Файл: Содержание индивидуального задания на практику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание индивидуального задания на практику

п/п

Виды работ

1.

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

2.

Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам производственной практики

(Научно-исследовательская работа)

2.1.

Кейс-задача № 1

Описание ситуации:

Необходимо ознакомиться:

  • с основными методами (теоретическими, эмпирическими и статистическими) и приемами научных исследований, используемых при написании рефератов, обзоров, докладов, курсовых работ и выпускной квалификационной работы, статей;

  • с организацией и проведением научно-исследовательской работы, этапами разработки научной проблемы;

  • с основами теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, информацией, имеющейся в официальных статистических источниках и в глобальных компьютерных сетях;

Содержание задания:

  • Сформулировать направление (предмет) исследования (тема ВКР) по профилю направления обучения.

  • Сформулировать и обосновать актуальность избранной темы исследования, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, определить цель и задачи научного исследования.

2.2.

Кейс-задача № 2

Описание ситуации:

Необходимо осуществить самостоятельную работу - поиск, сбор, изучение и первичную обработку документальных источников для реализации избранной темы исследования и раскрытия существа проблемы, используя следующие источники

  • библиотечный фонд Университета, включая ресурсы SINERGY LEARNING SYSTEM (учебно-методическая литература, научные монографии и др.);

  • ресурсы информационно-коммуникационной сети «Интернет» -

  • Российская государственная библиотека (РГБ) (www.rsl.ru); Российская национальная библиотека (РНБ) (www.nlr.ru); Официальный сайт ЦБ РФ (Банка России); Информационный портал Банки.Ру (http://www.banki.ru); Агентство по страхованию вкладов (https://www.asv.org.ru) и др.;

  • Информационно-справочная правовая система «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru); Информационно-правовой портал «Гарант» (http://www.garant.ru) и др.

Содержание задания:

Составить перечень аннотированных источников, раскрывающих нормативно-правовые и теоретические аспекты избранной темы научного исследования (ВКР)

  • нормативно-правовых актов по теме НИР (ГК РФ, Федеральные законы, документы Банка России и т.п.);

  • учебной и учебно-методической литературы (не более 3-х источников);

  • научных монографий, научных статей, диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (по экономическим специальностям) (не более 10 источников);

  • информационно-аналитических материалов (не более 3-х источников).

2.3.

Кейс-задача № 3

Описание ситуации:

Необходимо ознакомиться:

  • с отечественными и зарубежными источниками информации о социально-экономических процессах и явлениях в соответствии с избранной темой научного исследования (ВКР). В частности:

  • Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России (http://www.finansy.ru);

  • Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»/ Информация по международной экономике, ссылки на статистические органы стран мира (www.ecsocman.edu.ru);

  • Росбизнесконсалтинг (РБК) (https://www.rbc.ru);

  • Международный валютный фонд (The International Monetary Fund)/ Основные документы МВФ (twww.imf.org/exernal/index.htm) и др.

Содержание задания:

Осуществить самостоятельную работу

  • по сбору необходимых данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях в рамках избранной темы научного исследования (ВКР);

  • проанализировать собранные данные и выявить тенденции изменения социально-экономических показателей в рамках избранной темы научного исследования (ВКР);

Подготовить информационный обзор данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях в рамках избранной темы научно-исследовательской работы (ВКР) – не более 1,5 - 3 стр. текста, иллюстрируя информацию графиками, диаграммами, рисунками.

2.4.

Кейс-задача № 4

Описание ситуации:

Осуществить самостоятельную работу

  • по обобщению полученных результатов исследования в рамках избранной темы научно-исследовательской работы для конкретизации целей, задач исследования, предмета и объекта исследования.

  • провести анализ научных статей последних лет издания (с целью подтверждения актуальности и практической значимости избранной темы исследования (ВКР) и оценки современного состояния исследуемой научной проблемы.

Содержание задания:

Подготовить аналитический отчет по проделанному исследованию в виде тезисов, доклада на научный кружок кафедры, научный семинар, студенческую конференцию, возможно статьи для публикации.

