Файл: сказуемое. Способы выражения сказуемого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Предмет – русский язык.

Класс – 5.

Автор УМК – Т.А. Ладыженская.

Тема урока - «СКАЗУЕМОЕ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО».

Тип урока - урок открытия новых знаний.
Цель: развить понятие о сказуемом, о способах выражения сказуемого, навыки синтаксического разбора.

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение находить грамматическую основу;

формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения и умения грамматически верного построения предложения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:

Предметные: будут знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: продолжат формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.


Метапредметные:

Познавательные УУД : будутразвивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: продолжат учитьсявысказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА:


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

  1. Беседа - введение в тему:

– С каким разделом науки о языке мы познакомились в 5 классе? (синтаксис)

- А что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения, текст и правила их построения)

- О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? ( о подлежащем)

- Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным текстом.

Подлежащее – это________ , который называет того, кто_________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Поменяйтесь, пожалуйста, в парах, оцените правильность определения.


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. работают с деформированным текстом, оценивают работу в парах.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах,задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2. Целеполагание
и постро-
ение проекта выхода из затруднения;

практическая деятельность

по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ учебного материала. Проблемная ситуация. Работа с таблицами, учебником.


  1. На доске написаны вопросы: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Ответьте на вопросы, чтобы получилось предложение. ( Например, Я читаю. Мама готовит.) Что у нас получилось? О подлежащем мы подробно поговорили на прошлом уроке. О чём же нам предстоит узнать сегодня? ( о сказуемом)

  2. На какие вопросы нам предстоит сегодня получить ответы?

( Предполагаемые ответы:- Что обозначат сказуемое?

На какие вопросы отвечает?

Чем выражено? (вопросы записаны на доске)

В результате нашего наблюдения мы должны заполнить нашу таблицу «Члены предложения» ( Она начата в теоретических тетрадях сведениями о подлежащем)

Член предложения

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Чем выражено?

Примеры.

















Готовы приступить к работе?

  1. Исследуем предложения:

Ночь наступила тихо и незаметно. Ночь тихая и спокойная. сегодня. Ночь – самое тихое время суток. Ночь темна.

Находим подлежащее, ставим от него вопрос. Смотрим, какой частью речи выражено сказуемое.

Наблюдения заносим в таблицу.

Работаем с таблицей.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол

(что делает

предмет?)

Имя прилагательное

(Каков предмет?)


Имя существительное

(Что такое предмет?

Кто такой предмет?)





























Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу. Видеть грамматическую основу предложения очень важно, это умение проверяется на экзамене.

Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель.

Наблюдаем дальше . Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.


Впишите свои наблюдения в таблицу в теоретической тетради, попробуйте дать определение сказуемого. Проверим на стр. 77, прочитав правило.


Формулируют тему, цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Анализируют предложения. Делают выводы. Работают с таблицей.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Работают в парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного материала, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: ставят цели, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания,
осуществляют совместную деятельность

в парах и группах
с учетом конкретных задач

3. Первич-ное закрепление
с комментирова-

нием.

4. Самостоятельная работа

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Работа с рабочими листами. Выполнение разноуровневых
обучающих упражнений.

  1. Тренировочные упражнения.

А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.

1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу.

2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.

Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.

1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.


  1. Исправим предложения. (Грамматические ошибки)

Для первого ряда: Наша школа просторная и светла.

Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый.

Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья.

Самостоятельная работа. Запишите предложения, выделите грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеке выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника.



Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Самостоятельно выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее
в материалах учеб-
ников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. Получили мы ответы на них?

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Мне было (интересно, сложно…)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют дневники достижений

Познавательные:
приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

6. Домашнее задание.




Выучить определение сказуемого. Работа с таблицей в теоретической тетради, составить предложения со сказуемыми, выраженными разными способами.










Рабочие материалы к теме «Сказуемое»

  1. Подлежащее – это________ ,который называет того, кто _________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы ______? ______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.




  1. Работаем с таблицей. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол

(что делает

предмет?)

Имя прилагательное

(Каков предмет?)


Имя существительное

(Что такое предмет?

Кто такой предмет?)





























Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу.

Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель.

3. Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

1) Гроза постепенно удалялась. 2) Этот край очень скромен.

3) Птицы – наши друзья. 4)Первые листики зелёные.

5)Люблю я пышное природы увяданье. 6) Скинуло кафтан зелёный лето.

7) Утро свежо.

4. Тренировочные упражнения.

А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.

1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.

Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.

1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.


  1. Исправляем ошибки.

Для первого ряда: Наша школа просторная и светла.

Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый.

Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья.