ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок музыки во 2 классе. (УМК «Школа России»)
Составитель: Даренская Лидия Васильевна, учитель музыки, 1 квалификационная категория.
Тема: «Сказка будет впереди». Детский музыкальный театр.
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи урока:
- обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
- развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
- коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах;
- воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству;
Вид урока: путешествие в музыкальный театр.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемый результат:получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.
Метапредметные УУД:
- личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять актуальность идеи, смысл произведения, делать выводы о нравственных
уроках жизни; учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
- познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;
- коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группах.
Проблема урока: Бывают ли на свете чудеса?
Используемые технологии: личностно-ориентированная, мотивационная беседа, игровые, здоровьесберегающие, проблемная ситуация.
Формы и методы: фронтальная, групповая, индивидуальная, частично-поисковый, репродуктивный, метод музыкального обобщения.
Новые понятия: музыкальный театр, спектакль, опера, солист, хор, диалог, афиша
Музыкальный материал: р.н.плясовая «Камаринская», р.н. песня, Блиночки», р.н.плясовая Свистопляска», «Новогодние приключения Маши и Вити» сл. В. Лугового, муз. Г. Гладкова, «Песня мамы-козы», «Воинственный марш Малыша», «Заключительный хор козлят» из оперы-сказки М. Коваля «Волк и семеро козлят»
Оборудование: ТСО, музыкальный материал для слушания, музыкальные инструменты, иллюстрации к произведениям, презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценка и контр. | Инф. и техн.ср. | ||
1.Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха). 2-3 мин. | Вызвать эмоциональный отклик. | Обращает внимание детей на звонок к уроку. - Прозвенел уже звонок , Начинаем наш урок! Добрый день! Добрый день! Нам учиться всем не лень! - Поприветствуем друг друга и наших гостей. Споем приветствие: «Добрый день!» в мажорном нисходящем трезвучии от разных звуков. | Исполняют приветствие в нисходящем трезвучии от разных звуков, выстраивают унисон на последнем звуке. | Хоровое пение | Фортепиано. Нотный пример распевки. | ||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 10-12 мин. | Вызвать заинтересованность, внимание, желание познать музыку. | - Проверим готовность к уроку: Чтобы выполнить все к сроку Мы составим план урока. Чтобы было интересно Мы составим план все вместе! - А вот и наши помощники на доске - знаки – символы. Озвучьте план урока. - Отвечаем на первый ключевой вопрос: «Что мы знаем?» - Вспомнить тему прошлого урока нам поможет музыкальная загадка. (Звучит народный наигрыш «Камаринская») - Ребята, скажите, где можно услышать такую музыку? - Какой народный праздник связан с проводами зимы и встречей весны? - Как звучала тема прошлого урока? - Давайте вспомним, что мы знаем об этом празднике? - Что является символом Масленицы, какие традиции, обычаи и забавы на Масленицу вы знаете? Соотнесите картинки под карточками на доске. (Символ - блины. Традиции – устраивать ярмарочные гуляния. Обычай – ходить в гости, сжигать чучело Масленицы. Забавы – катания на лошадях, пляски и игры) - А кто являлся главным героем ярмарок и гуляний на Масленицу? (Демонстрация игрушки Петрушки) - Я забавная игрушка. Как зовут меня? - Петрушка!
