Файл: Эссе Какая позиция в споре Аристотеля и Платона по вопросу существования идей вам ближе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе
«Какая позиция в споре Аристотеля и Платона по вопросу существования идей вам ближе»
2021
Мышление древнегреческих философов Платона и Аристотеля в настоящее время имеет немного другое восприятие в современном мире, чем во времена рождения их трудов. Несомненно, идейность этих ученых является началом осмысления окружающего мира, как и мира в целом. Философские системы античных гениальных мыслителей Платона и Аристотеля отразились огромным наследием на все сферы научной и духовной жизни во все времена существования мировоззрения, отразились на трудах более поздних философов. Однако, новых идей в области идейности, великие мыслители так и не выдвинули. Поэтому осмысление данных теорий в современности имеет такое-же значение, как и во времена Древней Греции.
Платон прославился в философии благодаря своему учению об идее. Именно он ввел в философское применение такое понятие. Что именно он понимал под «идеей»?
Ответ на этот вопрос можно найти в диалоге «Государство», в котором он приводит аллегорию пещеры для того, чтобы разъяснить свою науку – онтологию.
Как утверждает Платон, существует настоящее бытие – мир идей, но каждый человек видит его по-разному. По мнению философа человек схож на узника, скованного руками и ногами в пещере так, чтобы не видеть за спиной своей света, а познание человеком мира – это видимые тени, которые отражаются на дальнюю стену пещеры, человек слышит голоса людей, которые разговаривают по другую сторону нашей реальности, и видит всего лишь копии происходящего и вещей. Увидеть само бытие можно было бы путем оборота, но человеку не хватает для этого смелости и вдохновения, поэтому он и живет со смирением видеть одни лишь тени.
Философ – это помощник, возвращающий к свету. Задавшись его вопросом человек ищет ответ и постепенно освобождается от неизвестности. Познание идей не является изучением, созданным из наличного, но воспоминанием принадлежащего, настоящего, истинного.
В диалоге «Менон» Платон демонстрирует теорию воспоминания. Мальчик не имел никакого образования и никогда ранее не изучал математику. Сократ вопрос поставил настолько правильно и хорошо, что ребенок выразил теорему Пифагора своими словами самостоятельно. Из данного действия Платон сделал вывод, что душа ребенка, будучи в царстве идей, ранее была знакома с теоремой, которая выражена идеальным уравнением. Учить в таком случае – это всего лишь помочь душе вспомнить.
Работа Платона под названием «Государство» – о возможности справедливого общества, счастливой жизни человека с человеком. В этом произведении автор преследует цель показать идею самозанятости, другими словами: каждому свое дело.
Кто-то любит вышивать, кто-то – ремонтировать, кто-то – варить суп, кто-то – писать. Любит – в смысле – всегда стремится сделать это особенно тщательно, при этом пытаясь усовершенствовать и отточить свое мастерство. Если человек не имеет стремления к самосовершенствованию, не имеет любимого дела – не познает себя, не понимает и не чувствует собственных способностей, такой человек чувствует себя несчастливым. При этом выглядит такой человек как лодырь, трутень, паразит. Ведь все живые существа чем-то заняты, что-то делают: цветы пьют воду и тянутся к солнцу, мыши кушают зерно и размножаются. Так точно много людей живут, словно существуют, на подобии животных или растений. Тем самым чувствуют себя вполне счастливо: цветок не станет жалеть о том, что не умеет вязать, а мышка – о том, что не может играть на фортепиано.
Производство, заботы, самозанятость делом – отличительная черта человеческого существования именно как человеческого.
Мне импонирует утверждение Платона о том, что люди отличаются по степени человечности, как золото от меди – благородный метал от обычного. Он, как и я, считает, что люди отличаются за степенью благородства. Менее благородные – те, которые ведут образ жизни на подобии животного существования, либо подобны растениям: кушать, спать, размножаться, выполнять обыденную ежедневную работу, люди – живые роботы.
Более благородные – "рожденные" из драгоценного металла. Таким особам недостаточно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Они целенаправленные к небесам, жаждут творчества, идей (образов абсолютной истины). Такую идейность хочется воплотить в жизнь, ею обучить своих детей.
В платоновском смысле идея – образец идеальной реальности, смысл и образ жизни, независимого (самого красивого, доброго, справедливого). Люди, стремление которых познать истину, вспомнить увиденное – это и есть представители благородного общества. В таком идеальном мире один человек разрабатывает новую формулу лекарственных препаратов или записывает рецепт нового блюда, второй чертит план нового здания, третий – пишет книгу, четвертый – сочиняет стихи.
Таким образом, Платон был идеалистом в том смысле, что он предусматривал должное бытия, такое, которого нет в нашем чувственном понимании, но он имел в виду такое бытие, которое должно быть. Справедливость, выше всех известных ее проявлений – это реальность, которую мы имеем за цель, ради которой готовы терпеть бытовые проблемы, боль.
