Файл: Тема Модельная карта учебных заданий по физике под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7 9 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся

Тема: «Модельная карта учебных заданий по физике под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7- 9 классов»

Выполнила: Шаула Елена Викторовна

учитель физики МБОУ СОШ с.Авдеевка

с. Авдеевка

2022 г

Модельная карта учебных заданий по физике под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7- 9 классов


Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ответьте на вопросы:

1. Назвать, в каком году был продемонстрирован опыт Фуко?
2. Выбрать, что доказывает опыт Фуко?

a) Вращение земли вокруг своей оси

b) Смену дня и ночи

c) Вращение земли вокруг солнца

d) Вращение луны вокруг земли
3. Рассчитать во сколько раз ускорение свободного падения на Луне меньше, чем на Земле?

a) В 10 раз

b) В 5 раз

c) В 6 раз

d) В 7 раз

4. Сравнить, что произойдет с периодом колебания маятника, если перенести его на Луну.

a) Увеличится

b) Уменьшится

c) Не изменится
5 Объяснить поведение маятника с научной точки зрения
6. Астрономические наблюдения показывают, что на планете Венера полная облачность, так что «жители» Венеры лишены возможности наблюдать небесные светила. Описать, каким методом они могли бы точно измерить длину своих суток

- способен понимать и использовать текст, заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей,
- расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- осуществляет поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
- осуществляет поиск в тексте нужной информации, распознает связи между отрывками информации, работает с известной, но противоречивой информацией;
- обладает умением сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

- понимает сложные тексты, их интерпретирует, формулирует выводы и гипотезы относительно содержания текста.


Маятник Фуко.
ЗНАМЕНИТЫЙ ОПЫТ ФУКО, проведенный в Пантеоне в Париже в 1851, который продемонстрировал опыт.

Маятник представлял собой груз B весом 28 кг, подвешенный под куполом здания на проволоке A длиной 67 м.

В 1931 году в Ленинграде, в здании бывшего Исаакиевского собора, также был установлен маятник Фуко. Этот маятник представляет собой тяжелый (54 кг) шар с длинным острием. Он подвешен на тонкой проволоке, которая укреплена под куполом собора на высоте 98 метров в стакане с шарикоподшипником, что не позволяет проволоке закручиваться. На полу, под маятником, расположены сектора, размеченные на градусы.

Опыт Фуко основан на свойстве маятника сохранять все время одну и ту же плоскость качания, как бы ни поворачивалась опора его подвеса. Перед началом опыта острие шара устанавливают над чертой сектора, обозначенной как О градусов, и, отведя шар в сторону, привязывают тонкой ниткой, которую затем пережигают. После этого маятник начинает качаться в неизменной плоскости с периодом колебаний в 20 секунд. Примерно через 5 минут сектор под маятником поворачивается на 1 градус против часовой стрелки



Ответить на вопрос

1.Указать три преимущества атомных часов перед механическими.

2. Описать, как устроены атомные часы?

3. Выбрать все правильные утверждения:

1) Атомные часы могут нанести вред человеческому организму за счёт вредного радиоактивного излучения.

2) Уже достигнута максимальная точность показания атомных часов на основе цезия.

3) Высокие технологии требуют точной синхронизации показателей.

4) В качестве дискриминатора для атомных часов могут быть использованы любые атомы.

5) Атомные часы необходимы только в случае, когда нужно иметь заданную точность в течение продолжительного времени – десятков и сотен лет, а для обычной жизни они не обязательны.

4 Оценить возможности атомных часов?
5. Аргументировать, доказательство справедливости замедление времени на борту космической станции
6.Спрогназировать новые возможности в эпоху высоких технологий дальнейшее усовершенствование и применение атомных часов


- способен понимать и использовать текст, заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности;

- осуществляет поиск в тексте нужной информации по простому критерию;

- осуществляет поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

- осуществляет поиск в тексте нужной информации, распознает связи между отрывками информации, работает с известной, но противоречивой информацией;

- обладает умением сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

- понимает сложные тексты, их интерпретирует, формулирует выводы и гипотезы относительно содержания текста.


Атомные часы.

