Файл: Рабочая программа дисциплины в. 08. 13. Методика воспитательной работы (специальная).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учреждениях.
комплексного подхода; социокультурной направленности содержания воспитательной работы;
практической направленности; единства требований и др.
2
Содержание
Нравственное, умственное, трудовое,
воспитательной патриотическое,
эстетическое,
работы в
физическое воспитание умственно
Разработка коррекционной отсталых дошкольников и школьников.
системы школе в аспекте
Межпредметные связи в содержании мониторинга требований воспитательной работы.
планируемых
ФГОС
по резульатаов специальному
Мониторинг достижения планируемых образованию.
результатов воспитательной работы.
3
Методическое
Ведение педагогической документации:
Практические сопровождение планирование воспитательного задания воспитательной процесса; дневники наблюдений за работы в
воспитанниками,
анализ
Написание специальных педагогической деятельности,
психолого-педагог
(коррекционных)
написание педагогической ической образовательных характеристики, отчета о проделанной характеристики дошкольных и
работе; повышение квалификации и воспитанника школьных эрудиции педагога;
методическое учреждениях.
объединение воспитателей
Написание образовательного учреждения и его психолого-педагог задачи.
ической характеристики деткого коллектива
Разработка дневника педагогических наблюдений
4
Планирование,
Стратегическое и рабочее планирование
Практические организации и
воспитательной работы.Структура задание координации планов,выборцелейизадач,
воспитательной ритмичность в планировании на
Написание плана работе в
день, неделю, месяц, полугодие, год.
воспитательной группах,
работы по классах,
в заданым дошкольном и
показателям школьном коллективе.

5
Коррекционное
Особенности организации и проведения
Дискуссия содержание режимных моментов в дошкольных и режимных школьных образовательных
Разработка воспитательных организациях.
содержания моментов в ДОУ
режимных и
в моментов школах-интернат ах.
6
Методы,
формы
Особенности организации и проведения
Практическое и
приемы разныхвоспитательных мероприятий задание воспитательной с
умственно отсталыми детьми:
работы в
утренников,
экскурсий,
уроков специальных культуры, походов в кино и театр,
Разработка
(коррекционных)
проведение выставок, спортивных конспектов образовательных соревнований,
трудовых операций,
вопитательных дошкольныхи встреч с
интереснымилюдьми,
мероприятий школьных кружковой работы.
учреждениях.
7
Взаимодействие
Особенности воспитания детей-сирот в
Доклад с
другими дошкольных и
школьных участниками коррекционных
(образовательных)
коррекционно-во учреждениях.
спитательного процесса.
2.3.3 Лабораторные занятия
Лабораторные занятия не предусмотрены.
2.3.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Курсовые работы не предусмотрены.
2.4
Перечень
учебно-методического
обеспечения
для
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Дисциплина занимает важное место в подготовке учителей специальных школ. Дисциплина закладывает практические навыки работы будущего учителя- дефектолога.
Практические занятия помогают студентам увязывать теоретические положения и практические вопросы курса. Практические занятия, проводимые в аудиториях учебного учреждения, имеют целью уточнить, закрепить и систематизировать теоретический материал, связанный с изучением и анализом специальной коррекционной литературы.


План самостоятельной работы студентов

Наименование раздела,
Об
Виды работ
Форма

темы занятий ъе отчетности п/п м
1
Методическое
5
Написание психолого-педагогической
Характерист сопровождение характеристики воспитанника ики воспитательной работы
Написание психолого-педагогической в
специальных характеристики деткого коллектива
(коррекционных)
образовательных дошкольных и
школьных учреждениях.
2
Планирование,
10
Написание плана воспитательной
План организации и
работы по заданым показателям воспитательн координации ой работы на воспитательной работе год в группах, классах,
в дошкольном и
школьном коллективе.
3
Методы,
формы и
5
Разработка конспектов
Конспекты приемы воспитательной вопитательных мероприятий работы в специальных
(коррекционных)
образовательных дошкольных и
школьных учреждениях.
4
Взаимодействие с
5
Подготовка сообщения
Доклад другими участниками коррекционно-воспитат ельного процесса.
Итого
25
Контактные часы (КЧ)

Наименование
раздела,
Объ
Виды работ
Форма
п/п
темы занятий
ем
отчетнос
ти
1
Содержание
2
Консультирование по написанию
План воспитательной работы в
плана воспитательной работы на год воспитат коррекционной школе в
ельной аспекте требований ФГОС
работы по специальному
образованию.
Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины

Вид СРС
по выполнению самостоятельной работы
1 2
3 1
Характеристики
1.Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития
Коняева Н. П., Никандрова, ВЛАДОС, 2010, ЭБС
«Университетская б-ка ОNLIne»
2 План воспитательной 1. Методика воспитательной работы: учебное пособие для работы на год студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина ; [Л. К.
Гребенкина и др.]. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.
2. Сергеева Б.В. Воспитательная деятельность педагога начального образования: учебное пособие / Б. В. Сергеева ;
М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубанский гос.
ун-т. - Краснодар : [Кубанский государственный университет], 2017.
3
Конспекты
1. Педагогические технологии воспитательной работы в
4
Доклад специальных (коррекционных) школах I и II вида. В двух частях: учеб. Пос.ВЛАДОС, 2009, ЭБС «Университетская б-ка ОNLIne»
2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина ; [Л. К.
Гребенкина и др.]. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.
3. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Н. Джуринский. -
М. : Просвещение, 2007.
4. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А
до Я [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В.
Кулешова, П. В. Степанов ; под ред. Л. И. Виноградовой. -
М. : Просвещение, 2006.
5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений среднего проф.
образования / В. П. Голованов. - М. : ВЛАДОС , 2004.
6. Янушевский В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы : методическое пособие для учителей и руководителей школ - Москва:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 7. Вохминова Л. В., Савченко А. П.
учебно-воспитательного процесса в
сельской малокомплектной° школе:
учебное пособие° -
Архангельск:


ИД САФУ, 2014.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
3. Образовательные технологии
В процессе обучения по предмету используются следующие педагогические технологии, методы, формы обучения: лекции, семинары, интерактивные занятия.
Лекции:
бинарная лекция, лекция-конспект,
лекция-консультация,
лекция- дискуссия;
Практические занятия:
семинары,
деловые игры,
коллоквиум,
презентации, собеседование.
Внеаудиторная самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя и предполагает технологию индивидуального консультирования при подготовке к семинарам и выполнении практических заданий.
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
1. Разработка сценария воспитательного мероприятия.
2 Проведение воспитательного мероприятия.
3. Анализ воспитательного мероприятия.
3. Разработка плана воспитательной работы на день, месяц, год.
4.
Составление плана проведения режимных моментом.
5.
Проведение одного из режимных моментов, его анализ.
6. Составление характеристики группы (класса) на основе изучения, диагностики.
7.
Составление характеристики на ребенка на основе диагностических материалов.

8.
Составление индивидуального плана коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
9.
Подготовка выступления для методического объединения воспитателей.
4.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации
Вопросы
для подготовки к экзамену:
1.
Главная цель воспитательной работы в коррекционном образовательном учреждении.
2. Формирование жизненной компетентности детей с нарушениями интеллекта в процессе воспитания.
3. Воспитание как профессиональная деятельность в коррекционном образовательном учреждении.
4.
Профессиональные функции и задачи воспитателя коррекционного образовательного учреждения.
5.
Принципы осуществления воспитательной деятельности в коррекционном образовательном учреждении.
6. Реализация этиопатогенетического принципа в воспитательной работе с умственно отсталыми детьми.
7.
Реализация онтогенетического принципа в воспитательной работе.
8.
Реализацияпринципаучетапсихологическихивозрастныхи индивидуальных особенностей воспитанников.
9. Реализация принципов педагогического оптимизма, последовательности в воспитательной работе с умственно отсталыми детьми.
10. Реализация принципа комплексного подхода и социо-культурной направленности содержания воспитательной работы.
11. Реализация принципа практической направленности и единства требований в воспитании детей с нарушениями интеллекта.
12. Принципы правильного отбора содержания для воспитательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учрежденияхс позиций требований ФГОС специального образования.
13. Содержание воспитательной работы, его коррекционная направленность в образовательных специальных учреждениях.
14. Воспитание на общечеловеческих ценностях – главное направление воспитательной работы в коррекционной школе и ДОУ.
15. Нравственное воспитание умственно отсталого ребенка и школьника.
16. Умственное воспитание умственно отсталого ребенка и школьника,
17. Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка и школьника,
18. Патриотическое воспитание умственно отсталого ребенка и школьника,
19. Эстетическое воспитание умственно отсталого ребенка и школьника,
20. физическое воспитание умственно отсталых дошкольников и школьников.
21. Межпредметные связи в содержании воспитательной работы.
22. Значение диагностических процедур для ведения коррекционного воспитательного процесса.


