Файл: Анализ последствий холодной войны между Россией и сша.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научная статья
На тему: Анализ последствий холодной войны между Россией и США
Непросто изменить траекторию российско-американских отношений. Образ России, сложившийся в Соединенных Штатах, очень негативен: даже если интересы Вашингтона и Москвы пересекаются, возможностей для сотрудничества мало. Однако Россия является чрезвычайно важной страной для Соединенных Штатов, и руководству США необходимо выработать реалистичный подход, даже если это не приведет к улучшению или решению существующих проблем. Эта задача особенно сложна, потому что две страны следуют своим путем, и отказаться от нее будет нелегко.
В конце Второй мировой войны Советский Союз стал одной из двух сверхдержав, лидером мирового коммунистического движения и страной Социалистического сообщества, а с 1955 года - Организацией Варшавского договора. В конце 1940-х годов в странах Восточной Европы, Китае и Северной Корее были установлены коммунистические режимы, что привело к резкому ухудшению отношений и военным конфликтам между Советским Союзом и Соединенными Штатами (Корейская война). Руководство США пыталось предотвратить дальнейшее распространение советского влияния и левых идей (с помощью советской победы в войне) на запад в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих Соединенных Штатах началась антикоммунистическая истерия, так называемое «политическое преследование».
Вскоре борьба между двумя идеологиями вышла за рамки дипломатических отношений и превратилась в противостояние глобальной системы. Это противостояние проявилось в вооруженных конфликтах по всему миру: Корейской войне, войне во Вьетнаме, многих арабо-израильских войнах, войнах в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке. Важным фактором в отношениях между Советским Союзом и Соединенными Штатами была гонка вооружений. С августа 1945 года Соединенные Штаты являются монополистом на обладание атомным оружием, но в 1949 году Советский Союз также испытал атомный груз, а в 1953 году он испытал ядерное оружие, а затем доставил средства его доставки к целям на территории своих потенциальных врагов (баллистические ракеты). Обе страны вложили огромные средства в военную промышленность
; их накопленные ядерные арсеналы за несколько десятилетий выросли настолько, что их достаточно, чтобы уничтожить все население земли более десятка раз.
Несмотря на военное противостояние, советско-американское культурное сотрудничество укрепилось с конца 1950-х годов. 27 января 1958 года Советский Союз и Соединенные Штаты подписали в Вашингтоне, округ Колумбия, соглашение об обмене в области науки, техники, образования и культуры, а в 1962 году учредили Советско-американское общество дружбы. В начале 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз находились на грани ядерной войны. В то время Советский Союз отреагировал на размещение Соединенными Штатами ракет средней дальности в Турции и разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису в 1962 году. К счастью, благодаря политической воле лидеров двух стран Джона Ф. Кеннеди и Никиты Хрущева военного конфликта удалось избежать
В 1970-х годах отношения между двумя сверхдержавами несколько ослабли. Этот период был назван деэскалацией международной напряженности. В 1971 году было подписано «Соглашение о мерах по снижению риска ядерной войны между Советским Союзом и Соединенными Штатами», в 1973 году - «Соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами о предотвращении ядерной войны». Первая страна указала, что ядерная война будет иметь разрушительные последствия для всего человечества, поэтому все стороны обязуются делать все возможное для предотвращения опасности такой войны, особенно путем принятия мер по предотвращению случайного или несанкционированного применения ядерного оружия. Во втором соглашении Советский Союз и Соединенные Штаты договорились предпринять действия для предотвращения ситуаций, которые могут привести к ухудшению опасных отношений, и избегать военной конфронтации, исключая ядерную войну между ними и между другими странами.
Были проведены переговоры об ограничении стратегических вооружений, и в результате были подписаны договоры ОСВ-I (1972), договор по ПРО и ОСВ-II (1979) об ограничении пусковых установок. Развивалось межгосударственное сотрудничество во многих областях, и вновь было открыто консульство в Ленинграде (1972).
Новое ухудшение отношений произошло в конце декабря 1979 года и было связано с вводом советских войск в Афганистан. Первая половина 1980-х годов была периодом наиболее интенсивного противостояния между двумя странами. 8 марта 1983 года президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла».
В 1985 году, после встречи в Женеве, Михаил Горбачев и Рональд Рейган приняли заявление, в котором говорилось: «Ядерная война неприемлема», потому что победителей быть не может. Это заявление является сигналом об окончании гонки ядерных вооружений и начале конструктивных переговоров по контролю над вооружениями. 3 декабря 1989 года на встрече на Мальте Джордж Буш и Михаил Горбачев объявили об окончании холодной войны.