1 Часто мы слышим, что атомные часы всегда показывают точное время. Но из их названия сложно понять, почему атомные часы самые точные или как они устроены. В обычных механических часах колебательные движения совершают шестерёнки, и ведётся подсчёт их движений. В атомных часах ведётся подсчёт колебаний электронов внутри атомов. Если за 1 секунду маятник обычных часов совершает одно колебательное движение, то электроны в атомных часах на основе Цезия-133 при переходе с одного энергетического уровня на другой испускают электромагнитное излучение с частотой 9192631770 Гц. Получается, именно на такое количество промежутков делится одна секунда, если её рассчитывать в атомных часах.

Благодаря атомным часам человечество на практике смогло удостовериться, что на борту космической станции из-за её высокой скорости время действительно течёт медленнее, чем на Земле.

2 Атомные часы установлены на многих спутниках и космических аппаратах, они используются для телекоммуникационных нужд, для мобильной связи, по ним сравнивают точное время на всей планете. Без преувеличения, именно благодаря изобретению атомных часов человечество смогло войти в эпоху высоких технологий. Но физики не собираются останавливаться на достигнутом. Используя атомы различных химических элементов, они постоянно работают над повышением точности атомных часов. Из последних изобретений – атомные часы на стронции, которые в три раза точнее их цезиевого аналога. Чтобы отстать всего на секунду, им потребуется 15 млрд лет – время, превышающее возраст нашей Вселенной…

ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Обычный дождь слегка кислотный, потому что он поглощает некоторое количество диоксида углерода из воздуха. Кислотный дождь более кислый по сравнению с обычным дождем, потому что он поглощает также такие газы, как оксид серы и оксид азота.

Описать, откуда эти оксид серы и оксид азота попадают в воздух?
2. До погружения на ночь в уксус кусочек мрамора имел массу 2,0 г. На следующий день этот кусочек вынимают из уксуса и высушивают. Оценить какова будет масса высушенного кусочка мрамора?

A.

Меньше, чем 2,0 г

B.

Точно 2,0 г

C.

Между 2,0 г и 2,4 г

D.

Больше, чем 2,4 г

3.Учащиеся, которые проводили этот эксперимент, поместили на ночь кусочки мрамора также в чистую (дистиллированную) воду. Объяснить, для чего учащиеся включили этот опыт в свой эксперимент.

4. Для уменьшения закисления в озера и в почву добавляют щелочные вещества (например, карбонат кальция). Эта операция называется известкованием. Его достаточно часто применяют в Скандинавских странах, где известь распыляют на почву или на водосборную территорию с вертолетов. Известь, попадая в воду, быстро растворяется, а образующаяся в результате гидролиза щелочь сразу же нейтрализует кислоты. Можно подсчитать, что в 1 м3 воды необходимо внести около 5 г извести для изменения значения рН с 4, 5 до 6, 5. Известкование применяют для обработки кислых почв с целью их нейтрализации

Проанализировать данный текст и назвать недостатки данного метода.

5.Рассмотреть рис2 и описать механизм образования кислотных осадков

6.Спрогнозировать, какие методы борьбы с кислотными дождями могут спасти нашу планету.

- способен критически рассматривать с различной точки зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- определяет эффективные и экологически безопасные способы взаимодействия с живой и неживой природой;

- определяет систему моральных норм и ценностей, их иерархию;

- определяет сущностные характеристики общественно-научного явления.


Кислотные дожди

На фотографии, приведенной ниже, изображены статуи, называемые Кариатидами, которые были возведены в Акрополе в Афинах более 2500 лет назад. Статуи были изваяны из горной породы, которая называется мрамором. Мрамор состоит из карбоната кальция. В 1980 году подлинные статуи были перенесены в музей Акрополя, а их заменили копиями. Подлинные статуи были разъедены кислотными дождями.

Рис 1.
Рис.2.

1. Написать процесс образования озона из кислорода

2. Сформулировать основное значение озона на Земле

3. Пользуясь текстом, изобразите графически расположение озонового слоя относительно планеты Земля.

4. Кислород и озон - две аллотропные модификации одного химического элемента кислорода. Сравнить данные вещества, выявить основные сходства и различия.