2.5.

Кейс-задача № 5

Описание ситуации:

Необходимо ознакомиться

  • Систематизировать собранный за время практики НИР материал обоснование актуальности избранной темы исследования, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых в теме вопросов, определение цели и задач научного исследования (ВКР);

  • перечень аннотированных источников;

  • информационный обзор данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях в рамках избранной темы научно-исследовательской работы (ВКР).

3.

Систематизация собранного нормативного и фактического материала.

4.

Оформление отчета о прохождении практики.

5.

Защита отчета по практике.


Содержание индивидуального задания на практику
Разработано

руководителем практики от Университета Белотелова Ж.С. ___________________________

(ФИО) (Подпись)
«01» декабря 2022г.

Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи

Кейс-задача № 1

Тема исследования: «Оптимизация системы налогообложения на предприятии ООО «Высокая кофейная культура».

Актуальность. Положительная динамика в развитии бизнеса закономерно приводит к росту налоговых платежей. Этот факт заставляет объективно оценить, насколько оптимальна сложившаяся налоговая нагрузка, поскольку при неэффективном налоговом планировании предприятие будет переплачивать налоги. Адекватная налоговая система для государства является мощным механизмом регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии и более быстрого развития наиболее приоритетных отраслей.

Многие коммерческие организации для того, чтобы уменьшить затраты, вполне предсказуемо стремятся к законному сокращению налоговых выплат в бюджет, то есть к налоговой оптимизации. Оптимизацию налогообложения возможно осуществить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов его функционирования.

Однако налоговая оптимизация не может являться основной целью финансово-хозяйственных операций коммерческих организаций, минимизация налогообложения должна использоваться в разумных пределах. Важнейшая роль в оптимизации налогообложения отводится налоговому планированию и налоговому контролю, применяемые налогоплательщиком.

Целью исследования является изучение оптимизации налогообложения организации.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и сущность налогообложения организации;

– изучить историю налогообложения организации;

– провести анализ зарубежного опыта в области оптимизации налогообложения организации;

– выявить основные методы оптимизации налогообложения организации.

Теоретическая значимость работы: обобщение подходов к понятию системы налогообложения на предприятии и рассмотрение современных подходов к оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Практическая значимость: результаты исследования, в том числе выводы и рекомендации можно использовать в качестве основы для дальнейшего развития предприятия.

Кейс-задача № 2

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Учебная и учебно-методическая литература

1. Евстигнеев Е. Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — М.: ИНФРА-М, 2020. - 270 с.

Монография содержит базисный материал по теории и практике налогового менеджмента, оптимизации налогообложения. В ней представлены понятийный аппарат и налоговое мышление в рассматриваемой научно-практической области, дана характеристика системы налогов Российской Федерации. Изложены концептуальные основы налогового менеджмента, конкретные способы и схемы минимизации налоговых платежей, практические аспекты офшорного бизнеса. Выделены вопросы, связанные с налоговыми рисками и налоговой безопасностью. Охарактеризован современный инструментарий налогового планирования: специализированные интернет-ресурсы и сервисы, онлайн-обзоры судебно-арбитражной практики, онлайн-бухгалтерии и др. Особое внимание уделено программным продуктам по налогообложению, имитационному моделированию.

2. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования: учебно-практическое пособие / Е. Н. Евстигнеев. – СПб.: Питер, 2019. - 255 с.

Книга содержит базисный материал по теории и практике налогового менеджмента. В ней представлены: понятийный аппарат и налоговое мышление в данной научно-практической области, характеристика системы налогов РФ, концептуальные основы корпоративного налогового планирования, конкретные способы и схемы минимизации основных налоговых платежей, практические аспекты оффшорного бизнеса. Из книги можно узнать об оптимизации налогообложения малых предприятий при переходе их на упрощенную систему, а также о методике применения имитационных финансовых моделей. Ознакомление с налоговыми рисками и мерами ответственности за преступление черты закона помогут вам лучше понять и оценить практические ситуации при снижении налогов, особенно в контексте дробления бизнеса на части с целью применения для новых образований льготных налоговых режимов.

