ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы экологии слова
Введение. Экология слова.
Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность - и педагогов, и журналистов, и писателей, и общественных деятелей, и простых любителей и ценителей русского языка, не говоря уже о специалистах-языковедах.
Под экологией слова в широком смысле можно понимать сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Эта наука и о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, и вместе с тем о его связи с планетарной семиосферой. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе и связи с языком живой природы, с биосферой. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубинной его связи с личностью, с характером народа, с высшими духовными сферами, с Творцом.
Задачи проекта:
1. Рассмотреть понятие «экология языка».
-
Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе. -
Охарактеризовать необходимость защиты русского языка. -
Выявить пути повышения речевой культуры.
Методы исследования
- изучение литературы по проблеме, Интернет-источников;
- анкетирование;
- опрос;
Основная часть
-
Язык - величайшее богатство народа
Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно
живут в слове несметные сокровища
человеческой мысли и опыта.
М.А. Шолохов
Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и совершенствуется. Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех этих случаях используется язык.
-
Состояние русского языка на современном этапе
Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Упрёки и претензии идут от писателей и журналистов, от педагогов и актёров, общественных деятелей, специалистов-языковедов, от рядовых любителей и ценителей классической русской речи. Известная «обнажённость» речи, её смысловая, стилистическая, грамматическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы: « Как мы говорим и пишем?», «Правильно ли мы говорим по-русски?», «Знаем ли мы свой родной язык?».
Какова же ситуация в обществе, где живу я? Чтобы это выяснить, мной было проведено небольшое исследование (анкетирование) среди учащихся 8 -9 классов МОУ «СОШ №26» г.Воркута. Результаты анкетирования представлены ниже в Виде вопроса и вариантов ответа.
-
Знаете ли вы, что такое Экология?
Да – 10 чел.
Нет – 0 чел.
Сомневаюсь – 0 чел.
-
Знакомы ли Вам термины «Экология слова»?
Да – 7 чел
Нет – 2 чел.
Сомневаюсь – 1 чел.
-
Знаете ли Вы, что язык загрязнен?
Да – 7 чел.
Нет – 2 чел.
Сомневаюсь – 1 чел.
-
Чем по Вашему загрязнен язык ?
Заимствованные Слова – 2 чел
Жаргонизмы – 1 чел.
Мат, нецензурная речь – 7 чел.
-
Используйте ли вы в своей речи, слова паразиты?
Да – 8 чел.
Нет – 2 чел.
-
Можете ли вы обойтись без этих слов?
Да – 2 чел.
Нет – 8 чел.
-
Употребляете ли вы ненормативную лексику?
Да – 8 чел.
Нет – 2 чел.
-
Считаете ли вы, что эти слова…?
Помогают сформулировать речь – 1 чел.
Украшают речь – 0 чел.
Засоряют речь – 2 чел.
Нет ответа – 7 чел.
-
Нравиться ли вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?
Да – 2 чел.
Нет – 3 чел
Я этого не замечаю – 5 чел.
-
Мой круг общения состоит из…
Употребляющих ненормативную лексику чаще – 3 чел
Употребляющих ненормативную лексику реже – 7 чел.
У меня нет друзей, употребляющих ненормативную лексику – 0 чел.
Проблемы русской речи
Современное общество практически не обращает внимания на то, насколько часто вместо культурных и грамотных выражений употребляются жаргоны и непристойные слова. Это демонстрирует невысокий уровень образованности, а в некоторых случаях и моральную опустошенность.
Термином «экология» обычно принято описывать ситуацию в окружающей среде, состояние природы и всех ее элементов. Однако употребляться он может и в другом значении. На фоне популярных сегодня проблем, связанных с охраной окружающей среды во всем мире, сбережению национальных ценностей уделяется недостаточно внимания. Существует вполне реальная угроза полного вымирания, поэтому вопрос сохранения экологической чистоты стоит особо остро.
Первую проблему назовём лишние и плохие слова.
Среди слов, которые мы по привычке необдуманно произносим, к великому сожалению, встречаются и лишние слова. Эти слова иногда называют словами-паразитами.
Количество лишних слов в разговорной речи увеличивается за счёт сленга. Сленг— это своего рода язык, присущий какой-либо определённой группе людей.
Кроме сленга к лишним словам следует отнести и жаргон. Жаргон ещё более, чем сленг, унижает произносящего жаргонные слова человека
Все лишние слова можно назвать «антисловами». Греческое слово «анти» означает «вместо» или «против». Слова-паразиты, сленг и жаргон — это антислова, потому что они употребляются вместо нормальных, правильных, хороших слов.
Как же нам сохранить величайший дар слова?
Почему нельзя не произносить плохих, «гнилых», скверных слов?
Сквернословием человек уничтожает своё собственное достоинство, даже если ему кажется, что он унижает других. Сквернословие — это позор для человека, говорящего скверные слова, позор для колледжа, если в нем звучит брань, позор для общества, если оно терпит этот грех.
Возьмём проблему заимствования.
Она для языка и речевой культуры вроде бы и старая, но в то же время вечно новая и острая. В мире практически нет языков, которые не имели бы иноязычных слов. Это и понятно. Ведь взаимодействие языков – это взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов. Но тут следует чётко различать заимствования уместные, необходимые, обогащающие родной язык новыми идеями и понятиями, и заимствования ненужные, неоправданные, не привносящие в речь ничего нового.
В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». В старину люди более внимательно относились к иноязычным словам.
Заключение. Спасём русский язык вместе!
….И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово!
А. А. Ахматова
Таким образом, я выявил такие проблемы нарушения экологии русского языка:
-
Безграмотность. -
Лишние и плохие слова. -
Заимствование.
Но выявить – это только половина сделанного дела. Главное – найти решение этих проблем. Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении — гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.
Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума».
Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.
Будем любить родной язык, родное слово!