Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности коррекционно логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи слушатель Минина Ольга Игоревна Преподаватель Шопина Светлана Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new

Дисциплина: Дизартрия. Особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности коррекционно - логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи


Выполнил:

слушатель Минина Ольга Игоревна

Преподаватель:

Шопина Светлана Андреевна

г. Москва – 2022
Задание 1.
Опишите симптомы бульбарной дизартрии и составьте план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи с наглядным материалом.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции. Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и глубиной поражения головного мозга: периферических двигательных нервов, ядер периферических двигательных нервов, ядер, располагающихся в стволе и подкорковых отделах, отвечающих за безусловно-рефлекторные речевые реакции. Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы соответствуют задачам логопедической работы при дизартрии. Основная цель работы-улучшение разборчивости речевого высказывания, уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата-спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, развитие речевого дыхания и голоса, нормализация просодики, формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи, развитие звукового анализа, нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия(что можно включить в индивидуальный план):дифференцированный логопедический массаж(расслабляющий или стимулирующий),пассивная и
активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения. Бульбарная дизартрия возникает при очаговом поражении продолговатого мозга. Этот синдром связан с нарушением иннервации ядер черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего, добавочного, подъязычного. Синдром сопровождается вялым парезом(гипотонией) мышц языка, а также в ряде случаев снижением глоточного рефлекса. В качестве симптомов бульбарной дизартрии следует отметить ограниченную подвижность речевых органов, слабый голос и речевое дыхание, артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера, звонких согласных-к глухому, в целом высказывание невозможно разобрать, у пациентов выделяется много слюны, голос приобретает носовой оттенок. Задача работы с таким пациентом-активизация мышц языка, преодоление его паретичности с учетом того, что бульбарная дизартрия трудно поддается коррекции. План коррекционно-логопедической работы должен включать: комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка(артикуляционные упражнения), ,массаж органов артикуляции, исправление произношения звуков речи, нормализация речевого дыхания и голоса, работа над выразительностью речи. В план работы можно включить:

1.Активизирующий массаж, который проводится при вялости артикуляционных мышц(вялые параличи и парезы).Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур. Стимуляция мышц достигается прессорными, покалачивающими и поглаживающими воздействиями.2.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).

1.Рот открыт, губы в улыбке; легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и затем втягивая его в рот. Затем, «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

2.Рот открыт, губы в улыбке. Облизывать кончиком языка верхнюю губу, затем нижнюю(облизываем языком слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю.)

3.Рот закрыт. Облизывать передние нижние и верхние зубы. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались(«чистим зубы»).

4.Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка.



5.Быстро,многократно и резко произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

6.Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать,затем оторвать со щелчком(щелкаем языком).

7.Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе(двигаем языком влево-вправо).

8.Быстро, много кратно произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

3.Скороговорки.Не тот товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. Четверть четверика гороха без червоточинки. Константин констатировал конституцию.Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.Будьте бережны к изображению.Поражено оно.Порушено временем.Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.Бренный мир отвергший дервиш брел по древнему Дербенту.В парус бриг впряг бриз близ берега.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторять,а введение в речь(скороговорки)достаточно проговаривать 1-2 раза в день.

Задание 2.Опишите симптомы мозжечковой дизартрии и подберите упражнения для восстановления произносительной стороны речи.

Мозжечковая дизартрия  возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей.В результате развивается дистония мышц языка.У больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает.Речь становится нечеткой,толчкообразной, скандированной.Возникают затруднения при произношении сложных по артикуляции слов.Задача работы-преодолеть мышечную атаксию, то есть стабилизировать тонус мышц языка.Мозжечковая дизартрия может быть следствием острого нарушения мозгового кровообращения, сопровождающегося мозжечковой слабостью. К симптомам мозжечковой дизартрии относятся:развитие диспросодии речи,утрачивается ее ритмичность,плавность проговаривания,отутствуют речевые акценты, больным свойственен толчкообразный тип речевого потока,непостоянство силы голоса, скандированность.Звонкие звуки произносятся более глухо,мягкие-более твердо, речь кажется невнятной,смазанной,замедленной и является затруднительной, при произношении протяжных гласных звуков часто дрожит голос
,ввиду гипотонии мимической мускулатуры отсутствует мимика, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц, возникают сложности с пережевыванием твердой пищи.У больных нарушается координация движений,изменяется почерк,ходьба становится неустойчивой.В данном случае подходят :1.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).

1.Рот открыт,губы в улыбке,широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном,спокойном состоянии 5-10 секунд.Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов(зеваем).

2.Быстро и многократно произносить «т»:т-т-т-т-т.

3.Губы в улыбке, легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка,медленно высовывая и затем втягивая его в рот.Потом «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

4.Рот открыт,губы в улыбке,двигать язык к уголкам рта вправо-влево.Следить,чтобы челюсть и губы были неподвижны,язык не скользил по нижней губе(двигаем языком вправо-влево).

5.Рот открыт,губы в улыбке.Облизывать кончиком языка слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю).

6.Рот закрыт.Облизывать передние нижние и верхние зубы.Следить, чтобы челюсть и губы не двигались(чистим зубы).

7.Рот закрыт.Облизываем зубы под губами круговыми движениями языка.

8.Широкий язык присосать  к твердому небу,удерживать,потом оторвать со щелчком(щелкаем языком).

9.Позевать.Наклонить голову вниз,открыть рот и высунуть язык(изображаем уставшую собачку).

2.Скороговорки.Петр Петрович, по прозванью Перов,поймал птицу пигалицу,понес по рынку,просил полтинку,подали пятак,он и продал так.Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.Побежали поросята по росе,простудились поросята, да не все.Пришел Прокоп-кипит укроп,ушел прокоп-кипит укроп.И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.Нынче посидим,завтра поглядим, а там споем и спляшем.Загубленная гусеница,запудренная пудреница,запуганная пуговица,запутанная путаница.Протокол про протокол протоколом запротоколировали.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторить.Введение в речь(скороговорки) достаточно проговаривать 1-2 раза в день как и при предыдущем виде дизартрии.

3.Работа над коррекцией статической и динамической атаксии
(работа над координацией) ,укрепление артикуляционного аппарата(применение логопедического массажа после консультации с неврологом),формирование правильного дыхания.У таких пациентов в результате гипотонии и дискоординации глоточной мускулатуры нарушается глотание-развивается дисфагия.При поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что грозит асфиксией, аспирационной пневмонией, поэтому актуально использовать методы для устранения данного осложнения.