3. Кругляк З. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учеб. пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 352 с.

В учебном пособии раскрыты современные основы организации и ведения налогового учета на предприятиях в его взаимодействии с бухгалтерским финансовым учетом. Пособие охватывает широкий круг вопросов возникновения, развития и совершенствования налогового учета и отчетности организаций. В нем обозначены современные проблемы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли с выделением особенностей сельскохозяйственных предприятий и определены пути их решения. Отдельно рассмотрены вопросы оптимизации налогов, выбора эффективного режима налогообложения, а также учета расчетов по налогу на прибыль в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности.

Научные монографии, научные статьи, диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук

1. Тихонов Э.Е. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения / Э.Е. Тихонов, В.А. Мирошниченко // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". - 2019. - № 3-4. - С. 194-197

В данной статье рассматриваются вопросы учетной политики организации как инструмента оптимизации налогообложения организации. Рассматриваются вопросы создания модели минимизации налогов с помощью учетной политики. Наиболее актуальными в период становления и совершенствования системы налогообложения в РФ рассматриваются проблемы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий всех форм собственности, по сути всего бизнеса. Учетная политика организации это основной документ, позволяющий налогоплательщику снизить налоговое бремя и получить от государства налоговые послабления. Решение о внесении каких-либо нововведений в учетную политику для целей налогообложения при изменении используемых способов учета используется с начала нового налогового периода, а в случае если законодательство о налогах и сборах меняется не раньше, чем с момента вступления в силу изменений норм данного законодательства. Понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области налогообложения, так и законодательными документами в бухгалтерском учете, поэтому учетная политика несет в себе сразу эти два основных направления. В статье предложены механизмы оптимизации налогового учета с целью совершенствования учетной политики.

2. Ковальчук В.В. Совершенствование бухгалтерского учета валютных операций организации: выбор методик, оптимизация налогообложения / В.В. Ковальчук // Потребительская кооперация. - 2019. - № 4 (59). - С. 28-33

В статье рассматриваются возможности укрепления финансового состояния организации при отражении в учете операций с основными средствами, приобретенными за иностранную валюту. Определено влияние, закрепленных в учетной политике, способов отражения в учете курсовых разниц на изменение стоимости импортируемых основных средств и укрепление финансового положения организации.

3. Саитова Р.Г. Оптимизация налогообложения в организациях потребительской кооперации / Р.Г. Саитова // Научное обозрение: теория и практика. - 2021. - Т. 9. - № 6 (62). - С. 828-834

Эффективность бизнеса определяется не только размером полученных доходов, но и объемом расходов организации, в первую очередь размером налоговой нагрузки организации. Эффективная оптимизация налогообложения позволяет существенно повысить доходность деятельности за счет сокращения затрат фирмы. Далеко не совершенная, налоговая система Российской Федерации создает множество проблем для успешного развития бизнеса. Как правило, в коммерческих организациях работа налоговой оптимизации поставлена не на уровне. Это объясняется разными причинами, как отсутствием специалиста по оптимизации, материальных возможностей организации, также отношением руководства к этой проблеме. Возможны разные варианты проведения оптимизации на уровне организации, начиная с содержания отдельного отдела оптимизации, заканчивая приглашением со стороны специалиста. Результативность работы определяется отношением сэкономленных денег с размером предстоящих к уплате налогов. Немаловажным является отношение государства к проведенной работе. Как правило, отношение государства к результатам оптимизации неоднозначно, если учитывать, что в пределах 60% доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений. Во многих случаях доказать законность проведенных мероприятий бывает сложно. Этот вопрос очень актуальный в организациях потребительской кооперации. Это связано с особенностями ведения бизнеса, выбора систем налогообложения, с организацией работы. Учитывая то, что в Российской экономике потребительские и производственные сельскохозяйственные кооперативы находятся на стадии становления, необходимо выделить их неоднозначную роль, как в продвижении коммерческих целей, также как основных участников в реализации государственных программ развития сельского хозяйства. Интересны налоговые схемы в потребительских сельскохозяйственных кооперативах, так как, будучи некоммерческими организациями, конечной целью они не ставят получение прибыли, при этом уплачивают лишь страховые взносы и налог на имущество организации. А с другой стороны, некоммерческие организации могут заниматься и коммерческой деятельностью и одновременно могут получать субсидии государства, тогда необходимость налоговой оптимизации отпадает.