(Исполняют р.н. п «Блиночки») - Скажите, а что является кульминацией праздника? - С чем связан обряд сжигания чучела Масленицы? - Чем заканчивался праздник? (Демонстрация игры на свистульке) - А как встречали весну на Руси? Какие песенки-закличи пели? - Предлагаю устроить свистопляску. Ну-ка покажите, как плясали на Руси. Это и будет нашей разминкой. (Звучат р.н. наигрыши «Свистопляска») - Мы закрепили тему прошлого урока. Оцените работу на этапе. | Проверяют готовность к уроку. Озвучивают план урока, используя знаки-символы Слушают знакомое произведение, называют композитора. Отвечают на вопросы по теме прошлого урока. Участвуют в беседе. Высказывают предположения. Работа с картинками у доски Делятся информацией. Взаимодействуют с учителем. Участвуют в исполнении песни «Блиночки», разученной на прошлом уроке. Анализируют, рассуждают. Выполняют простейшие плясовые движения. Оценивают свою работу на этапе урока. | Беседа. Наблюдение. Слушание. Пение. Простейшие движения русской пляски. | Иллюстрации. Знаки символы плана урока. Перчаточная кукла – Петрушка. Музыкальный инструмент – свистулька. | ||
3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) 14-15 мин. | Активизировать интерес к полученным новым знаниям, умение выявлять проблему, ставить цели и задачи урока. | - Вы замечательные артисты. Хоть сейчас на сцену. Пришло время ответить на второй ключевой вопрос: что хотим узнать на уроке? - Отгадайте загадку:
- Так как называется этот дом? (театр) - Мы с вами начинаем знакомство с темой нового раздела. Сформулируйте ее, используя два слова «музыка» и «театр» - Запишите дату и тему урока в тетради. - Какую цель поставим перед собой? - Какие поставим задачи? (научиться слушать музыку, анализировать, сопоставлять, открывать новое для себя; знакомиться с новыми музыкальными терминами и понятиями) - Прочитаем определение слова «театр» учебнике. Это мир чудес и сказочных превращений. - Ребята, как вы думаете, а бывают чудеса на свете? На этот проблемный вопрос мы постараемся найти ответ в учебнике. Перед вами нотная строка песенки-диалога Маши и Вити. Давайте, послушаем, о чем они поют? Следите по тексту в нотном примере. (Слушание «Новогодние приключения Маши и Вити» сл. В. Лугового, муз. Г. Гладкова) - В песенке Маша и Витя спорят друг с другом. Такое разговор в литературе и в музыке называется диалогом. - Попробуем спеть припев песенки в парах, а затем в группах: мальчики и девочки. (Работа над песней в парах и группах) - Ребята, а знаете ли вы, что сказки можно не только слушать и читать, их можно обыграть. Такое представление называется спектакль. А если герои в сказке поют, то это музыкальный спектакль. - Сюжет, какой сказки вы видите на следующих картинках в учебнике? (Волк и семеро козлят). - Где можно увидеть эту сказку? (В театре) - Предлагаю вам отправиться в театр, но не простой, а музыкальный. Вы верите в чудеса? (ответы детей) Тогда в путь! (Демонстрация презентации «Детский музыкальный театр») Слайд№1: - Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников. В переводе с греческого, означает зрелище. В музыкальном театре герои сказок поют. И такой музыкальный спектакль называется оперой. Слайд №2: - Начинается театр с афиши. Какую информацию мы можем узнать из афиши? (дата, время, имя композитора, название спектакля, сказки). Какой музыкальный спектакль мы посмотрим? («Волк и семеро козлят) Слайд №3: - Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале. Слайд №4: - На сцене стоят красочные декорации, и артисты в костюмах загримировались и готовы к выступлению. Слайд №5: - Перед вами главные герои сказки. Назовите? (мама-Коза, козлята) Герои сказки поют, танцуют, разыгрывают сюжеты. Познакомимся с мамой-Козой и послушаем ее сольную песню (Слушание «Колыбельной Мамы-Козы»). Слайд №6: - Скажите, какой вам представляется Мама-Коза? (добрая, нежная, любящая) Услышали ли вы, как зовут козлят? Слайд №7: - О каких чертах характера говорят их имена? (ответы детей) Вот какие разные козлята! - Оцените свое умение анализировать, рассуждать, сопоставлять. | Отгадывают загадку. Формулируют тему урока. Формулируют тему урока, записывают ее в тетради. Ставят цель и задачи, обозначают проблему урока Участвуют в беседе. Работают с информацией в учебнике. Знакомятся с терминами «спектакль», Взаимодействуют с учителем в презентации. Знакомятся с понятием «театр». Закрепляют понятие «опера». Отвечают на поставленные вопросы Сопоставляют, рассуждают. Анализируют. Устанавливают аналогии: имя героя и его характер. (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка и Малыш) Оценивают свою работу на этапе урока. | Слушание. Анализ. Наблюдение. Оценивание. | Учебник. Знаки-символы. Презентация. | ||
4.Практический. 4-5 мин | Вызвать желание участвовать в коллективной импровизации. | Слайд №8: - В сказке козлята любят играть. Самый маленький из них Малыш, мечтает быть командиром. В опере Малыш пел песню один. Как мы называем такого исполнителя? (Солистом) - Давайте проведем ритмическую разминку вместе с главным героем Малышом и почувствуем себя артистами на сцене театра. На воображаемых барабанах отбиваем ритм шага. Внимательно слушайте ритм музыки и четко выполняете движения. - Оцените свою работу в коллективной импровизации? | Дают определение музыкальным терминам «солист». Выполняют разминку. Оценивают свою деятельность на этапе. | Наблюдение. Ритмическая разминка | Музыкальныей инструмент- барабан. | ||
5. Усвоение новых знаний. 4-5 мин. | Желание выражать свое состояние через пение, театрализацию. | Слайд №9: - Ребята, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. Вспомните, а как заканчивается сказка? Козлята радуются и поют финальную песню все вместе. А как мы называем совместное, коллективное пение? (Хор) - Послушайте «Заключительный хор козлят» и определите характер музыки с помощью таблиц-настроений (Слушание). - Так как звучит песенка козлят? (весело, подвижно, легко) - Разучим мелодию и ритмический рисунок песни. (Демонстрация текста песни на экране) - Представьте себе, что вы и есть артисты детского театра. Обыграем песню. Такое обыгрывание называется театрализацией. Разделимся на две группы: артисты и зрители.(Обыгрывание песни) - Молодцы! Замечательный финал получился у нас. - Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты. - Оцените свою работу в театрализации. | Дают определение термину «хор» Дают характеристику песне, используя таблицы настроений. Разучивают мелодию и ритмический рисунок песни. Участвуют в театрализации. Самостоятельно распределяют роли. Оценивают свою деятельность на этапе. | Хоровое пение. Театрализация. Наблюдение. | Таблицы настроений | ||
6. Рефлексия деятельности (итог урока) 4-5 мин. | Вызвать желание поделиться своими впечатлениями и результатами полученных новых знаний. | - Наше путешествие в музыкальный театр подходит к концу. - Что нового узнали на уроке? Что такое опера? - Ответьте на проблемный вопрос урока: Бывают ли на свете чудеса? (ответы детей) - Где мы можем увидеть эти чудеса? (В театре, в сказке). - Так что же такое театр? Сделайте вывод. (Это мир чудес и сказок) - Какое чудо произошло в нашей опере- сказке? (Музыка объединила сердца наших героев) - Закрепим знания музыкальных терминов в кроссворде. (демонстрация кроссворда на экране) - Запишите домашнее задание: нарисовать афишу к музыкальному спектаклю. Оцените свою работу на уроке с помощью ладошек: солнышко или кулачок. - Сегодня пели мы, играли И на вопросы отвечали. Выполнили все задания, Скажем дружно: «До свидания!» | Обобщают учебный материал. Отвечают на проблемный вопрос. Оцениваю свою работу на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке | Самостоятельное высказывание. Подведение итога урока. Оценивание. | Кроссворд |
Приложение №1
Кроссворд «Музыкальный театр»
1. Музыкальный спектакль, в котором герои поют- это
2. Когда два человека ведут разговор - это
3. Коллектив исполнителей, поющих в музыкальном спектакле - это
4. Исполнитель, который поет один - это