Файл: Базы данных Темы курсовых проектов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЖЦ БД – это процесс проектирования, реализации и поддержания системы базы данных.

ЖЦ БД неразрывно связан с жизненным циклом системы. (ЖЦС). Процедура создания системы, как правило, состоит из таких шагов, как изучение целесообразности, определение требований, проектирование системы, программирование и отладка, установка и запуск, а также оценка работы системы и ее поддержка.

Существует несколько методов ЖЦС. Одни из них основаны на функционально-ориентированном подходе. Это означает, что система рассматривается с точки зрения тех функций, которые она выполняет, а не с точки зрения данных, которыми она оперирует.

Подход, ориентированный на данные, наоборот, основное внимание уделяет анализу данных, нужных для выполнения тех или иных функций. У него есть два преимущества:

  1. Элементы данных являются значительно более стабильной частью системы, чем выполняемые ею функции.

  2. После того, как логическая схема базы данных построена, можно создать любое количество функциональных систем, использующих эту систему.

  3. Функционально-ориентированный подход оправдан лишь для создания временных систем и имеет значительно меньшую ценность в долговременном аспекте.

Жизненный цикл базы данных состоит из шести этапов:

  1. Предварительное планирование

  2. Проверка осуществимости

  3. Определение требований

  4. Концептуальное проектирование

  5. Реализация

  6. Оценка работы и поддержка базы данных.

Предварительное планирование конкретной системы управления базами данных осуществляется в процессе разработки стратегического плана. Ищутся ответы на следующие вопросы:

  1. Сколько используется прикладных программ и какие функции они выполняют?

  2. Какие файлы связаны с каждым из этих приложений?

  3. Какие новые приложения и файлы находятся в процессе создания?

Собранная информация может быть использована для того, чтобы установить связи между текущими приложениями и определить, как используется информация приложений. Она также помогает определить будущие требования к системе и получить от системы базы данных экономическую выгоду. Информация документируется в виде обобщенной концептуальной модели данных.

Проверка осуществимости включает подготовку отчетов по следующим вопросам:


  1. Технологическая осуществимость. Есть ли технология, необходимая для реализации запланированной базы данных?

  2. Операционная осуществимость. Располагает ли компания персоналом, средствами и экспертами, необходимыми для успешного осуществления плана создания базы данных?

  3. Экономическая целесообразность. Можно ли определить выгоды? Окупается ли запланированная система? Можно ли измерить издержки и выгоду?

Определение требований включает выбор целей базы данных, выяснение информационных потребностей различных отделов и руководителей компании и требований к оборудованию и программному обеспечению.

Этап концептуального проектирования включает создание концептуальной схемы базы данных. Спецификации разрабатываются в той степени, которая требуется для перехода к реализации. На этом этапе создаются подробные модели пользовательских представлений данных; затем они интегрируются в концептуальную модель, фиксирующую все элементы корпоративных данных, которые будет содержать база данных.

В процессе реализации базы данных выбирается и приобретается СУБД, затем подробная концептуальная модель превращается в проект реализации базы данных; создается словарь данных, база данных наполняется данными, создаются прикладные программы и обучается пользователь.

Оценка включает опрос пользователей с целью выяснения, какие информационные потребности остались неучтенными. В случае необходимости вносятся изменения. Обеспечивается поддержка системы путем внесения изменений и добавления новых программ и элементов данных по мере расширения и изменения потребностей бизнеса.

Следует отметить коллективную ответственность и функции администрации базы данных за:

  • Логическое и физическое проектирование базы данных;

  • Объяснение пользователям структуры базы данных и их обучение процедурам доступа и их обновление;

  • Защиту базы данных от неверного использования, неправильного доступа и нечаянного повреждения;

  • Обеспечение приемлемого быстродействия системы.



  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Документальные и фактографические БД.


Классификация БД может быть проведена по множеству разных признаков.

По форме представления информации различают визуальные и аудиосистемы, а также системы мультимедиа. Эта классификация показывает, в каком виде информация хранится в БД и выдается из БД пользователям – в виде изображения, звука или имеется возможность использования разных форм отображения информации.

По характеру организации данных БД могут быть разделены на неструктурированные, частично структурированные и структурированные. Этот признак классификации относится информации, представленной в символьном виде. К неструктурированным БД могут быть отнесены базы, организованные в виде семантических сетей. Частично структурированными можно считать базы данных в виде обычного текста или гипертекстовые системы. Структурированные БД требуют предварительного проектирования и описания структуры БД.

Структурированные БД, в свою очередь, по типу используемой модели делятся на иерархические, сетевые, реляционные, смешанные и мультимодельные.