4. Пономарев Д.М. Оптимизация системы налогообложения в организации с помощью иностранного юридического лица / Д.М. Пономарев // Наука: общество, экономика, право. - 2021. - № 3. - С. 95-99

Данная статья поднимает актуальные проблемы оптимизации налогообложения. Ключевая направленность оптимизации налогов заключается в уменьшении налогооблагаемой базы организации. В процессе планирования налоговой политики необходимо учитывать современные направления развития налогообложения и налогового контроля. Так же организации должны учитывать опыт партнеров или конкурентов, которые уже проиграли или выиграли споры с налоговыми инспекциями по аналогичным вопросам.

5. Крылов К.А. Холдинговая модель организации бизнеса как инструмент оптимизации налогообложения / К.А. Крылов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 4. - С. 271-277

Поиск юрисдикции для входящих в холдинг компаний - важнейший шаг на пути к оптимизации налогообложения, защите активов и интересов собственников. Большую роль играют не только ставки налогов, но и особенности законодательства. Именно они являются одной из составляющей финансового благополучия бизнес-структур.

6. Шнахова С.К. Направления совершенствования и оптимизации налогообложения организации / С.К. Шнахова, Д.И. Понокова // Знание. - 2020. - № 1-1 (77). - С. 53-59

Расчеты по налогам и сборам являются важной и нестабильной частью обязательств хозяйствующих организаций, так как от данных статей зависит финансовое состояние предприятия, поэтому налоги и сборы требуют детального изучения. В статье рассматривается проблема минимизации налогов для АО «Объединение АВ и АС», оптимизации учета и анализа, а так же дает представление о том, как сэкономить на основных налогах: НДС, налоге на прибыль, налоге на имущество и т.д.

7. Васильева А.Г. Специальные режимы налогообложения как инструмент оптимизации налоговой нагрузки коммерческой организации - субъекта малого бизнеса / А.Г. Васильева, Н.В. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 12 (113). - С. 1315-1318

Управление налоговой нагрузкой имеет особое значение в системе организационно управленческой деятельности современной коммерческой организации - субъекта малого бизнеса, поскольку: во-первых, налоговые платежи являются одной из самых существенных составляющих расходов; во-вторых, недочеты в процессе налогового планирования могут привести к значительным финансовым потерям. В качестве инструмента оптимизации налоговой нагрузки коммерческой организации - субъекта малого бизнеса в статье предлагается и расчетным путем обосновывается применение специальных режимов налогообложения, освобождающих от обязанности уплачивать определенные федеральные, региональные и местные налоги, но обременяющих уплатой единого налога.

Кейс-задача № 3

В 2021 г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций) в действующих ценах составил 29649,8 млрд рублей и по сравнению с 2020 г. увеличился в 2,6 раза.

 

Таблица 1 - Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 

 

2021 г.

Справочно
2020 г.

млрд
рублей

в % к
соответствую-
щему периоду
предыдущего
года

млрд
рублей

в % к
соответствую-
щему периоду
предыдущего
года

Январь

1359,4

135,0

1007,0

76,0

Январь-февраль

3116,1

189,7

1642,5

70,4

I квартал

4990,3

в 3,4р.

1446,8

41,5

Январь-апрель

7277,4

в 3,3р.

2230,6

45,6

Январь-май

9466,2

в 3,0р.

