Файл: Парные и непарные по твердости мягкости согласные звуки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки
Цели урока: развивать умения различать твердые и мягкие согласные звуки в слове,
воспроизводить и применять знания о парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуках,
а также о роли букв Е, Ё, Ю, Я в слове,
учить правильному обозначению на письме твердых и мягких согласных звуков
Планируемые результаты
Предметные - научатся распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные звуки - соотносить звуковые обозначения со словами - обозначать на письме твердость и мягкость согласного звука. | Метапредметные - понимать и принимать учебную задачу; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - искать разные способы выполнения заданий; - работать в паре и оценивать товарища; - выполнять мыслительные операции. | Личностные - проявлять мотивация учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интерес к русскому языку; - понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. |
Оборудование: учебник «Русский язык», 1 кл., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Рабочая тетрадь на печатной основе, сигнальные карточки с синим и зеленым цветом, карточки со словами, зеленые и синие фишки. Электронное приложение к учебнику.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 Организационный | Организация рабочего места | Приветствует детей: У нас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас звонок! Проверим готовность к уроку Называет учебные принадлежности к уроку | Проверяют готовность к уроку. Карточки пока не трогают | Личностные: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Правильно идентифицируют себя с позиций школьника. |
2. Актуализация знаний | Здесь зашифрованы слова. Подумайте, как прочитать. Попробуйте прочитать и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (слайд на экране) (Ключевые слова: парные, непарные) О каких звуках можно сказать: парные – непарные? Что вы знаете об этом? Как можно объединить согласные по парности? (звонкость-глухость, мягкость-твердость). Какой из признаков – постоянный? От чего зависит мягкость-твердость согласных? Назовите всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные. | Организует мыслительные операции. Формулирует задания. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Нацеливает на воспроизведение известных знаний | Высказываются. Вспоминают известные сведения Делают вывод о парности согласных. Выбирают нужные знания на данном уроке. | Предметные (логические): Осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных ориентиров. |
3. Организация познавательной деятельности | Слайд на экране. Посмотрите на буквы, они подскажут, с какими парами согласных будем работать на уроке. Ь Я Е Ё Ю И О чем говорят эти буквы? Обсуди с соседом по парте, что объединяет эти буквы? Сделайте вывод. Какая буква отличается от других? Что вы знаете о ней? | После высказывания детей более полно проговаривает тему урока, определяет цель урока. Предлагает выполнить задание в парах. | Целеполагание : формулируют тему и цель урока. В парах обсуждают друг с другом и проговаривают сходство и различие. Делают вывод. | Предметные: осуществлять поиск информации, подведение под понятие, выделение существенных признаков. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. Строить понятные высказывания, слушать собеседника |
4. Работа по теме урока | 1.Работа по учебнику стр. 83, упр. 5. Произносите каждую пару звуков. Какие различия при звучании вы заметили? Определить, какие твердые, а какие мягкие звуки. Одинаково ли они обозначаются на письме. Найти и назвать звуки, не имеющие пары. Определить их по твердости и мягкости. 2. Прослушиваем электронное приложение к учебнику. Урок 14 «Твердые и мягкие согласные звуки» 3. Стр. 83, упр.5. Для чего в таблице даны гласные буквы? Какой гласной там нет? Где бы вы ее расположили – справа или слева? Почему? | Организация восприятия и осмысления новой информации: усвоение исходных знаний | Произносят каждую пару звуков. Определяют, одинаково ли они звучат и обозначаются на письме. Формулируют выводы. | Предметные: воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебной задачи, приводить примеры, в качестве доказательства выдвигаемых положений и выводов. |
5.Физминутка | Игра «Звуковая мозаика».(слова с парными согласными и без них) Прыгаем, если слышим на конце слова парный согласный. Приседаем, если этой орфограммы нет. Слова: корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мед, пилот, береза | Проводит физминутку | Выполняют упражнения | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. |
