Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Троцкая Екатерина Петровна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)

Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста


Выполнил:

слушатель Троцкая Екатерина Петровна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна

г. Пермь – 2022


Задание 1

Задание: Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 3», либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы. 

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

Происходит решение задач личностного выбора, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.

Противоречива. На основе суждений взрослых

 Противоречива. На основе саморефлексии.

На основе отдельных поступков

На основе всех своих поступков.

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Способны оценивать сложное поведение (особенности взаимоотношений, поступки других людей…).

Задание 2

Задание: Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 3», охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».


Возрастная периодизация психического развития

Возрастной период

Хроноло-гические рамки

Ведущая потребность

 

 

Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятельности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Молодость

Студенческий возраст (18-23/25 лет). 

Поиск спутника жизни, включение во все виды общественной деятельности

Политическая активность(участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга.

Профессиональная или учебно-профессиональная. 

Рефлексия, Система ценностей, Формирование логического интеллекта, гипотекодеду-ктивное мышление   

Кризис третьего курса, выражающийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показате6лях уровня тревожности.

Ранняя взрослость

 От 23/25-35 лет.

Создание семьи и воспитание детей  

Начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей.

 

Труд  

Это время, когда человек развивается в аспекте Я-концепции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи 

Кризис перехода 30-и лет.


Период зрелости

Акме. (35-55/60 лет)

Достижение  общественно значимых целей  

Человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей  

Передача опыта 

Мудрость 

Кризис середины жизни  


Период старения

После 65 лет 

Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций 

Остро переживает момент удаления от дел, даже если предвидел и мысленно готовится к этому. Нарушаются режим жизни, стереотип поведения, прерываются привычные отношения с людьми. Гражданская смерть, состояние собственной ненужности.

 

Сохранение личности человека, передача собственного опыта  Пожилой возраст – время утраты социальных связей.

Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность, подготовка к смерти 

 

Кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. 


 

Задание 3

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.

Методическое обеспечение: Приложение 3, источники в интернете.

Задание: Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:

1)   О каком возрастном этапе идет речь?

2)   Какой кризисный период описан?

3)   Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?

4)   Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса. 

«Фаррелл и Розенберг исследовали муж­чин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отра­жающих его мотивационную направленность.

Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для тако­го человека наступает время реализации своих воз­можностей и достижения новых целей.

Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляю­щегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его соб­ственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»

Ответ:

  1. В данной ситуации говорится о возрастном этапе - зрелости.

  2. Описан третий кризис зрелости, он прокрадывается казалось бы, в надежный и спланированный взрослый мир когда большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе.

  3. Женщины переживают кризис зрелости в 30-35 лет, причины такой возрастной разницы между полами кроются в биологических различиях мужского и женского организма, а соответственно, и сформированных на этой основе социальных нормах. К характеристикам, сопровождающим данный возрастной период у женщин, можно отнести:


  • Женщина вдруг становится чересчур раздражительной, начинает делать всё наоборот, перестаёт слушать близких и родных, пренебрегает отношениями с друзьями;

  • Женщина, которая вела активный образ жизни, вдруг становится депрессивной, у неё проявляется апатия, лень. Она перестаёт делать элементарные и привычные вещи;

  • Наблюдаются резкие перепады настроения. На смену энергии и бодрости вмиг приходит разочарование;

  • У женщины возникает ощущение, что у неё осталось мало времени, что она прожила больше, чем ей осталось жить. Женщина начинает оценивать свои цели и достижения, жизненные планы;

  • Женщина становится недовольной, ей перестаёт нравиться её работа, её раздражает семья и партнёр;

  • Женщина может уйти от партнёра к более состоятельному мужчине, чтобы ощутить социальную и моральную стабильность;

  • Женщины хочет чувствовать себя моложе, поэтому начинает носить молодёжную одежду, делает молодёжную стрижку, начинает развлекаться как молодёжь, у неё могут поменяться привычки и вкусы;

  • Женщина начинает ощущать, что её привлекательность исчезает, и у неё происходят изменения сексуальной активности;

  • В этот период могут возникнуть проблемы с алкоголем.

  1. Психологические рекомендации для преодоления данного кризиса:

    • На первом месте, по мнению многих психологов, стоит совет не доводить себя до синдрома хронической усталости и переутомления, так как в таком состоянии наверняка не избежать кризиса. Ведь часто его спутниками являются раздражительность и утомляемость. Поэтому надо стараться чаще отдыхать и расслабляться. Лучше если это будет при помощи активного отдыха. Поездки на природу всей семьёй или же пешие прогулки и т.д.

    • Вторая рекомендация — если нет какого-либо хобби, найти его..

    • Третье — проанализировать своё отношение к работе. Нравится ли вам то, чем вам приходится заниматься? Получаете ли вы отдачу от своей работы, как в материальном плане, так и в моральном удовлетворении. Приносит ли кому-то пользу ваша работа? Насколько вы справляетесь с поставленными задачами? Если ответы в основном отрицательные, нужно задуматься, может пора уже найти для себя более подходящий вариант?

    • Ещё одна рекомендация — стараться не портить отношения со своими близкими людьми, семьёй. Ведь только они всегда смогут поддержать в трудной ситуации. Выстраивать доверительные отношения с детьми, больше времени уделять супругу, заботиться о родителях.

    • Ещё один совет — не стоит идеализировать себя, смотреть на вещи нужно реально. Это помогает человеку быстрее понять себя. По мнению психологов, лучше признаться себе в каких-то промахах и ошибках, которые были допущены в процессе жизни, постараться исправить их, чем умалчивать эти ситуации и делать вид, что всё хорошо.


Источник: https://www.b17.ru/blog/kriz/ Автор-  Георгий Владимирович Шишов, г. Москва.

Задание 4

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.

Методическое обеспечение: Приложение 3.

Задание: Пользуясь приложением №3 во вкладке «Приложения к модулю 3», прочитайте текст, напишите краткий анализ Вашего жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; хронологические рамки; ведущая потребность; социальная ситуации развития; ведущий вид деятельности; психологические новообразования; кризисы возрастов.

Ответ на данный вопрос я изложила в виде таблицы.

Возрастной период

Ведущая потребность

 

 

Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятельности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Стадия 1

(от рождения до 1 года)

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

Я родилась долгожданной дочерью с тремя старшими братьями. Получала много внимания.


Орально-сенсорная

Доверие



Кризис первого года жизни

Стадия 2

(от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная

Могу ли я уп-равлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка.

Отдали в ясли, адаптацию прошла легко, подрыва доверия не было.

Мышечно-анальная

Автономия


Кризис трех лет

Стадия 3

(от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная


Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Отсутствие возможностей, неодобрение активности.

Родители развелись и мама много работала, я была «хвостом» у старших братьев.

Игровая

Вина

Сомнение

Недоверие

Кризис развода родителей.

Стадия 4

(6 до 11 лет) Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие плохих примеров.

Старшие братья плохо учились, я знала, что не могу себе этого позволить, я не хотела огорчать маму.

Отец не участвовал в воспитании.


Учебная

Трудолюбие

Самостоятельность

Чувство неполноценности

Кризис 7 лет

Стадия 5

(от 12 до 17 лет) Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, наличие четко определенных половых моделей.

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Сложно было выбрать, куда пойти учится, так как возможности и желания не совпадали.

Учебная

Идентичность

Смешение ролей

Кризис подросткового возраста

Стадия 6

(ранняя взрослость ) Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие.

Закончила университет. Работала, вышла замуж. Родила троих детей.

Долгое время в декрете = нереализованная профессиональная сфера

Учебная, профессиональная.

Близость

Страх

Депрессия

Усталость

Мудрость

Ощущение важности себя как жены и мамы

Чувство неполноценности

Кризис молодости

Кризис материнства