3120,3

48,4

I полугодие

11600,7

в 2,6р.

4385,6

53,3

Январь-июль

14368,1

в 2,7р.

5307,1

57,8

Январь-август

16924,6

в 2,7р.

6362,8

61,9

Январь-сентябрь

19560,0

в 2,8р.

6983,5

56,5

Январь-октябрь

22443,4

в 2,6р.

8556,3

61,8

Январь-ноябрь

25652,3

в 2,5р.

10314,2

68,1

Январь-декабрь

29649,8

в 2,6р.

11573,5

76,5

  

Наиболее высокие темпы роста сальдированного финансового результата в 2021 г. по сравнению с предыдущим годом сложились в торговле оптовой, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (г. Санкт-Петербург, г. Москва) и в деятельности сухопутного и трубопроводного транспорта (г. Москва, Московская область).


Рисунок 1 – Сальдированный финансовый результат (2021 г. в % к 2020 г.)

Кейс-задача № 4

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной финансовой базой, когда оно имеет средства для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций. Государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода. В современном обществе у государства есть доходы по принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в государственном секторе экономики. Однако объем данных доходов несравним с объемом государственных расходов. Основным источником, посредством которого современное государство получает себе необходимые денежные средства, выступают налоги. На их долю приходится около 90 % всех поступлений в бюджет.

Налоги – это определенная система отношений между налогоплательщиком и государством. Налогообложение – это экономические, финансовые и правовые отношения между государством и налогоплательщиками, заключающиеся в изъятии государством части доходов юридических и физических лиц в общегосударственное пользование. Налогообложение регулируется нормами налогового законодательства. Этим налоговые платежи отличаются от неналоговых, которые регулируются нормами иных отраслей законодательства (экологического, патентного и других). Например, страховые взносы, экологические платежи, таможенная пошлина и др.

Налоги, как экономическая категория:

- тесно связаны с государственной властью, для которой они являются основным и наиболее безопасным источником доходов;

- носят принудительный характер, что закреплено на законодательном уровне;

- участвуют в экономических процессах общества.

Существует множество определений понятий понятия «налог». Причем имеются как определения, заложенные в текстах нормативно-правовых актов, так и предложенные учеными в своих трудах и отображающие их понимание данной категории. Существующие подходы к понятию налога даны в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание понятия «налог»

№ п/п

Определение

Источник

1

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Статья 8 Налогового кодекса РФ

2

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (1991-2004 гг.)

3

Установленный государством обязательный сбор, взимаемый с граждан и предприятий

Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2018. – 960 с.

4

Обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему

Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль / Финансовое право: Учебник. - М. 2018. – 178 с.

5

Налоги являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций

Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика. 2019. – 382 с.


Многие ученые в научных трудах и исследованиях рассматривают категорию налога с разных точек зрения, но практически все понимают налог как платеж с физических и юридических лиц в пользу государства. Налоговый кодекс РФ в статье 8 налог трактует «как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Данное определение достаточно полно характеризует понятие налога и позволяет выделить основные признаки, свойственные налогам:

1) обязательность платежей. Конституцией РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги (статья 57). Необязательных налогов не существует. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице судебных органов. Если налог установлен законом, то уклонение от его уплаты есть наказуемое преступление. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер;

2) законность установления налогов. Взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами;

3) денежная форма их внесения;

4) регулярность уплаты. Этим налоги отличаются от сборов, взимание которых носит разовый характер;

5) безвозмездность уплаты налогов, характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налога. Государство, получая в бюджет налог, не берет на себя конкретных обязательств перед конкретным налогоплательщиком, а налогоплательщик, уплатив налог, не приобретает каких либо дополнительных прав. Налог является безэквивалентным платежом, так как государство, выполняя свои функции, не распространяет общественные блага пропорционально сумме налога, уплаченного конкретным налогоплательщиком;

6) общественно возвратный характер. Несмотря на безвозмездность уплаты, налоги имеют общественно возвратный характер – через все статьи государственного бюджета они направляются на удовлетворение потребностей общества. Следует иметь в виду, что те или иные виды деятельности государства, осуществленные за счет налогов, могут приносить и прямую выгоду отдельным категориям плательщиков - бесплатное образование, медицинская помощь и т.д. Однако государство ни одному из налогоплательщиков не гарантирует возврата уплаченных налогов в том же размере.