5. В приведенном выше тексте ничего не говорится о том, как формируется озон в атмосфере. В действительности каждый день некоторое количество озона образуется, а некоторое исчезает. Способ образования озона показывается с помощью следующего комикса (смешного рассказа в рисунках).



Предположим, у вас есть дядюшка, который пытается понять, что изображено на рисунках. Однако он не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает объяснения автора рисунков. Он знает, что в атмосфере нет никаких маленьких человечков, но его интересует, что изображают маленькие человечки комикса, что означают эти странные надписи O2 и O3 и какой процесс представлен на рисунках. Он просит вас объяснить комикс. Предположим, что ваш дядюшка знает: что O – обозначение кислорода; что такое атомы и молекулы. Опишите для своего дяди, что показано на каждом рисунке комикса. В своем объяснении используйте слова «атомы» и «молекулы», также, как они используются в строках 5 и 6.

6. Озон также образуется во время грозы. Он создает типичный запах после грозы. В тексте автор объясняет разницу между «плохим» и «хорошим» озоном. Используя термины, приведенные в статье, ответьте на вопрос: каким является озон, образующийся во время грозы, - «хорошим» или «плохим»? Выберите ответ и объяснение, которое подтверждается текстом.




Плохой озон или хороший?

Объяснение

A

Плохой

Образуется при плохой погоде

B

Плохой

Образуется в тропосфере

C

Хороший

Образуется в стратосфере

D

Хороший

Хорошо пахнет




- способен критически рассматривать с различной точки зрения проблемы глобального характера;

- определяет эффективные и экологически безопасные способы взаимодействия с живой и неживой природой;

- определяет систему моральных норм и ценностей, их иерархию;

- определяет сущностные характеристики общественно-научного явления.


ОЗОН

Прочитайте следующий отрывок из статьи об озоновом слое.

Атмосфера – океан воздуха и бесценный природный ресурс для поддержания жизни на Земле. К сожалению, человеческая деятельность, основанная на национальных и личных интересах, наносит вред этому общему ресурсу, что проявляется в истощении тонкого озонового слоя, который действует как защитный экран для жизни на Земле. Молекулы озона состоят из трех атомов кислорода в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Молекулы озона чрезвычайно редкие: их меньше, чем десять на каждый миллион молекул воздуха. Однако на протяжении почти миллиарда лет их присутствие в атмосфере играло решающую роль в сохранении жизни на Земле. В зависимости от того, где он находится, озон может или защищать, или наносить вред жизни на Земле.

Озон в тропосфере (на высоте до 10 км над земной поверхностью) – это «плохой» озон, который может нанести вред тканям легких и растениям. Но более 90 процентов озона, находящегося в стратосфере (на высоте от 10 до 40 км над земной поверхностью), является «хорошим» озоном, который, поглощая опасное ультрафиолетовое излучение Солнца, выполняет полезную работу. Без этого полезного озонового слоя люди были бы более подвержены заболеваниям, возникающим вследствие облучения ультрафиолетовыми лучами Солнца.

В последние десятилетия количество озона уменьшилось. В 1974 году была высказана гипотеза, что причиной этого может быть фреон (CFCs). До 1987 года научные исследования причинно-следственных связей не давали убедительных подтверждений о причастности фреонов к разрушению озона. Однако в сентябре 1987 года официальные представители разных стран встретились в Монреале (Канада) и договорились ввести строгие ограничения на использование фреонов CFCs.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1 Вычислить сумму, которая останется в распоряжении после включения в список необходимого в первую очередь набора физических приборов: комплекта «Механика», а также недостающих наборов «Тепловые явления» по 11615 руб, «Постоянные магниты» по 1100руб за один комплект

2 Определить список коллекций, необходимых школе.

3 Исходя из имеющихся наборов комплектов, наименования приборов, необязательных для закупки

4 Проанализировать, какой из комплектов выгоднее приобрести

5 Произвести необходимый расчет и сделать заказ комплектов

6 Представить свою точку зрения, какое значение имеет демонстрация данных комплектов на уроках физики.

