Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Гребенкин Владимир Юрьевич

Преподаватель:

Степановна Елена Ивановна
 

Задание 1.

1.                  Внимательно ознакомьтесь с педагогической ситуацией:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?», девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находится дома.»

2.                  Письменно ответьте на вопросы:

1)      С какой целью проводилась беседа?

2)      Какое можно сделать предположение о взаимоотношениях в семье?

 Ответ 1.

  1. Беседа проводилась для того, чтобы узнать причины замкнутости Кати, а так же для того, чтобы узнать есть ли какие-либо проблемы во взаимоотношениях между членами Катиной семью.

  2. В семье сложные взаимоотношения между мамой и девочкой. Девочка не видит в маме друга и поддержку, готовит о том, что ей сложно находиться с мамой рядом в выходные дни. Со слов ребенка мама повышает голос на дочь, что может привести к проблемам с психикой у ребенка. Можно сделать вывод о том, что в семье царит нездоровая атмосфера, которая влияет на ребенка.


Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности

 Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.                  Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:


Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.

2.                  Письменно ответьте на вопросы:

1)                 Назовите вероятные причины поведения ученика в этой ситуации.

2)                 Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать скандал?

3)                 Какими путями можно было избежать такой ситуации?
Ответ 2.

  1. Вероятными причинами данного поведения в этой ситуации могут быть:

  • Попытка самоутвердиться, проявляющаяся в демонстративном поведении, возможно у мальчика отклонения в психике из-за того, что он не может себя контролировать. Возможно у мальчика высокая самооценка и такая реакция вызвана обидой на недостаточно высокое оценивание его труда.

  1. Будь я на месте учителя, я бы спокойно продолжил вести урок, никак не реагируя на эту ситуацию. Через какое-то время мальчику бы надоело, и он успокоился. После того, как ученик успокоится, учителю следует спокойно поговорить с ним и выяснить причину такого поведения.

  2. Избежать подобных ситуаций можно путем бед с классом, анализа их поведения. Ученикам у которых проблемы с успеваемостью можно предложить прийти на перемене или после урока для того, что объяснить что непонятно или исправить отметку.


 

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности

 

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) на Ваш выбор.

В ответе укажите:

  • Возраст детей.

  • Количество занятий.

  • Длительность каждого занятия.

  • Тему и цели каждого занятия.

  • Используемые в ходе занятий методы и приемы.


Ответ 3.

Тематический план на месяц по обучению детей рисованию

Возраст: 7-8 лет.

Количество занятий в месяц: 4.

Продолжительность каждого занятия: 40 минут.

Тема

Цели занятия

Методы и приемы.

Разноцветные краски

учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места

Объяснительно-иллюстративный, беседа, рисование по образцу

Мир полон украшений

развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги

Иллюстративный, беседа, коррекция

Узоры на крыльях

развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор

Объяснительно-иллюстративный, беседа, конструирование

Дома бывают разные

формировать представления о разных типах построек, основных частей дома

Конструирование, иллюстративный, беседа




Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности 

Задание 4.

1.                           Познакомьтесь с педагогической ситуацией:

В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.

2.                  Ответьте письменно на вопросы:

1)                 В чем заключается проблема? Назовите причину этой проблемы.

2)                 В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?

3)                 Как должен был поступить педагог: опишите способ(ы) решения педагогической задачи.

 

Ответ 4.

  1. Замкнутость ребенка, боязнь ошибиться, получить плохую отметку. Мальчик боится, что над ним будут смеяться.

  2. В первую очередь нужно провести индивидуальную беседу с мальчиком, нужно сказать ему о том, какая он умница и что все делает правильно, но нужно быть чуточку увереннее. С классом тоже нужно провести беседу на тему межличностных отношений, ребятам нужно донести, что все мы разные и это не повод унижать человека непохожего на нас.

  3. Будь я на месте педагога я бы провел цикл совместных мероприятий на сплочение коллектива, взаимопомощь. Нужно попытаться сдружить и сблизить детей, показать что все мы нужны и важны друг для друга.


Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения

  

Задание 5.

1.                           Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:

Ситуация 1.

Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.

Ситуация 2.

Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?


2.                  Ответьте письменно на вопросы:

1)                 Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуации 1)?

2)                 С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы (в ситуации 2)?
Ответ 5.

– Наглядный;

– практический;

- словесный.

  1. Серия приемов разрабатывается учителем с целью повышения интереса к изучению математики, с целью повышения успеваемости и познавательного интереса.


Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

  

Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).

Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).
Ответ 6.

Урок получения новых знаний.

Тема: Деление суммы на число

Класс: 3.

Программа: Школа России.

Цели: формирование умений выполнять деление суммы на однозначное число различными способами, выбирать удобный способ вычисления.

Ход урока.

  • Организационный момент.

  • Актуализация знаний.

  • Самоопределение к деятельности.

  • Работа по теме урока.

  • Самостоятельная работа

  • Физкультминутка.

  • Продолжение работы по теме урока.

  • Рефлексия.

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание.


Задания по теме 4.1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о сущности воспитания, о направлениях воспитательной работы; формирование умений разрабатывать структуру воспитательного дела.

 

Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:

Направления воспитательной деятельности

Аспекты воспитательной работы

Гражданско-правовое воспитание

 Патриотизм

Культура межнационального общения

 Правовая культура

Духовно-нравственное воспитание

 Культура поведения

 Гуманность

 Экологическая культура

Эстетическое воспитание

 Художественное воспитание

 Музыкальное воспитание

 Восприятие природы

Физическое воспитание

Гимнастика

 Туризм

Физические упражнения

Трудовое воспитание

 Профессиональная ориентация

 Трудовая деятельность

Экономическая культура



Исходные данные (аспекты воспитательной работы):

  • Гимнастика

  • Патриотизм

  • Художественное воспитание

  • Культура поведения

  • Культура межнационального общения

  • Профессиональная ориентация

  • Гуманность

  • Экологическая культура

  • Туризм

  • Трудовая деятельность

  • Восприятие природы

  • Музыкальное воспитание

  • Физические упражнения

  • Экономическая культура

  • Правовая культура

 

Задания по теме 4.2 Методы воспитания

 

Цель: закрепление знаний о сущности и разнообразии методов воспитания; формирование умений разрабатывать содержание воспитательного мероприятия с обоснованием использования методов воспитания.

Задание 8. Приведите примеры педагогических ситуаций (по одному для каждой группы) и назовите использованные в них методы воспитания:

1)                 методы формирования сознания;

2)                 методы организации деятельности и формирования поведения;

3)                 методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Ответ 8.

  1. Методы формирования сознания. К методам формирования сознания относятся: убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия.

Педагогическая ситуация.

На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.

Решение:

Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников