25,0 | 21 |
Четвертый | 20 000 | 23 408 | 25,0 | 28 |
ИТОГО за год | 80 000 | 83 600 | 100 | 100 |
Определим удельный вес планового выпуска продукции в первом квартале:
20 000 * 100 | = 25,0 % |
80 000 |
Определим удельный вес фактического выпуска продукции в первом квартале:
24 244 х 100 | = 29,0 % |
83 600 |
Критм. = 25 + 22 + 21 + 28 = 93 %
Вывод: Исходя из значения коэффициента ритмичности, мы видим, что предприятие не выполняет план по ритмичности выпуска продукции на 7 %.
Типовой пример № 4
Определить коэффициент ассортиментности и процент выполнения плана, если дано:
Виды продукции | Отчетный год, т | В счет планового ассортимента | |
по плану | фактически | ||
Изделие А | 1 200 | 1 400 | 1 200 |
Изделие Б | 1 800 | 1 750 | 1 750 |
Изделие В | 440 | - | - |
Изделие Г | - | 500 | - |
ИТОГО | 3 440 | 3 650 | 2 950 |
В 4 колонку записываем наименьшее значение из плана или факта
% выполнения плана = | 3 650 | х 100% = 106,1% |
3 440 |
Кассортиментности определяется отношением выпуска продукции в счет планового ассортимента к выпуску продукции по плану. В счет планового ассортимента засчитывается меньшая величина между планом и фактом.