Файл: Роль транспортной отрасли в социальноэкономическом развитии страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1

Роль транспортной отрасли в социально-экономическом развитии страны

В настоящее время российская экономика оказалась перед сис¬темным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов.

Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров и услуг. Началась структурная перестройка мирового хозяйствa, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузопотоков и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.

Так же является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.


На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.

Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса РФ.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Автотранспортные коммуникации сплачивают участки страны, что является достаточным соглашением ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают державу с вселенским сообществом, обнаруживаясь вещественной базой предоставления внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную народнохозяйственную систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.


Роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Доступность транспортных услуг и их объем определяют полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Увеличение скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и педалирование транспортировок на магистральных вариантах автотранспорта дозволят сроднить отосланные доброжелатель от друга ареалы страны, усовершенствовать жизни народонаселения и уровень деятельный активности, зафиксировать территориальное соглашение державы и создать больше одобрительные обстоятельства ради реализации вероятных народнохозяйственных и общественных способностей любого отечественного региона.

Актуальность (предсказуемость, повторяемость и ритмичность) автотранспортного сопровождения в пассажирском извещениях располагает большущее народнохозяйственное значение. В грузовом сообщении, например, от своевременности автотранспортного сопровождения зависят мера страховых запасов продукции для строев грузополучателей, требуемых для сопровождения непрерывности изготовления и обеспечения населения, размер достаточных обратных лекарств и затраты на хранение грузов.


Величественной значимостей в социально- экономическом вырабатывание державы играет безобидность и экологичность автотранспортной системы.

Значимостей автотранспорта в обеспечении обороноспособности и государственной безвредности России определена ростом условий к мобильности Вооруженных Гибелей Русской Федерации. Безобидность автотранспортной налаженности обусловливается действенной службой аварийно-спасательных служб, подразделений партикулярной обороны, специфических отраслей и структурах правопорядка, в конечном итоге какой организовываются обстоятельства увеличения общенациональной безвредности и снижения рисков, объединенных с террористическими актами.

Среди приумножения внимания сообщества к природоохранным моментам сокращение неблагоприятного действия автотранспорта на окружающую сферу располагает большущее общественное свойство и возможно обнаружить внушительное воздействие на развитие большущих агломераций.

Следовательно, автотранспорт представляется одной изо крупнейших системообразующих отраслей, располагающих узкие связи со всеми ингредиентами экономики и социальной сферы. Сообразно последующего вырабатывания страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста размеров изготовления и увеличения ватерпаса жизни народонаселения свойство автотранспорта и его значимостей будто системообразующего момента будут исключительно возрастать.

В этих соглашениях установление хитрых течений вырабатывания автотранспорта обязано производиться на базе многостороннего разбора прогрессивного состояния и проблем вырабатывания автотранспортной налаженности в короткой связи с общими направлениями и масштабами социально-экономического вырабатывания страны, и с глобальными общемировыми хитрыми тенденциями в экономике.

В России в последние возрасты велась модернизация автотранспортной инфраструктуры, что дозволило удовольствовать действовавший вопрос на пассажирские и грузовые транспортировки и организовать обусловленный зацепил ради последующего развития.

Страна предрасполагает всеми сегодняшними вариантами транспорта, расположение и конструкция ее автотранспортных коммуникаций не касаясь частностей расплачиваются сегодняшним внутренним и наружным транспортно-экономическим взаимосвязям страны, но нуждаются в совершенствовании.


Длительность путей сведения автотранспортной налаженности России по состоянию на начало 2012 возрасты сочиняла 86 тыс. км железных дорогостоящ корпоративного пользования, 38 тыс. км путей индустриального железнодорожного транспорта, 903 тыс. км автомобильных дорогостоящ корпоративного использования (в том числе 711 тыс. км дорог с твердым покрытием), 101 тыс. км внутренних гидрофитных путей, 2,5 тыс. км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс. км троллейбусных линий, 639 тыс. км воздушных трасс, изо каких больше 468 тыс. км являются международными.

В 2011 году посуточно по этим автотранспортным коммуникациям (всеми вариантами транспорта) исполнялась перевозка 60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.

В последние возрасты повышению размера транспортировок грузов и пассажиров споспешествовали положительные изменения в социально-экономическом расположенье страны. Размер транспортировок грузов и пассажиров в 2000-2012 годах вогнан в прибавленье N 1.

Размер транспортировок грузов в 2000-2011 годах всеми вариантами автотранспорта (без учета трубопроводного) вытянулся для 1,8 процента (транспортом корпоративного использования - на 10,7 процента). Преимущественно прыткими темпами вытягивались фрахтовые транспортировки невесомым автотранспортом (на 22,5 процента) и железнодорожным автотранспортом корпоративного использования (на 18,6 процента). Оборот машинного автотранспорта увеличился за этот момент для 45,7 процента.

Превосходный народнохозяйственный переворот 2008-2009 годов и последовавшая после ним экономическая рецессия кардинально воздействовали для динамика размера транспортировок грузов и пассажиров, грузов и пассажирооборота, а да для масштабов вырабатывания автотранспортного ансамбля страны.

Сдерживание переломных явлений всколыхнуло возникновение народнохозяйственного роста в России с второй супруги 2009 года. В конечном итоге в 2010 годку в державе восстановился прогресс итоговых размеров транспортировок грузов, грузов и пассажирооборота, а показатели службы невесомого и морского способов передвижения, вывозных железнодорожных транспортировок опередили большой уровень предкризисного периода. Величественное пространство в транспортной налаженности одалживают стоические дороги. Железнодорожный автотранспорт осуществляет 12 процентов корпоративного размера фрахтовых транспортировок и 82 процента корпоративного грузооборота, исполняемого всеми вариантами автотранспорта (без учета трубопроводного).