Файл: Древнегреческий историк, которого называют отцом истории. Один из первых ученыхпутешественников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История»

Геродот Галикарнасский

ФИО студента




Направление подготовки




Группа





Москва 2023

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ


Древнегреческий историк, которого называют отцом истории. Один из первых ученых-путешественников. Для написания своей знаменитой Истории он объехал все знаменитые страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилон, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (до Херсонеса) и страны скифов. Автор работ, посвященных описанию греко-персидских войн, изложению истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание быта и быта скифов.

Имя Геродота почти неизменно сопровождается термином «отец истории». Такое заявление считается заслуженным, поскольку до появления сборника, известного как «История», большая часть того, что считалось исторической литературой, классифицировалась как хроника незначительных событий и создание региональных геобиографий. То, что отсутствовало в подборках исторической документации в то время, когда Геродот начал изменять природу жанра, – это те аспекты, которые считаются необходимыми для написания истории сегодня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Геродот – житель Древней Греции, «отец истории». Грек стал автором первого дожившего до наших дней трактата «История», в котором подробно описал обычаи народов, существовавших в пятом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн. Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры.

Геродот Галикарнасский (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого
1 сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры; они также являются чрезвычайно важным источником по истории Великой Скифии.

Общепризнанной считается версия о том, что Геродот родился в Галикарнасе в 484 году до нашей эры. Этот древний город располагался на территории исторической области «Кария», на побережье Средиземного моря в Малой Азии. Город Галикарнас был основан дорийцами, поблизости располагалось поселение карийцев (и дорийцы, и карийцы являются представителями основных древнегреческих племен).

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.

Затем Геродот отправился в продолжительные и многочисленные путешествия. Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.2

Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу3, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.

Родина Геродота, Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь в семье Ликса. По свидетельству писательницы Памфилы у римского писателя II века Авла Геллия

4, он родился в 484 году до н. э.5 В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

С Геродота начинается не только историческая, но и политическая мысль в Европе. В его труде впервые появляется развернутый и аргументированный диспут о преимуществах и недостатках различных форм правления. Он высказал необыкновенно перспективную мысль о том, что в принципе существуют три вида государственного устройства: монархия, олигархия и демократия; в первом случае власть принадлежит одному человеку, во втором — небольшой группе лиц, в третьем — всему народу (собственно, эти термины так и переводятся с древнегреческого языка: «власть одного», «власть немногих», «народоправство»)6.

Классификация, что и говорить, предельно строгая и четкая: ни прибавить, ни убавить. Политические теоретики последующих веков вносили в нее разве что вариации или детализации, из которых далеко не все выдержали проверку временем. Можно сказать, что в целом схема, предложенная «Отцом истории», и поныне не устарела7. В высшей степени интересно, что именно в труде Геродота впервые встречается само слово «демократия» — термин, которому была суждена столь громкая будущность.

Геродот был великим и неутомимым путешественником. Любопытство влекло его на север и юг, на запад и восток… Побывал он и в долине Нила, где пирамиды хранили память о древних фараонах, и на берегах Черного моря, и в сказочном Вавилоне, и в Италии. Конечно, он вдоль и поперек пересек родную Грецию. Но вот парадокс: хотя Геродот был греком, он не родился в Греции и не умер в Греции; она, в сущности, осталась для него лишь «исторической родиной».

Труд "История" или "Изложение событий" Геродот написал на ионийском диалекте. Главная идея, которую он прослеживает в этом сочинении, заключается в противостоянии азиатской деспотии и древнегреческой демократии. Центральной темой "Истории" стали греко-персидские войны, но в ходе изложения событий историк вводил подробные
географические и этнографические очерки, так называемые логосы.8

Геродот начинает рассказ с рассказа о судьбе Лидийского царства и переходит к истории Мидии до возвышения Кира, в связи с походами Кира описывает Вавилон и нравы его жителей, а также племя масагеты, жившие за рекой Аракс (кн. 1). История завоевания Египта Камбизом дает ему повод рассказать об этой стране: так образуется знаменитый египетский логос (кн. 2, Эвтерпа); рассказ о неудачном походе Дария на скифов перерастает в описание быта и традиций племен, населявших причерноморские степи (кн. 6, Мельпомена).

Подобные описания отдельных местностей и народов сближают "Историю" с трудами ионийских ученых-логографов и, в частности, с сочинениями Гекатея Милетского, на которого Геродот неоднократно ссылается. Однако, в отличие от логографов, в канву исторического повествования Геродот включает эпизоды-новеллы, близкие бытовавшим среди восточных народов устным преданиям и повествующие о драматических поворотах в событиях истории и судьбах людей: рассказы о Гигесе и царе Кандавле (книга 1, 8-13), о Солоне и Крезе (книга 1, 29-56), о Кире и Астиаге (книга 1, 108-129), о перстне Поликрата (книга 3, 40-43). Вера во всемогущество рока, широта исторической и пространственной перспективы, неспешность повествования придают "Истории" эпический характер: в трактате "О возвышенном" (Псевдолонгин, 1 век) Геродот был назван "великим подражателем Гомера"9.

Произведение Геродота пронизано темой непостоянства судьбы и зависти божества к счастью людей. Подобно Эсхилу в трагедии «Персы», Геродот осуждает персидских царей за чрезмерную дерзость и стремление нарушить мировой порядок, который повелел персам жить в Азии, а эллинам — в Европе. Ионическое восстание 500 г. до н. э., втянувшее греческие государства в длительную и кровопролитную войну, Геродот считает проявлением неосмотрительности и гордыни. При описании Греко-персидских войн Геродот использует воспоминания очевидцев, материалы надписей, записи оракулов; он посещает места сражений, чтобы точнее реконструировать ход битв. Неоднократно он отмечает заслуги рода Алкмеонидов, к которому принадлежал Перикл.

Успеху труда Геродота в античные времена способствовало его искусство рассказчика, близость его "Истории к эпосу". Сохранившиеся многочисленные греческие рукописи 10-15 веков отражают непрерывную рукописную традицию, восходящую к античным изданиям текста. В эпоху Возрождения Лоренцо Валла перевел "Историю" на латинский язык (Венеция, 1479). Русские переводы Геродота были опубликованы с комментариями Ф. Г. Мищенко в 1888 году и Г. А. Стратановского в 1972 году. Для современных ученых "История" представляет собой бесценный источник энциклопедических сведений об истории античных стран
10.

Помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в их отношениях друг с другом и с греками (книги I–VI), а также рассказ о Греко-персидских войнах (книги V–VI), которое завершается описанием неудачного похода Ксеркса в Элладе (книги VII–IX). Хронологические рамки – от мифической древности до современной Геродоту эпохи.11

История стала первым древнегреческим прозаическим сочинением, в котором широта охвата событий сочеталась с их анализом в общегреческой перспективе: Геродот отличается как от своих предшественников-логографов, представлявших мифическую историю отдельных городов, так и от многих своих последователей, предпочитавших локально-событийную историю (Фукидид) или историю подвигов отдельной личности (Феопомп). Главная тема Геродота – описание «великих и достойных удивления деяний» греков и варваров и выяснение причин войны между ними. С точки зрения автора, поступки отдельных героев или действия целых народов метафизически детерминированы «судьбой» и «случаем». В основу его исторической интерпретации положены идеи изменчивости человеческого счастья и зависти божества к человеческому успеху. Стремление реализовать эту концепцию побуждает Геродота творчески перерабатывать материал своих источников (как устных, так и письменных). Такой подход придает концептуальное и стилистическое единство его сочинению, которому присущи увлекательность повествования, острота сюжета, яркость образов и выпуклость характеров. В то же время идейная заданность несколько снижает его документальную ценность. Историчность многих описанных Геродотом событий иллюзорна, хотя мы и можем реконструировать общую канву исторических событий и найти у него богатый этнографический и географический материал. В одних случаях его сообщения оказываются точными, в других лишь угадывается «историческое зерно», лежащее в их основе.12

Геродот собрал и записал сведения, чтобы по прошествии события с течением времени они не пришли в забвение и великие удивительные деяния как эллинов, так и варваров. Состоит из 9 книг, названных в честь греческих муз:

I. Клио; II. Эвтерпа; III. Талия; IV. Мельпомена; V. Терпсихора; VI. Эрато; VII. Полигимния; VIII. Урания; IX. Каллиопа

Слово, которое Геродот использовал для описания своей работы, было «история», и со временем оно стало означать историю в том смысле, в каком мы его понимаем сегодня. «Геродот исследует причины прошлых событий и сообщает о них», — сказал барон. «Однако Геродота интересовала не только политическая и военная история. В нем даются подробные описания социальных и религиозных обычаев других народов («этнография»), рукотворных чудес (таких как стены Вавилона и египетские пирамиды) и мира природы.