- выявляет и на основе анализа информации в финансовом контексте решает задачу;

- оценивает финансовые проблемы и риски на основе финансовых знаний;

- способен предложить варианты решения контекстной задачи



Закупка оборудования

Компания Природоведение и школа" предлагает купить учебно-наглядные пособия для школ: портреты и таблицы для кабинета физики и др.

Учителю необходимо заказать в кабинет физики демонстрационные коллекции наглядных материалов. В среднем в классе обучается 30 человек. На парту предоставляется по 1 комплекту. Бюджет составляет

60 000 руб. В кабинете уже имеются комплекты: «Термодинамика», «Электродинамика», «Оптика», «Атомная физика».

Комплект «Механика» уже требует обновления, так как была поставлена в школу в 1980 году и многие образцы были утеряны.

Наборов «Тепловые явления» - 10 шт., «Постоянные магниты» нет. Известно, что в срочном порядке необходимо закупить хотя бы 1 набор физических приборов.



Наименование товара

Цена

1Прибор для демонстрации закона сохранения импульса.

1000

2 Трубка Ньютона

2710

3Центробежная машина

7950

4Ведерко Архимеда

1480

5. Набор демонстрационный "Вращение" (21 демонстрация)

21733

6. Маятник Максвелла

1940

7. Набор по статике с магнитными держателями

4079

8Набор пружин с различной жесткостью

430

9 Набор тележек легкоподвижных демонстрационных (пара)

1900

10Прибор для демонстрации атмосферного давления (демонстрационный)

1630

11Прибор для демонстрации колебаний на пружине

1590

12Призма наклоняющаяся с отвесом

1070

13Рычаг-линейка демонстрационная

660

14Трибометр демонстрационный

2163

15Прибор для записей колебания маятника

3600

16Набор пружин для опытов с вынужденными колебаниями

1650




1.Вычислить общую стоимость лабораторного оборудования, которое необходимо для проведения качественного анализа сахара

2.Определить, размеры отчислений от заработной платы

3.Рассчитать заработную плату, которую лаборант получает за данную процедуру.

4.Проанализировать, какие виды расходов также необходимо будет учитывать на в данной химической лаборатории.

5.Стоимость лабораторного оборудования, необходимого для проведения анализа составляет 2021.06 руб. В году 264 рабочих дня, 8-часовой рабочий день, из которого время пользования посудой – 6 ч. Представьте расчеты ежедневной затраты, приходящиеся на анализ

6. Выразить свою точку зрения, выгодно ли осуществлять химический анализ качества сахара

- выявляет и на основе анализа информации в финансовом контексте решает задачу;

- оценивает финансовые проблемы и риски на основе финансовых знаний;

- способен предложить варианты решения контекстной задачи



Лаборатория качества

В лаборатории проводится химический анализ качества сахара.

Для проведения анализа качества сахара задействовано следующее лабораторное оборудование (табл.1).
Таблица 1


Вид оборудования

Стоимость в рублях

Фотоэлектроколориметр КФК-2 по ТУ 331860

71550

Весы аналитические 2 класса точности по ТОСТ 24104

55800

Весы технические лабораторные 2 класса точности по ГОСТ24104

23760

Анализатор влажности ЭЛВИЗ-2

25000

Электрическая муфельная печь ПМ 1,0-7,0

20280
Стоимость основного лабораторного оборудования
Все анализы проводит лаборант. Расчет его заработной платы представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет затрат на заработную плату лаборанта

Вид анализа

Время

проведения, час

Часовая

тарифная ставка

Оплата по

тарифу

Доплата за вредность, 20%

Территориалъ-ный коэффи-циент, 30%

Определение качества сахара

8

40

320

64

96

ИТОГО:













480

Кроме этого предусматриваются следующие отчисления: Отчисления на соц. нужды = 26%

Отчисления на пенсионный фонд = 20%

Отчисления на соц. страхование - З2%

Отчисления на медицинское страхование = 2,8%


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1.Используя формулу, определить объем одной медали?

2.Рассчитать массу 97 серебряных медалей? Ответ дайте в кг. Результат округлить до целого.

3 Определить примерную массу серебра, израсходованного на изготовление одной серебряной медали XXII Зимних Олимпийских игр? Результат округлить до целого

4. Оценить массу меди, затраченную на изготовление 97 серебряных медалей

5.Можно ли уложить эти 97 серебряные олимпийские медали во взломоогнестойком сейфе, характеристики которого даны в таблице?

6Установить как изменится масса медали, если толщину увеличить в 2 раза, а диаметр уменьшить в 2 раза


- способен формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- включает математические рассуждения, использует математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений;

- понимает роль математики в мире, высказывает широко обоснованные суждения;

- применяет математические понятия, факты, процедуры, размышления;

- интерпретирует, использует, оценивает математические результаты.


Олимпийские медали

Как известно, олимпийские медали бывают разного достоинства: золотые, серебряные и бронзовые. На XXII Олимпийских зимних играх, которые прошли в 2014 году в Сочи, было вручено рекордное число серебряных медалей: 97 наград.



Серебряные олимпийские медали, вручённые в Сочи, имеют диаметр 100 мм, толщину 10 мм и массу 525 граммов. Изготовлены эти медали из серебра 925 пробы.

Справочные сведения

1. Проба указывает на содержание драгоценного металла (его массу или его долю) в используемом сплаве: серебро 925 пробы представляет собой сплав, состоящий из 92,5% серебра и 7,5% меди.

2. Формула для вычисления объёма цилиндра:

Vцилиндра = Sоснования * h.

Плотность серебра 10, 5 г/см3, плотность меди 8,9 г/см3
Характеристики сейфа







Огнестойкость

60Б

Взломостойкость

1 класс

Размеры внешние, мм: высота × ширина × глубина

785 х 540 х 490

Размеры внутренние, мм: высота ×ширина × глубина

600 х 390 х 300

Вес, кг

155

Объём, л

70,2




1. Посчитать, сколько молей меди содержится в организме человека?

2. Подсчитать, сколько миллиграммов меди связывается при оптимальном поступлении: а) с сывороточным альбумином; б) с аминокислотами; в) транспортным белком.

3. Вычислить, сколько граммов огурцов необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в меди. (Ответ: 23,8 г)

4. Проанализировать ситуацию.

В минеральной воде обнаружены ионы железа(Fe3+), алюминия, хлорид- ионы, иодид- ионы, нитрат- ионы, сульфат- ионы, сульфит –ионы. Какие из них могут повлиять на доступность меди (Сu+) организму человека при приеме медьсодержащих препаратов и почему?

5 Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл раствора сульфата меди, необходимого, для смачивания, обожженного фосфором кожи. Необходимо составить карту-инструкцию приготовления раствора.

6. Какие медьсодержащие продукты присутствуют в вашем рационе? Как вы считаете, есть ли у вас дефицит меди в организме?

- способен формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- понимает роль математики в мире, высказывает широко обоснованные суждения;

- способен принимать решения, которые присущи конструктивным, активным и размышляющим гражданам;

- применяет математические понятия, факты, процедуры, размышления;

- использует, оценивает математические результаты.

Медь.

Среднее содержание меди в человеческом организме: 150 мг/70 кг.В организммедь поступает в основном с пищей. В некоторых овощах и фруктах содержится до 230 мг % меди. Много меди содержится в морских продуктах, бобовых, капусте, картофеле, крапиве. Содержание меди в 100 г. огурцов составляет 8,4 мг. В желудочно-кишечном тракте адсорбируется до 95% поступившей в организм меди. В крови медь связывается с сывороточным альбумином (12-17%), аминокислотами (10-15%), транспортным белком (12-14%). Оптимальная интенсивность поступления меди в организм составляет 2-3 мг/сутки. Суточная потребность организма в меди-2 мг. Медьсодержащий препарат: при ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5% -ным раствором сульфата меди.



ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1 Перечислить основные элементы ветряных генераторов

2. Считается, что ветряные генераторы, установленные на побережье морей или

океанов, более эффективны в эксплуатации, чем те, которые размещены вдали от моря. Показать есть ли основания для такого утверждения. Ответ пояснить.

3. В процессе выработки электроэнергии ветряным генератором происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установить последовательность преобразования видов энергии при работе ветряного генератора.

