Файл: Урок Идеи развития органического мира в биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок «Идеи развития органического мира в биологии»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой

деятельности, интерактивные, игровые.

Решаемые проблемы: Какие идеи о происхождении видов были выдвинуты

Ж.Б.Ламарком? Почему теория Ламарка о развитии организмов получила

признание, несмотря на то, что оана не объясняет сути и механизма

эволюции?

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – определение цели урока, изучение биологических терминов, анализ «законов», сформулированных Ж.Б. Ламарком; самостоятельная работа – анализ и оценивание информации, описание процесса появления эволюционных идей; групповая работа – заслушивание и рецензирование сообщений одноклассников на темы «Эволюционизм в античной философии», «Зарождение эволюционной идеи», «Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка»; «Оценка трудов Ж.Б.Ламарка»; индивидуальное проектирование домашнего задания из предложенного учителем.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться давать определения понятий: эволюционное учение, ламаркизм, креационизм; характеризовать эволюционное учение; называть имена ученых, внесших большой вклад в развитие эволюционного учения; выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б.Ламарка; аргументировать несостоятельность «законов», выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов; характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять план параграфа; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения и презентации, приобретать навыки исследовательской деятельности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения;использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения.


Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
План урока
Актуализация знаний

Фронтальный опрос. Завершите высказывание или вставьте пропущенные слова.

Проблема возникновения и разнообразия жизни на Земле с давних пор привлекает внимание философов и натуралистов. До середины ХIХ в. считали возможным самопроизвольное зарождение организмов из неживых предметов (теории абиогенеза). Опыты Пастера доказали ошибочность и наивность этих суждений. При обсуждении проблемы о возникновении жизни на Земле были выдвинуты разные теории биогенеза.

Согласно современным научным представлениям, жизнь на Земле зародилась из неживой материи в процессе формирования и развития самой планеты. Впервые эту гипотезу высказал в 1924 г. отечественный ученый А.И. Опарин. Он сформулировал ее как теорию эволюции живой материи. В настоящее время считают, что жизнь зародилась в результате химической эволюции (абиогенно), а ее развитие до современного состояния разнообразия и сложности произошло путем биологической эволюции (биогенно).

Условия, при которых произошло появление первых живых организмов на Земле, резко отличались от современных. В атмосфере первобытной Земли не было кислорода, но были газообразные вещества, из которых могли путем многочисленных химических преобразований возникнуть органические молекулы. Они объединялись в полимеры, а затем и в агрегаты (совокупности), названные коацерватами. Последние и послужили основой появления живых клеток. Медленно, на протяжении чрезвычайно длительного времени (около одного миллиарда лет) шел этот процесс. Эволюция химических веществ в окружающей среде и преобразование их в коацерватах привели к созданию соединений, способных координировать в первичных клетках ход химических реакций, без которых невозможны процессы жизнедеятельности (обмен веществ, рост, воспроизведение себе подобных).


На первых этапах развития жизни ключевыми событиями стали естественный отбор; появление автотрофности (и хлорофилла); накопление кислорода в атмосфере и создание озонового слоя; появление в клетке оформленного ядра с ДНК (эукариоты); возникновение полового размножения; появление многоклеточности у организмов; выход живых существ на сушу.
Формулировка цели урока

Живой мир Земли огромен. Он представлен уникальным разнообразием живых существ: в нем более 2 млн видов эукариот (см. также § 7) (более 500 тыс. видов растений, около 1,5 млн видов животных) и примерно столько же видов прокариот (см. также § 7). При этом разнообразии форм жизни все организмы состоят из одних и тех же химических элементов и органических соединений. Все сходным образом осуществляют биосинтез и обмен веществ с окружающей средой, используют похожим образом энергию в процессах жизнедеятельности, способны одинаково размножаться и при половом размножении начинают развитие организма из одной клетки – зиготы.

Как же объяснить многообразие видов при таком сходстве свойств у живых организмов? Каким образом возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались у них приспособительные свойства? Ответы на эти вопросы дает эволюционное учение (лат. evolutio – "развертывание")

Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Цель урока: изучить развитие научных взглядов на происхождение и эволюцию

жизни на Земле

Изучение нового материала

1.Понятие об эволюционном учении (Рассказ учителя с элементами беседы)

2.Развитие научных взглядов на происхождение жизни на Земле от ученых античности до Ламарка (рассказ учителя, сопровождаемый презентацией; заполнение схемы и таблицы)

Ученый

Годы жизни, научной деятельности

Научные мировоззрения





















Господство креационизма – взглядов о неизменяемости природы.(VI -XIV вв.)

Первое целостное эволюционное учение Ламарка (1809 г.)

Развитие эволюционных взглядов (XV – XVIII вв.)

Идеи единства и развития природы в Древнем мире (1 тысячелетие до н.э.


ид



3. «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за Вас, отец!» (Сообщения учащихся о жизни и научной деятельности Ж.Б.Ламарка, сопровождаемые интерактивными презентациями, вопросами к тексту)

4.Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка и его значение (самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой).

Значение эволюционного учения Ламарка

Достижения

Ошибки

1.Признал процесс эволюции

Неверно определил причины эволюции:

  • Внутреннее стремление организмов к самосовершенствованию;

  • Прямое влияние внешней среды, упражнение и неупражнение органов и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.

2.Обосновал роль окружающей среды в изменяемости свойств организмов.

Отрицал существование видов

3.Отметил постепенность повышения уровня организации живых существ от простейших до человека.




4.Оценил значение времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на Земле.






Закрепление изученного материала

  1. Что означает термин "эволюция"?

  2. Почему в биологии считают ценной теорию Ж.Б.Ламарка о развитии организмов, хотя она не объяснила сути и механизма эволюции?

  3. Какие "законы" сформулировал Ламарк?

Домашнее задание

&34, дополнительный материал в форме доклада, презентации, кроссворда, теста в Excel о жизни и научной деятельности Чарлза Дарвина (индивидуальные задания на выбор).