По типу хранимой информации БД делятся на документальные, фактографические и лексикографические.

Среди документальных баз различают библиографические, реферативные и полнотекстовые.

К лексикографическим базам данных относятся различные словари ( классификаторы, многоязычные словари, словари основ слов и т.п.).

В системах фактографического типа в БД хранится информация об интересующих пользователя объектах предметной области в виде «фактов» (например, библиографические данные о сотрудниках, данные о выпуске продукции и т.п.). В ответ на запрос пользователя выдается требуемая информация об интересующем его объекте (объектах) или сообщение о том, что искомая информация отсутствует в БД.

В документальных БД единицей хранения является какой-либо документ ( например, текст закона или статьи), и пользователю в ответ на его запрос выдается либо ссылка на документ, либо сам документ, в котором он может найти интересующую его информацию.

БД документального типа могут быть организованы по-разному: без хранения и с хранением самого исходного документа на машинных носителях. К системам первого типа можно отнести библиографические и реферативные БД, а также БД-указатели, отсылающие к источнику информации. Системы, в которых
предусмотрено хранение полного текста документа, называют полнотекстовыми.

К фактографическим базам данных ВИНИТИ относится база СД – база структурных данных по химии

База СД – база структурных данных по химии - одна из трех крупнейших в мире аналогичных баз данных. Формируется с 1975 г. Содержит более 6 млн. химических структур, приблизительно 3 млн. химических реакций, около 15 млн. свойств химических соединений.

Реализована программа поиска по структурам индивидуальных соединений, фрагментам структур, предметным термам, свойствам и применению соединений. Ежегодно вводится информация о 200 тыс. соединений, 100 тыс. химических реакциях из 30 тыс. документов.

Услуги на основе базы СД:

  • поиск информации с 1975 г.

  • формирование проблемно-ориентированных баз данных.

Примером фактографической база данных может служить “Макроциклические соединения и их комплексы” (“Российский краун”)

Содержит уникальную информацию о достижениях российских ученых в области химии и химической технологии макроциклических соединений и их комплексов. Формируется с 1993 г. Проводится ежеквартальное пополнение данными о книгах, патентах, диссертациях и периодических изданиях России и некоторых стран СНГ. База данных сопровождается оригинальными каталогами, позволяющими производить структурный, подструктурный и предметный поиск.

База данных “Алтей” создана для сбора, анализа и использования научной информации по лекарственным растениям, их биологически активным элементам, изготовления медицинских препаратов на основе лекарственных растений, библиографической и другой информации, необходимой в научной и практической работе.

База данных содержит описания 250 лекарственных растений, 450 сборов лекарственных трав, более 400 рефератов статей. ИПС может быть использована специалистами по фитотерапии и врачами других специальностей, научными работниками, преподавателями, специалистами в области растениеводства, морфологии растений, сельского хозяйства, а также посвящена сбору, культивации и уходу за лекарственными растениями. БД “Алтей” предназначена для пользователя, не имеющего опыта работы на компьютере.


В системах документального типа целью поиска может быть не только какая-то информация, хранящаяся в документах, но и сами документы.

Специфической разновидностью баз данных являются базы данных форм документов. Они обладают некоторыми чертами документальных систем (ищется документ, а не информация о конкретном объекте, форма документа имеет название, по которому обычно и осуществляется его поиск), и специфическими особенностями (документ ищется не с целью извлечь из него информацию, а с целью использовать его в качестве шаблона).

В последние годы активно развивается объектно-ориентированный подход к созданию информационных систем. Объектные базы данных организованы как объекты и ссылки к объектам. Объект представляет собой данные и правила, по которым осуществляются операции с этими данными. Объект включает метод, который является частью определения объекта и запоминается вместе с объектом. В объектных БД данные запоминаются как объекты, классифицированные по типам классов и организованные в иерархическое семейство классов. Класс – коллекция объектов с одинаковыми свойствами. Объекты принадлежат классу. Классы организованы в иерархии.

По характеру организации хранения данных и обращения к ним различают локальные (персональные), общие (интегрированные, централизованные) и распределенные БД.

Персональная БД – это база данных, предназначенная для локального использования одном пользователем. Локальные БД могут создаваться каждым пользователем самостоятельно, а могут извлекаться из общей БД.

Интегрированные и распределенные БД предполагают возможность одновременного обращения нескольких пользователей к одной и той же информации (многопользовательский, параллельный режим доступа).
Тема 4.Проектирование БД.

Лекция: Задача проектирования БД. Этапы проектирования. Разделение логического и физического представления данных. Факторы влияния на проектирование БД.


  1. Задача проектирования БД.

  2. Этапы проектирования

  3. Факторы влияния на проектирование БД.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11