Идеальной республики, как ее описал Платон, в реальности никогда не существовало, но понятно, что размышления великого древнегреческого философа имеют рациональные зерна: каждый человек должен делать то, на что призван, то есть то, что ему удается лучше; понятно, что идеальное государство Платона может рассматриваться как цель развития любого государства.
Известно выражение, приписываемое Аристотелю «Платон мне друг, но истина дороже», указывает на расхождение концепции учителя и ученика. Какое это расхождение?
В центре известной картины художника эпохи Ренессанса Рафаэля Санти «Афинская школа» изображены Платон, который поднял вверх указательный палец, и Аристотель, который держит ладонь руки горизонтально полу. Платон считал, что мир эйдосов есть сверхчувствительным (индекс Платона на бытие по ту сторону вещей), зато Аристотель считает неуместным разделять мир идей и мир вещей (индекс Аристотеля на самые вещи), поскольку, по его мнению, идеи принадлежат самим вещам.
Разница между мышлением Платона и мышлением Аристотеля бросается в глаза: первый идет от общего (идеи понимает как должное, сущность потустороннего), второй движется от частного (идеи понимает как сущность данного). Мнение первого привязано к чувственному, мнение второго – именно об чувственном как таковом (о субстанции).
Нельзя не заметить, что Аристотель не понимает Платона, интерпретируя его концепцию, создает собственную. Аристотель говорит, что сущность вещей заключается в самих вещах, а как бы она была вне их, это б не была их сущность. В «Метафизике» Аристотель спрашивается о материи и форме и говорит: глаз – это материя зрения, а зрение – форма глаза. Каждая вещь имеет материю, например, куча глины имеет определенную форму, но также она является материей. Гончар с кучи глины может сделать чашку.
Идеи, или причины, он разделяет на четыре вида. Первая причина – материя, вторая – форма. Материя может иметь форму
, но может быть лишена ее, если она первоматериальна. Аристотеля также интересует проблема возможности и действительности, движения, которое является осуществлением возможного. Осуществление выражается термином «энтелехия», так, например, яйцо является птенцом в возможности, но не ентелехийно. То есть если у Платона благо – это общее, то у Аристотеля оно является завершением отдельной потенции, энтелехии.
«То, ради чего» – третья причина, исток всего существующего, по Аристотелю. Четвертая причина – движущая. Аристотель считает, что не бывает спонтанного движения. Материя пассивна, форма активна, но деятельность (сущность и форма) имеет источник в высшей форме, перводвигателе. Изменения вызываются первым двигателем, им подвергается материя, изменения приводят к форме. Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи (материал), из которого вещь возникает. В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря – понятие сути бытия.
Далее, причина, это – источник, откуда берет свое первое начало изменение или успокоение. Кроме того, о причине говорится в смысле цели, а цель, это – то, ради чего.
Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи есть и скульптурное искусство, и медь: первая – как источник движения, вторая – как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определяет все его действия – не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале – и энтелехиально.
Аристотель разделяет бытие потенциальное и актуальное, так что при их взаимодействии одно превращается в другое. Мир построен иерархически: чистая актуальность (форма); человек; животные; растения; неорганические предметы; чистая потенциальность (материя).
Форма всех форм – перводвигатель – Бог, он лишен всякой потенциальности, а потому и движения. Но он приводит в движение все предметы материального мира. Следует отметить также основные физические идеи Аристотеля, которые на протяжении долгого времени оставались научной парадигмой (физика Аристотеля-Птолемея): центром Вселенной является Земля, каждый его элемент тяготеет к своему естественному месту. Мир есть конечным, у него нет места. Космос является неизменным и вечным, Солнце и планеты – совершенные, постоянные сферы. (Нельзя не заметить различия между аристотелевским учением о завершенной и совершенной Вселенной и современным представлением в физике и астрономии, который учитывает принцип неопределенности в природе, самоорганизации, бесконечного космоса, постоянных метаморфоз, а также зависимости его от антропных факторов.)
Подводя итоги в споре Аристотеля и Платона по вопросу существования идей можно с уверенностью определить свою позицию. Поддерживая идейность Аристотеля, в некотором роде которая схожа с прямым восприятием реальности и отрицанием всего высокого, одухотворенного и смыслового, жизнь сама станет безыдейной и не принесет успеха и реализации человека как личности. Примеров таких нереализованных и безыдейных особ множество, углубляться в которых нет интереса и необходимости. По своей сути они топят себя в бескрайнем мире идей своим отрицанием и реальностью, при этом грузом тянут на дно и своих близких.
Проанализировав учения Платона вывод напрашивается сам собой: идея двигает человечеством, обществом и отдельными индивидуумами, как в целом, так и по единично. Стремление к высокому путем идейности приведет к достижениям. Сама вселенная, как организатор идей, – вечный двигатель к настоящему и стоящему успеху человека!