23. Создание коррекционно-развивающей среды в учреждении для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
24. Ведение педагогической документации: планирование воспитательного процесса в учреждении для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
25. Документация воспитателя: дневники наблюдений за воспитанниками, анализ педагогической деятельности, написание педагогической характеристики, отчета о проделанной работе;
26. Повышение квалификации и расширение эрудиции педагога.
27. Методическое объединение воспитателей образовательного учреждения и его задачи.
28. Стратегическое и рабочее планирование воспитательной работы.
29. Особенности воспитания детского коллектива в учреждениях для детей с нарушениями интеллектуального развития.
30.
Организация деятельности детского коллектива через систему постоянных и временных поручений.
31.
Взаимоотношение педагога и воспитанников в коррекционном образовательном дошкольном и школьном учреждении.
32. Организация режима дня воспитанников и коррекционное содержание каждого режимного момента.
33.
Методика проведения самоподготовки домашних заданий.
34.
Методика организации досуга для детей с нарушением интеллекта.
35.
Реализация принципа педагогического руководстваво время проведения режимных моментов.
36.
Методы индивидуальной и групповой воспитательной работы в школах и
ДОУ для воспитанников с интеллекуальными нарушениями.
37. Мониторинг достижения плануруемых результатов воспитательной работы: понятие, структура, содержание.
38.
Технология подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий в школах и ДОУ для воспитанников с интеллектуальными нарушениями.
39.
Особенности организации и
проведения разных воспитательных мероприятий с
умственно отсталыми детьми:
утренников,
экскурсий,
уроков культуры,
походов в кино и театр, проведение выставок,
спортивных соревнований,
трудовых операций,
встреч с интересными людьми, кружковой работы.
40.
Взаимодействие воспитателя с другими участниками воспитательного процесса:
педагогами,
психологом,
врачом, социальным педагогом.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
41. Особенности воспитания детей-сирот в дошкольных и школьных коррекционных (образовательных) учреждениях.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных
психофизических особенностей.


– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;
– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;
– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине
(модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
5.1 Основная литература:
1.Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития
Коняева
Н. П., Никандрова, ВЛАДОС, 2010, ЭБС «Университетская б-ка ОNLIne»
2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов вузов
/ под ред. В. А. Сластенина ; [Л. К. Гребенкина и др.]. - 7-е изд., стер. - М. :
Академия, 2009.
3. Сергеева, Белла Владимировна (КубГУ).
Воспитательная деятельность педагога начального образования: учебное пособие / Б. В. Сергеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубанский гос. ун-т. - Краснодар : [Кубанский государственный университет], 2017.
5.2 Дополнительная литература:
1. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных
(коррекционных) школах I и II вида. В двух частях: учеб. Пос.ВЛАДОС, 2009,
ЭБС «Университетская б-ка ОNLIne»
2. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина ; [Л. К. Гребенкина и др.]. - 7-е изд., стер. - М. :

Академия, 2009.
3. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Н. Джуринский. - М. : Просвещение, 2007.
4. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов ; под ред.
Л. И. Виноградовой. - М. : Просвещение, 2006.
5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования / В. П. Голованов. - М. : ВЛАДОС , 2004.
8. Янушевский В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы : методическое пособие для учителей и руководителей школ -
Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 9. Вохминова Л. В., Савченко А. П.
учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной° школе: учебное пособие° - Архангельск:
ИД САФУ, 2014.
5.3 Периодические издания:
1.
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.
2. Дефектология.
3. Дошкольная педагогика.
4. Дошкольное воспитание.
5. Дошкольное образование.
6. Коррекционная педагогика.
7. Специальная психология.
8. Практическая психология и логопедия.
9. Школьный логопед.
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля):
«База информационных потребностей»
(http://infoneeds.kubsu.ru), содержащая всю информацию об учебных планах и рабочих программах по всем направлениям подготовки, данные о публикациях и научных достижениях преподавателей.
7.
Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

Вид методической разработки
Дата утверждения на заседании кафедры
1.
Методические рекомендации по использованию
Протокол № 9
информационных и электронных учебных
От 20.04.17
ресурсов.
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа
(консультации) – дополнительное разъяснение учебного материала.