6. Первичная проверка понимания | 1.Рабочая тетрадь, с.42 упр.1 Прочитайте слова. Какими буквами различается каждая пара слов? (гласными) А какими звуками различаются? Почему? Произнесите эти звуки. Раскрасьте схемы нужными цветами. Проверка: показать синюю карточку, если звук твердый и зеленую, если звук мягкий. 2. Индивидуальная работа (3 ученика) работают по карточкам. Задание: подбери и запиши слова, в которых есть такие звуки: 1 ученик- [c], [c,], [м], [м,], 2 ученик - [н], [н,], [л], [л,], 3 ученик - [р], [р,], [т], [т,]. 3.Упр. 6, стр.84 Прочитайте стихотворение. Определите главную мысль. Спишите первое предложение, подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Какие это будут буквы? Взаимопроверка. 4.Словарная работа - Кто не хочет войны? (ребята). - Что обозначает это слово? (слайд) - Подберите близкие по значению слова. - Прочитай слово с ударением. - Сколько в нем слогов? - Найдите «опасные» места в слове, объясните. - Запишите слово, разделив для переноса. | Организует усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и упражняет в ее применении | Читают слова, произносят звуки, раскрашивают схемы. Читают. Отвечают на вопросы Работа в парах, обсуждение выполненного задания. Работают по карточкам. Один ученик у доски моделирует слово с помощью схемы Запись слова Самостоятельная работа в тетради | Предметные: из собственного опыта осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради |
7. Закрепление изученного материала | 1.Работа с сигнальными карточками. (обратная связь) Игра «Молчанка»: «Мягкий – твердый». С какого звука начинается слово: лес, мэр, сыр, рак, мел, мир, ток, люк, ряд, лук, тюк, лед, ком. 2.Проверка индивидуальной работы Каким способом в словах обозначалась мягкость согласного? | Организует работу с карточками при проведении этой игры. Подводит итог проделанной работы. | Показывают сигнальную карточку зеленого цвета, если первый звук в слове – мягкий, каточку синего цвета, если согласный - твердый Делают вывод. | Предметные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Устанавливать аналогии. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Игра «Живое предложение». Дети, у которых карточки со словами, по команде читают слово и у доски моделируют предложение: Укажите слово, в котором все согласные мягкие. В каком слове мягкость согласного обозначена не гласной? В каком слове гласная стоит в слабой позиции? Подберите проверочное слово. Проверьте написание. Запишите предложение по памяти с любым знаком препинания в конце. | Предлагает вспомнить, как пишутся и оформляются предложения на письме, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания. Обращает внимание на написание слова «ребята» | Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Доказывают, какой знак они выбрали в конце предложения. Пробуют поставить другой знак. Определяют цель высказывания нового предложения. Упражняются в прочитывании. Записывают предложение по памяти | Предметные: осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
9. Обобщение изученного и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений | 1. Игра «Звуковая мозаика». Выложить перед собой синие и зеленые фишки по первому звуку в слове. Слова: ребята, прекрасная, Родина, рябина, Урал, Россия, весна. Способ проверки: самопроверка по правильному ответу на доске У всех ли услышанных слов можно было определить твердость – мягкость первого звука? Почему? Докажите. 2.Самостоятельная работа – РАБОЧАЯ тетрадь стр.43, упр.4. | Предлагает послушать слова и фишками обозначить первые звуки в словах. Предлагает правильный вариант ответа на доске. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях. Наблюдает, направляет, организует взаимопроверку. | Выкладывают звуковую разноцветную дорожку. Проверяют правильность выложенной дорожки по образцу на доске. (1 вариант). Записывает в алфавитном порядке буквы, которые могу стоять в слове после букв, обозначающих мягкий согласный звук (2 вариант). Записывает в алфавитном порядке буквы, которые могу стоять в слове после букв, обозначающих твердый согласный звук. Меняются тетрадями, взаимопроверка. | Коммуникативные: участие в общей работе, сотрудничество «учитель-ученик» Предметные: использовать знаково-символические средства, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять пошаговый контроль по результату. |
10. Рефлексия | Подведение итогов урока. Чему учились? Какие звуки бывают? Как определить парный и непарный твердый и мягкий согласный звук? Отметьте на смайликах свое впечатление. | Закончите предложения. Мы работали над темой… Мы выполняли задания… Мне было интересно… | Комментируют свой выбор, выделяют из темы урока известные знания и умения; неизвестные. Определяют границы своего знания – незнания. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Способность к самооценке. |