Файл: Тема Инновационная деятельность в доу как средство повышения качества дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Инновационная деятельность в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования.

Выполнил:

воспитатель

МАДОУ детский сад № 1

Остапенко О.А.
Тема инновационной деятельности: «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации, как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».

Цель: Создание модели и формирование патриотических и социально – нравственных качеств личности ребенка посредством этнокультурного казачьего компонента в деятельности ДОУ.

Задачи:

-разработать модель по формированию патриотических и социально – нравственных качеств личности ребенка посредством этнокультурного казачьего компонента в деятельности ДОУ;

- повысить качество и результативность образовательного процесса в детском саду по формированию целостного представления о малой Родине – Кубани, внедряя парциальную программу «Юные казачата» для детей дошкольного возраста на основе традиций казачества;

- создать условия для роста профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- способствовать формированию патриотических и социально – нравственных качеств у дошкольников; посредством создания мини-музея под открытым небом «Казачья хата» с подворьем;

- расширить спектр возможностей по осуществлению взаимодействия с социумом (родители, школа, библиотека, казачье общество, СвятоУспенский храм) в рамках формирования социально – нравственных, патриотических, духовно – нравственных качеств личности дошкольника.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Многонациональность Краснодарского края, одна из причин осознанной нами необходимости прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Каждая улица, каждый дом имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, свою историю.

Основная цельреализации в ДОУ национально-регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой, природой Кубани.


Все это невозможно без организации, развивающей предметно – пространственной среды.

В каждой возрастной группе созданы, макеты казачьей хаты и подворья, где представлены куклы в женском и мужском казачьих костюмах, тематические альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей, культурой казачества и бытом, утварью, интерьером казачьей избы. Педагогами сделаны картотеки подвижных казачьих игр, сборники загадок, пословиц с местным колоритом. Во всех возрастных группах для родителей оформлены информационно-тематические стенды, содержащие информацию об истории Кубанского казачества.

Педагогами в группах собраны:

-серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры (жизнь и быт казаков);

- детская библиотека с любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами, казачьими сказками и т. д.

- в уголках ИЗО деятельности есть альбомы с различными техниками рисования, осуществляется ознакомление детей с Петриковской росписью

(роспись казаков на Кубани).

Педагогами детского сада проведена огромная работа по созданию макетов-уменьшенных целостных объектов. С помощью макетов «Кубанское подворье, «Кубанская хата» и др., предоставляется возможность показать ребенку внутреннее устройство построек. Идея создания макетов пришла в результате обсуждения традиций казаков, условий их уклада жизни. Дети с большим желанием и интересом расставляют в макетах предметы, персонажей по своему желанию. Самое главное, что у детей появляется желание вдохнуть жизнь, изготовив хозяев хаты, живность подворий из различного материала: бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала.

В холле детского сада создан уголок Геральдики, где представлен герб, флаг Кубанского казачьего войска, портреты атаманов. Перед входом в детский сад установлен флагшток, атаманы групп поднимают флаг Кубанского казачьего войска под гимн Кубани при проведении мероприятий.

Для осуществления кружковой работы по Основам Православной Культуры и ознакомления с традициями казачества, в детском саду обустроен кабинет, в котором очень насыщенная развивающая среда. На стене находится резной киот с иконами. Создан макет Павловского Свято – Успенского храма, который передает красоту, величество и убранство собора. Имеется модуль: «Кубанская хата», «Ярмарка», «Пасха» все фигурки, связанные педагогами, что очень удобно, так как дети могут с ними играть.


Собранна большая библиотека православной детской литературы, казачьих сказок, стихов и прозы местных авторов, подборка журналов «Свечечка», который детский сад выписывает на протяжении пяти лет.

С целью ознакомления с историей и культурой казаков педагогами детского сада был создан мини – музей «Казачья хата», как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. В музее дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, жизнью, традициями и обычаями казаков.

Музей представляет собой кубанскую хату с семьей казаков, на стенах висят старинные фотографии, где мы можем увидеть свою станицу в прошлые годы, в хате находятся старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины, самовар с глиняной утварью, рядом прялка, на полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши бабушки. Стоит русская печь, а на ней, как будто только из печи пироги и караваи. Члены казачьей семьи заняты каждый своим делом. (ростовые куклы созданы совместно педагогами и родителями детского сада).

Музей с удовольствием посещают воспитанники, где они могут не только рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дети чувствуют свою причастность к созданию мини – музея, так как все семьи воспитанников вносят свой посильный вклад в развитие музея. Каждая семья старается найти что-нибудь интересное и нужное для нас. Экспонаты добавляются, обновляются, собираются по сегодняшний день. Ребята с педагогами лепят из соленого теста: вареники, пироги, бублики и другие кубанские блюда. Согласно принципу доступности и открытости, на полках разместили предметы народно- прикладного искусства Кубани: гончарные изделия, керамические, плетёные изделия из соломки. Глиняная посуда: макитры, глечики для хранения молочных продуктов, махотки, плетёные корзины.

Для реализации программы «Юные казачата» педагогами был создан мини - музей «Кубанское подворье», где находится корова, лошади, барашки, домашняя птица. Ребята могут попробовать подоить корову, узнать, как за ней ухаживать, какие условия нужны для того, чтобы было больше молока.

Это дополнительная развивающая среда позволяет педагогам систематизировать работу с детьми, сделать насыщенной и интересной.


Каждый уголок нашего детского сада несет обучающий характер, на территории детского сада проходит экологическая тропа, где воспитанники, начиная с младшего возраста, знакомятся с окружающим миром и природой малой Родины. Путешествуя по экологической тропе можно увидеть: пасеку, розарий, пруд, муравейник, метеостанцию, фруктовый сад, огород и фито клумбу, созданы стенды с животными, птицами и насекомыми Кубани.

Совместно с Павловским казачьим обществом, была построена казачья хата в натуральную величину. Педагоги ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями собрали и изготовили своими руками предметы быта. Летом 2022 года была торжественно открыта Кубанская хата, она находится во внутреннем дворе детского сада, в хате находятся предметы старины, отражающие быт казаков. Прялка, стол с лавками, самовар, посуда, кровать с вышитыми покрывалами, детская люлечка, в красном углу хаты находятся иконы с рушником. Хата огорожена изгородью, на подворье есть колодец, уличная печь (кабица), стоит стол с лавками, этажерка, пряха, сундук, керамический кувшин, рубель, рушники с вышивкой, лоскутные одеяла и коврики, бурка, нагайка, фотографии и др.

Все экспонаты доступны детям, они могут брать их в руки, проводить необходимые манипуляции во время игр.

Так же на казачьем подворье находится птичник (курочки, петушок, уточки, гусь и т.д.), козочка с козленком, телята и т.д. Для ребят и педагогов это излюбленное место для проведения занятий, бесед и игр.

Юные казачата могут найти деятельность по душе, можно книгу почитать в библиотеке, помастерить в мастерской Винтика и Шпунтика, ждет ребят городок ПДД, в фруктовом саду детского сада расположилась музыкальная гостиная.

На кануне Рождества педагоги устанавливают вертеп, украшенный хвоей, внутри расположены фигуры девы Марии, Иосифа, Иисуса, волхвов с дарами, домашних животных. После новогодних каникул, воспитанники попадают в сказку.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические
, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей.

Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, является основой для формирования нравственных качеств личности ребенка.