1) кинетическая энергия вращения лопастей ветряного генератора

2) электрическая энергия переменного тока, вырабатываемая генератором

3) электрическая энергия, запасенная в аккумуляторной батарее

4) кинетическая энергия воздушного потока
4 На основании таблицы выберите все верные утверждения о зависимости мощности ветряного генераторов от силы ветра и диаметра лопастей.

1) При увеличении диаметра лопастей ветряного генератора вдвое его мощность

возрастает примерно в 4 раза.

2) Для увеличения мощности ветряного генератора вдвое диаметр его лопастей необходимо увеличить примерно в 2 раза.

3) При увеличении скорости ветра мощность ветряных генераторов с малым диаметром лопастей возрастает медленнее, чем для ветряных генераторов с большим диаметром лопастей.

4) При увеличении скорости ветра вдвое мощность ветряного генератора возрастает примерно в 8 раз.

5. Хозяева одного из частных домов решили установить ветряной генератор для

электроснабжения своего дома. Среднегодовая скорость ветра в данной местности составляет 5 м/с. Среднее суточное потребление электроэнергии в доме составляет 4,8 кВт·ч. Генератор какой мощности и с каким диаметром

лопастей отвечает таким требованиям? Свой ответ подтвердите расчётами.

6. Предложить другие альтернативные виды источников электроэнергии

- способен осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов для освоения новых знаний;

- способен объяснить естественно-научные явления;

- понимает основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

- демонстрирует осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальное общество;

- осуществляет поиск и переработку информации;

- способен сравнивать объекты самостоятельно, самостоятельно приобретать знания и умения;

-способен аргументированно сформулировать выводы, доказательства.


ВЕТРЯНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ

Ветряные генераторы отличаются экологической частотой и способны обеспечивать потребителей электроэнергией в течение длительного времени.

Ветряные генераторы обычно устанавливают в местах с постоянными активными воздушными потоками. В большинстве случаев используются трёхлопастные конструкции в виде пропеллера, устанавливаемые на большой высоте от поверхности Земли.

Ветряные электростанции (ВЭС) могут иметь в своём

составе сотни ветряных генераторов.

Практически все ветряные генераторы имеют общий принцип работы. Под действием воздушного потока лопасти приходят в движение и вызывают вращение ротора генератора. Сам ротор помещён внутрь статорной обмотки, и в результате его вращения вырабатывается электрический ток. Полученное электричество накапливается в аккумуляторной батарее.

Однако для того, чтобы сохранить электроэнергию в аккумуляторной батарее, переменный электрический ток, производимый генератором, сначала преобразуют в постоянный при помощи специального электронного устройства. Зарядка аккумуляторной батареи управляется контроллером. Далее заряд аккумулятора, преобразованный в инверторе, передаётся в сеть.

Для того чтобы получить наибольший эффект, лопасти вместе с ротором специальным приводом устанавливаются в оптимальное положение в зависимости от направления и силы ветра.

Мощность ветряных генераторов

В таблице приведены мощности ветряных генераторов P в зависимости от скорости V ветра и диаметра d лопастей.


Vм/с

3

4

5

6

7

8

9

10

P, Вт d = 1 м

3

8

15

27

42

63

90

122

P, Вт d = 2 м

13

31

61

107

168

250

357

490

P, Вт d = 3 м

30

71

137

236

376

564

804

1102

P, Вт d = 4 м

53

128

245

423

672

1000

1423

1960

P, Вт d = 5 м

83

196

383

662

1050

1570

2233

3063

P, Вт d = 6 м

120

283

551

953

1513

2258

3215

4410

P, Вт d = 7 м

162

384

750

1300

2060

3070

4310

6000

P, Вт d = 8 м

212

502

980

1693

2689

4014

5715

7840



1 Определить какое из утверждений описывает принцип работы ареометра?

А. Сила тяжести, действующая на ареометр, равна выталкивающей силе, действующей со стороны жидкости на погруженную в неё часть прибора.

В. В соответствии с законом Паскаля давление, производимое ареометром на жидкость, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях.

С. В соответствии с условием равновесия рычага момент сил, действующий на погружённую в жидкость часть ареометра, равен моменту сил, действующему на часть, находящуюся в воздухе.

Д. Действие атмосферного давления уравновешивает силу Архимеда, возникающую при погружении ареометра в жидкость.
2. Выберите все верные утверждения

А. Ареометр, изображённый на рисунке 1, нельзя использовать для определения плотности молока.

В. Обезжиренное молоко имеет меньшую плотность по сравнению со сливками.

С. При увеличении жирности молока его плотность уменьшается.

Д. Жидкость (1) на рисунке 2 имеет большую плотность по сравнению с жидкостью (2).

Е. При нагревании жидкости её плотность не изменяется.
3. Ареометр последовательно погружают в три разных сосуда А, Б и В (см. рисунок).


Известно, что в сосуды наливали спирт, жирное молоко и мёд. Установите соответствие между жидкостями и сосудами, в которые их поместили.

Запишите в таблицу букву, которой обозначен сосуд с данной жидкостью


спирт

жирное молоко

мёд











4 В таблице дано описание характеристик для четырёх типов ареометров. Погрешность измерения равна цене деления ареометра. Какой из ареометров можно использовать для измерения плотности молока, причём с наибольшей точностью?

Тип ареометра

Диапазон измерения плотности, кг/м3

Цена деления, кг/м3

Диапазон измерения температур, оС

1

860–890

0,5

0 – 30

2

900–1040

0,7

0 – 45

3

1000–1070

0,5

0 – 40

4

860–1000

0,2

0 – 45
5.Для одного и того же молока при разных температурах были получены значения плотности 1018 кг/м3 и 1033 кг/м3. Аргументировать нагрели или остудили молоко перед вторым измерением плотности? Первоначально молоко находилось при комнатной температуре. Ответ поясните.

6.Жирность молока определяют с помощью цифрового лактометра, который настроен на измерение жирности в процентах. Абсолютная погрешность измерения жирности лактометром составляет ±0,08%. Можно ли с помощью данного прибора однозначно провести отличие молока коров Холмогорской породы от молока коров Ярославской породы? Ответ поясните.

Начало формы

Конец формы



- способен объяснить естественно-научные явления;

- формулирует основанные на научных доказательствах выводы в связи с естественно-научной проблематикой;

- понимает основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

- демонстрирует осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальные, интеллектуальные и культурные сферы общества;

- осуществляет поиск и переработку информации;

- способен сравнивать объекты самостоятельно, самостоятельно приобретать знания и умения;

- делает научно-обоснованные выводы на основе предложенной информации;

-способен аргументированно сформулировать выводы, доказательства.


Измерение жирности коровьего молока

Для измерения плотности жидкости используется специальный прибор – ареометр. Прибор представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполняется дробью, а в верхней части находится калиброванная шкала, которая показывает плотность жидкости (рисунок 1). Работает ареометр как поплавок, который погружается в жидкость в большей или меньшей степени в зависимости от её плотности (рисунок 2). Плотность жидкости зависит от её температуры. Для отслеживания температуры жидкости в ареометр часто дополнительно встраивают термометр (рисунок 1).

Рисунок 1. Устройство ареометра:

1 - шкала ареометра, в г/cм3, 2 –дробь, 3- шкала термометра, в °C



 



Рисунок 2. Принцип измерения плотности жидкости с помощью ареометра

Ареометры применяются для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах, нефти, растворов солей и кислот, цемента, бетона и др. Ареометр для определения плотности (а, следовательно, и жирности) молока называется лактометром.


Вид молока

Значение плотности, кг/м3

Цельное молоко

1027-1032

Обезжиренное молоко

1033-1035

Сливки

1005-1020


Название породы

Средний уровень жирности, %

Айрширская

3,3-3,6

Голштинская

3,5-3,8

Джерсейская

4,5-6,0

Красная датская

3,5-4,5

Красная степная

3,2-3,8

Холмогорская

3,6-3,9

Чёрно-пёстрая

3,6-3,9

Ярославская

4,0-6,0

Бестужевская

3,5-4,0

Костромская

3,3-4,2

Симментальская

3,8-5,5

Сычёвская

3,2-3,4

Швицкая

3,7-3,9
В таблице приведены данные по жирности молока, которое дают коровы разных пород.