Особенно важным в улучшении отношений РФ и США явился «Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов» (Договор СНВ I), который вступил в силу 5 декабря 1994 года. Согласно Договору, Советский Союз и Соединенные Штаты сократят свои ядерные арсеналы в течение 7 лет, чтобы ядерный арсенал каждого государства-участника не превышал 6000. В то же время политические, идеологические и межэтнические кризисы, обрушившиеся на Советский Союз в конце 1980-х годов, привели к распаду страны. Многие консервативные американские политики склонны приписывать победу в холодной войне Соединенным Штатам в этом отношении. В любом случае, распад Советского Союза (и крах предыдущей социалистической системы) считается концом холодной войны и началом новых отношений между Востоком и Западом.
После окончания холодной войны Соединенные Штаты достигли консенсуса относительно главенства этой страны в мире, права лишать другие страны их сфер влияния и процесса распространения демократии. В современном политическом климате в Соединенных Штатах, когда Россию считают виновницей многих проблем в мире, изменить этот консенсус непросто.
С двух сторон эти изменения не гарантируют фундаментальных изменений в российско-американских отношениях: по этой причине Кремлю также необходимо существенно изменить свой внешнеполитический курс. Однако Соединенным Штатам нет смысла следовать по одному и тому же маршруту и ожидать разных результатов. Предлагаемые действия могут, по крайней мере, вернуть политике США черты реализма, осторожности и сдержанности, приблизить цели США политика в отношении России.
31 января - 1 февраля 1992 года Борис Ельцин впервые посетил США в ранге президента Российской Федерации. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны обсудили проблемы распада СССР, договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений
, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр.
По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые официально провозглашено окончание холодной войны. 15-19 июня 1992 года состоялся государственный визит президента РФ Бориса Ельцина в США. В Вашингтоне состоялись встречи с президентом США Джорджем Бушем-старшим. В ходе визита была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы и заключен ряд экономических соглашений. Стороны согласились снять ограничения на количество сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных в обоих государствах. Американские волонтеры из организации «Корпус Мира» (Peace Corps) получили право работы в России. Россия открыла для международного воздушного сообщения пространство над Восточной Сибирью. США предоставили России 4,5 млрд долларов в качестве экономической помощи и оказали содействие в предоставлении помощи различными международными институтами.
2-3 января 1993 года президент США Джордж Буш старший посетил Москву. По итогам встречи с российским лидером Борисом Ельциным был подписан Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). 3-4 апреля 1993 года в Ванкувере (Канада) состоялась первая встреча президента РФ Бориса Ельцина и президента США Билла Клинтона. По итогам встречи была принята Ванкуверская декларация, провозгласившая стратегическое партнерство России и США. 12-15 января 1994 года состоялся первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву. По итогам переговоров на высшем уровне были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и контракт на продажу в США в течение 20 лет российского урана, извлекаемого из демонтируемых ядерных боеголовок. Принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки, а также Декларация, которая зафиксировала договоренность об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.
В сентябре 1993 года в ходе визита в США председателя правительства РФ Виктора Черномырдина в соответствии с Ванкуверской декларацией (1993) создана Российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (до марта 1998 года носила второе название «Комиссия Гор – Черномырдин» - по фамилиям представителей сторон).
В результате работы комиссии наметился заметный рост двусторонней торговли и превращение США в крупнейшего иностранного инвестора России (с 1992 по 1998 год включительно США вложили в российскую экономику 7,7 млрд долларов, что составляло около трети объема иностранных инвестиций). Итак, за 1992–1996 годы между РФ и США было заключено около ста межправительственных и межгосударственных договоров, что составляло более половины всех аналогичных советско-американских документов, подписанных в 1933–1991 годах. Для данного этапа российско-американских отношений было характерно снижение количества договоренностей по военно-политическим и региональным проблемам и рост соглашений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По мнению экспертов, в первой половине 1990 х годов в двусторонних отношениях между Россией и США был получен целый ряд значимых результатов: достижения в области контроля над стратегическими вооружениями, ликвидация или, по крайней мере, сужение идеологических и политических разногласий между Россией и США, расширение деловых и культурных контактов россиян и американцев, экономическая помощь США и т.п.