ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Предмет – русский язык.
Класс – 5.
Автор УМК – Т.А. Ладыженская.
Тема урока - «СКАЗУЕМОЕ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО».
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Цель: развить понятие о сказуемом, о способах выражения сказуемого, навыки синтаксического разбора.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение находить грамматическую основу;
формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения и умения грамматически верного построения предложения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: будут знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Личностные: продолжат формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Метапредметные:
Познавательные УУД : будутразвивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.
Регулятивные УУД: продолжат учитьсявысказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||||||||||||||||||
1. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. |
– С каким разделом науки о языке мы познакомились в 5 классе? (синтаксис) - А что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения, текст и правила их построения) - О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? ( о подлежащем) - Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным текстом. Подлежащее – это________ , который называет того, кто_________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа. Поменяйтесь, пожалуйста, в парах, оцените правильность определения. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы. работают с деформированным текстом, оценивают работу в парах. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах,задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||||||||||||||||||||
2. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения; практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ учебного материала. Проблемная ситуация. Работа с таблицами, учебником. |
( Предполагаемые ответы:- Что обозначат сказуемое? На какие вопросы отвечает? Чем выражено? (вопросы записаны на доске) В результате нашего наблюдения мы должны заполнить нашу таблицу «Члены предложения» ( Она начата в теоретических тетрадях сведениями о подлежащем)
Готовы приступить к работе?
Ночь наступила тихо и незаметно. Ночь тихая и спокойная. сегодня. Ночь – самое тихое время суток. Ночь темна. Находим подлежащее, ставим от него вопрос. Смотрим, какой частью речи выражено сказуемое. Наблюдения заносим в таблицу. Работаем с таблицей. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу. Видеть грамматическую основу предложения очень важно, это умение проверяется на экзамене. Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель. Наблюдаем дальше . Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.
Впишите свои наблюдения в таблицу в теоретической тетради, попробуйте дать определение сказуемого. Проверим на стр. 77, прочитав правило. | Формулируют тему, цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Анализируют предложения. Делают выводы. Работают с таблицей. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают в парах. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного материала, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: ставят цели, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных задач | ||||||||||||||||||||||
3. Первич-ное закрепление с комментирова- нием. 4. Самостоятельная работа | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Работа с рабочими листами. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. |
А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера. 1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев. Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным. 1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.
Для первого ряда: Наша школа просторная и светла. Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый. Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья. Самостоятельная работа. Запишите предложения, выделите грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения. Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеке выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учеб- ников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. Получили мы ответы на них? Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал, что… Мне было (интересно, сложно…) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | ||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание. | | Выучить определение сказуемого. Работа с таблицей в теоретической тетради, составить предложения со сказуемыми, выраженными разными способами. | | |
Рабочие материалы к теме «Сказуемое»
-
Подлежащее – это________ ,который называет того, кто _________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы ______? ______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.
-
Работаем с таблицей. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
Глагол (что делает предмет?) | Имя прилагательное (Каков предмет?) | Имя существительное (Что такое предмет? Кто такой предмет?) |
| | |
| | |
| | |
Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу.
Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель.
3. Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.
1) Гроза постепенно удалялась. 2) Этот край очень скромен.
3) Птицы – наши друзья. 4)Первые листики зелёные.
5)Люблю я пышное природы увяданье. 6) Скинуло кафтан зелёный лето.
7) Утро свежо.
4. Тренировочные упражнения.
А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.
1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.
Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.
1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.
-
Исправляем ошибки.
Для первого ряда: Наша школа просторная и светла.
Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый.
Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья.