Файл: Итоговое практическое задание по дисциплине Социология Социальная организация понятие, типология, строение и функционировании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение

Социальная структура выступает главным элементом организации и представляет собой, с одной стороны, систему норм, ничего не воплощающих (ролевые ожидания), а с другой стороны фактический порядок, воплощающий реальные качества индивидов. Если нормативная система включает ценности, нормы, ролевое ожидание и они организованы так, что составляют относительно связанные и устойчивые системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации, то фактический порядок выступает как поведенческая структура. Она включает в себя действия, взаимодействия и сантименты (симпатии и антипатии), т.е. это система отношений между людьми в рамках нормативной структуры, где на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств. Таким образом, социальная структура организации представляет собой совокупность взаимосвязей между участниками организациями по вопросам власти и подчинения, обмена ресурсами и т.д. Цели крайне необходимы участникам, поскольку ради их достижения, собственно, и осуществляется деятельность любой организации. Отсутствие цели порождает бессмысленность и неопределенность организации, что приводит ее в конце концов к гибели. Участники организации это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимыми качествами и навыками, дающими право занимать определенную позицию в иерархии структуры. Совокупность участников организации это как бы персонал, взаимодействующий друг с другом, в соответствии с нормативной и поведенческой структурой и стремящийся заполнить все ячейки, позиции организации. Технология. Критерием эффективности в деятельности организации является производственное применение ресурсов и оптимальное распределение конечной продукции и услуг. Эффективно действующая организация тесно увязывает требования технологии (внутренние факторы) и окружающую среду (внешние факторы). Именно здесь возникает процесс планирования и принятия важнейших решений. Новые технологии это постоянное применение научного метода и анализа ситуации с целью оптимального решения возникающих проблем. В этом смысле технология это «систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий» (С. Фролов). Внешнее окружение. Чтобы успешно функционировать в обществе, взаимодействовать с другими организациями, группами, институтами организация должна адаптироваться к внешней среде, окружению. Это обстоятельство заставляет ее вырабатывать собственную линию поведения по отношению к внешней среде. Под внешней средой следует понимать государство и его институты; рынок и его механизмы; воздействие экономики; влияние социокультурных факторов и т.д. Социальное предназначение любой социальной организации состоит в том, чтобы способствовать усвоению индивидом всей совокупности норм поведения той или иной культуры, поскольку только такое усвоение дает ему возможность ориентироваться и адаптироваться в социально-психологической структуре общества, приобрести определенный социальный статус. Усвоение норм поведения и ценностей вызывается постоянной потребностью человека соотнесения себя с определенной структурой различных социальных ценностей, норм и правил. Система взаимодействий в социальной организации инициирует духовную регуляцию социальных связей. Среди объединенных в организации людей возникает единство ведущих духовных регуляторов: норм, ценностей, принципов поведения. Особый смысл приобретают ценности социальной солидарности. Синтез этих регуляторов духовной связи в социальных организациях способствует формированию чувства принадлежности к ней, причислению себя к организации («Мы»). Человек берет на себя обязательства по отношению к «Мы», усваивает традиции и нормы сложившихся в организации отношений. Самооценки личности выстраиваются на доминирующих в организациях ценностях. У членов организации складывается чувство собственного отличия и преимущества (превосходства) перед другими. В рамках социальной организации устоявшиеся связи взаимопомощи, координации и солидарности институционализируются, носят предсказуемый, управляемый характер. В основу типологии социальных организаций социологи ставят уровень формализации отношений, связей и взаимодействий, существующих в них. Исходя из этого принято выделять формальные и неформальные организации. Эти понятия впервые ввел в социологию Э. Мейо, проводивший в 20-30-е гг. знаменитые хоторнские эксперименты. Он обнаружил, что в любой компании, на заводе, помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские (неформальные организации). Данная типология наиболее устоявшаяся в теории организаций. Одна из типологий социальных организаций построена на взаимосвязи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация. Трудовая организация - это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно- просветительских, административных и других организаций. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям: по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности: государственная, кооперативная, акционерная, собственность трудового коллектива, частная, совместная с иностранным капиталом, иностранная. По сферам деятельности: организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т. д.), организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.). Общественные организации - неправительственные / негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются так же экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др. По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация- корпорация. Формальная организация построена на строго соблюдаемом принципе, обосновывающем обязательное исполнение ее членами своей роли, функций, соблюдение статуса и границы (формы) которых обозначены. Возникновение формальных организаций связано со стремлением се членов и внешнего окружения повысить эффективность на основе специализации деятельности ее членов. Зафиксировать разделение труда возможно только через строгое соблюдение статусов, функций, иерархии должностей. Их абсолютизация, не оставляющая членам организации свободы выбора, творчества (обезличивание), может превратить ее в бюрократическую организацию. Большинство исследователей считают бюрократизм неизбежным и даже необходимым элементом общества и государства. Среди достоинств бюрократии М. Вебер выделял точность, быстроту, знание, единоначалие, служебную тайну, субординацию, минимум конфликтов и др. - что придает ей высокую хозяйственно-производственную эффективность. Оппоненты М. Вебера критикуют его концепцию с различных позиций, но прежде всего отмечают, что такой тип организации подавляет творчество, инициативу работников, порождает конфликтность в обществе. Более того, в известный момент бюрократические организации начинают обслуживать не интересы общества, а свои корпоративные интересы. Так, например, Т. Парсонс и др. исследователи считают, что два типа власти (на основе иерархии подчиненности и профессионального знания, компетентности) противоречат друг другу, поскольку власть бюрократа основывается на праве приказа, стало быть, подчинение ему не является уже добровольным. Это противоречие становится почвой для постоянных конфликтов. Р. Мертон полагал, что неукоснительное следование формальным правилам приводит в конечном счете к потере самостоятельности в принятии решений, к отказу от творческого мышления и даже от компетентности. Подобные явления Р. Мертон назвал «обучением неспособности». Главная черта неформальных организаций - самоорга- низованность и саморегуляция. Они создаются по воле членов организации; их статус носит неформальный (никем не предписанный) характер. Такой статус членов неформальной организации с их дос таточно «размытыми» функциями, с одной стороны, ослабляет ее, а с другой - создает возможности для творческой работы людей. Их не ограничивают строгая иерархия, жестко организованная структура, обязательные для исполнения стандарты деятельности и общения. Неформальные организации представляют собой спонтанно сложившуюся систему связей, взаимодействий, норм межличностного и межгрупнового общения. Они компенсируют нарушение важнейших функций социального организма путем функционально-направленной самоорганизации и саморегуляции через общность интересов организации и ее членов. Индивид в такой организации достаточно автономен по отношению к функциональным обязанностям: у него всегда есть выбор форм должностного поведения во взаимодействиях с другими участниками организации. Как спонтанная общность индивидов, неформальная организация предполагает личностные, персонифицированные деловые отношения, отсутствие жестких стандартов и регламентации, иерархии подчиненности. Если же вдруг возникает необходимость в этом, то исключительно ситуативно. Неформальная организация создает большие возможности для творческой и инновационной деятельности ее членов, что делает ее организационно гибкой и устойчивой в работе. Осуществляя типологию социальных организаций, их еще подразделяют на деловые и союзные. Главной задачей и тех и других является достижение определенных целей, связанных с изменением социальной действительности. Деловыми социальными организациями принято считать те, которые производят материальные ценности (заводы, фабрики, бизнес-структуры). Союзные социальные
организации направлены на упоря- дочные социальной, политической жизни общества (общественные объединения, партии и т.д.). Американский социолог Н. Смелзер предлагает свою классификацию организаций: добровольная ассоциация (напоминает неформальную организацию), тотальная формальная организация. К первому типу он относит религиозные группы, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации, клуб собаководов и др., ко второму типу - тюрьмы, военные училища, мужские и женские монастыри и др. Наряду с этими типами Н. Смелзер выделяет и 3-й тип - бюрократический. По его мнению, добровольные ассоциации часто превращаются в сложные организации, т.е. бюрократии. На бытовом уровне мы называем их учреждениями, административными учреждениями или просто организациями.

Таким образом, важной мерой развитости социальных связей общества является степень его разнообразия, разности видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальных организаций и институтов. В многообразии социальных взаимодействий важную роль играют социальные институты и социальные организации, объединяющие людей с одинаковыми целями, задачами, функциями и обусловленными им статусами, социальными ролями, культурными запросами, этическими признаками, в основе которых чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность и объединение усилий. Многообразие социальных институтов и организаций демонстрирует зрелость того или иного общества, степень его развитости; позволяет быть ему социально устойчивым через процесс постоянного обновления его институтов и организаций.