Вполне лаконичным можно считать понятие налога, данное в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Данное определение лаконично и ясно выражают суть исследуемой категории.

Общественное назначение налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Совершенно очевидно, что основной функцией налога является фискальная. С помощью фискальной функции выполняется основное назначение налогов — формирование государственных бюджетных и внебюджетных фондов для их дальнейшего использования на нужды государства. При реализации данной функции налог выступает в качестве инструмента перераспределения денежных средств в пользу государства.

Помимо фискальной функции налоги выполняют также регулирующую функцию. Реализуя данную функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Фискальная направленность налога всегда остается основообразующей, но не является исключительной. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. Как активный инструмент распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Налоги прямо воздействуют на материальное положение всех без исключения организаций и граждан. Здесь находит свое проявление регулирующая функция налогов. Регулирующая функция может проявляться в разной роли, в зависимости от цели, которую ставит перед собой государство: стимулирующей, дестимулирующей, интегрирующей и т.д. Эти свойства являются частными проявлениями регулирующей функции.

Налоговая система основывается на следующих принципах:

- Уплата сборов и ответственность за уклонение от нее имеют силу закона.

- Все изменения налоговой системы совершаются в интересах субъектов общественного производства.

- Налогоплательщики защищаются законом от двойного налогообложения.

- Условия налогообложения одинаковы для каждого из предприятий.

- Налоговые льготы обусловлены защитой окружающей среды, стимулированием предпринимательства, развитием технического прогресса.

- Система налогообложения может быть комбинацией нескольких различных способов налогообложения.

- Обязательные характеристики налога – простота и прозрачность расчета.

Классификация по объекту выделяет две категории:

- Прямые налоги берутся непосредственно с экономических субъектов – к таким сборам причисляются, например, налог на прибыль и подоходный налог. На прямые сборы возложена регулирующая функция.

- Косвенные сборы вносятся в стоимость продуктов, ресурсов, услуг. Пример такого налога – НДС. Суммы косвенных сборов кажутся незначительными, но именно они формируют большую часть финансовых запасов государства. На косвенные налоги возложена фискальная функция.

Классификация налогов по методу начисления выделяет следующие виды: аккордные и подоходные.

На величину аккордного налога не оказывает влияния размер дохода экономического субъекта, тогда как размер подоходного налога рассчитывается с использованием предельной ставки, показывающей, на сколько рублей повысится сбор при увеличении дохода на 1 рубль.

Существует классификация и по характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

1. Пропорциональный – самая простая система: ставка остается фиксированной независимо от величины дохода субъекта.

2. Прогрессивный – чем выше доход субъекта, тем выше налоговая ставка. Используется прогрессивная шкала: если доход превышает определенный лимит, ставка возрастает на несколько процентных пунктов. Прогрессивными налогами чаще всего являются подоходные.

3. Регрессивный – с ростом дохода налоговая ставка падает.

Помимо того, встречается классификация по способу целевого использования – налоги подразделяются на маркированные и немаркированные. Маркированный сбор имеет целевой характер и применяться для иных целей, помимо той, ради которой был введен, не может (например, отчисления в ПФ). Немаркированный налог не имеет обязательной цели и обеспечивает гибкость бюджетной политики.

Кейс-задача № 5

Систематизация собранного за время практики НИР материала, обоснование актуальности избранной темы исследования, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых в теме вопросов, определение цели и задач научного исследования (ВКР);

Составлен перечень аннотированных источников;

Проведен информационный обзор данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях в рамках избранной темы научно-исследовательской работы (ВКР).