Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Троцкая Екатерина Петровна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Троцкая Екатерина Петровна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2022
Задание 1
Задание: Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 3», либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Происходит решение задач личностного выбора, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности. |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Противоречива. На основе саморефлексии. |
На основе отдельных поступков | На основе всех своих поступков. |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Способны оценивать сложное поведение (особенности взаимоотношений, поступки других людей…). |
Задание 2
Задание: Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 3», охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».
Возрастная периодизация психического развития
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | Студенческий возраст (18-23/25 лет). | Поиск спутника жизни, включение во все виды общественной деятельности | Политическая активность(участие в выборах, в общественных движениях), и в общении с группами сверстников, и в поисках друга. | Профессиональная или учебно-профессиональная. | Рефлексия, Система ценностей, Формирование логического интеллекта, гипотекодеду-ктивное мышление | Кризис третьего курса, выражающийся в смене ценностных ориентаций, отношений и физиологических показате6лях уровня тревожности. |
Ранняя взрослость | От 23/25-35 лет. | Создание семьи и воспитание детей | Начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. | Труд | Это время, когда человек развивается в аспекте Я-концепции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи | Кризис перехода 30-и лет. |
Период зрелости | Акме. (35-55/60 лет) | Достижение общественно значимых целей | Человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей | Передача опыта | Мудрость | Кризис середины жизни |
Период старения | После 65 лет | Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций | Остро переживает момент удаления от дел, даже если предвидел и мысленно готовится к этому. Нарушаются режим жизни, стереотип поведения, прерываются привычные отношения с людьми. Гражданская смерть, состояние собственной ненужности. | Сохранение личности человека, передача собственного опыта Пожилой возраст – время утраты социальных связей. | Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность, подготовка к смерти | Кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. |
Задание 3
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.
Методическое обеспечение: Приложение 3, источники в интернете.
Задание: Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:
1) О каком возрастном этапе идет речь?
2) Какой кризисный период описан?
3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
«Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»
Ответ:
-
В данной ситуации говорится о возрастном этапе - зрелости. -
Описан третий кризис зрелости, он прокрадывается казалось бы, в надежный и спланированный взрослый мир когда большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. -
Женщины переживают кризис зрелости в 30-35 лет, причины такой возрастной разницы между полами кроются в биологических различиях мужского и женского организма, а соответственно, и сформированных на этой основе социальных нормах. К характеристикам, сопровождающим данный возрастной период у женщин, можно отнести:
-
Женщина вдруг становится чересчур раздражительной, начинает делать всё наоборот, перестаёт слушать близких и родных, пренебрегает отношениями с друзьями; -
Женщина, которая вела активный образ жизни, вдруг становится депрессивной, у неё проявляется апатия, лень. Она перестаёт делать элементарные и привычные вещи; -
Наблюдаются резкие перепады настроения. На смену энергии и бодрости вмиг приходит разочарование; -
У женщины возникает ощущение, что у неё осталось мало времени, что она прожила больше, чем ей осталось жить. Женщина начинает оценивать свои цели и достижения, жизненные планы; -
Женщина становится недовольной, ей перестаёт нравиться её работа, её раздражает семья и партнёр; -
Женщина может уйти от партнёра к более состоятельному мужчине, чтобы ощутить социальную и моральную стабильность; -
Женщины хочет чувствовать себя моложе, поэтому начинает носить молодёжную одежду, делает молодёжную стрижку, начинает развлекаться как молодёжь, у неё могут поменяться привычки и вкусы; -
Женщина начинает ощущать, что её привлекательность исчезает, и у неё происходят изменения сексуальной активности; -
В этот период могут возникнуть проблемы с алкоголем.
-
Психологические рекомендации для преодоления данного кризиса:
-
На первом месте, по мнению многих психологов, стоит совет не доводить себя до синдрома хронической усталости и переутомления, так как в таком состоянии наверняка не избежать кризиса. Ведь часто его спутниками являются раздражительность и утомляемость. Поэтому надо стараться чаще отдыхать и расслабляться. Лучше если это будет при помощи активного отдыха. Поездки на природу всей семьёй или же пешие прогулки и т.д. -
Вторая рекомендация — если нет какого-либо хобби, найти его.. -
Третье — проанализировать своё отношение к работе. Нравится ли вам то, чем вам приходится заниматься? Получаете ли вы отдачу от своей работы, как в материальном плане, так и в моральном удовлетворении. Приносит ли кому-то пользу ваша работа? Насколько вы справляетесь с поставленными задачами? Если ответы в основном отрицательные, нужно задуматься, может пора уже найти для себя более подходящий вариант? -
Ещё одна рекомендация — стараться не портить отношения со своими близкими людьми, семьёй. Ведь только они всегда смогут поддержать в трудной ситуации. Выстраивать доверительные отношения с детьми, больше времени уделять супругу, заботиться о родителях. -
Ещё один совет — не стоит идеализировать себя, смотреть на вещи нужно реально. Это помогает человеку быстрее понять себя. По мнению психологов, лучше признаться себе в каких-то промахах и ошибках, которые были допущены в процессе жизни, постараться исправить их, чем умалчивать эти ситуации и делать вид, что всё хорошо.
Источник: https://www.b17.ru/blog/kriz/ Автор- Георгий Владимирович Шишов, г. Москва.
Задание 4
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.
Методическое обеспечение: Приложение 3.
Задание: Пользуясь приложением №3 во вкладке «Приложения к модулю 3», прочитайте текст, напишите краткий анализ Вашего жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; хронологические рамки; ведущая потребность; социальная ситуации развития; ведущий вид деятельности; психологические новообразования; кризисы возрастов.
Ответ на данный вопрос я изложила в виде таблицы.
Возрастной период | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Я родилась долгожданной дочерью с тремя старшими братьями. Получала много внимания. | Орально-сенсорная | Доверие | Кризис первого года жизни |
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная | Могу ли я уп-равлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Отдали в ясли, адаптацию прошла легко, подрыва доверия не было. | Мышечно-анальная | Автономия | Кризис трех лет |
Стадия 3 (от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Отсутствие возможностей, неодобрение активности. Родители развелись и мама много работала, я была «хвостом» у старших братьев. | Игровая | Вина Сомнение Недоверие | Кризис развода родителей. |
Стадия 4 (6 до 11 лет) Латентная | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Систематическое обучение и воспитание, наличие плохих примеров. Старшие братья плохо учились, я знала, что не могу себе этого позволить, я не хотела огорчать маму. Отец не участвовал в воспитании. | Учебная | Трудолюбие Самостоятельность Чувство неполноценности | Кризис 7 лет |
Стадия 5 (от 12 до 17 лет) Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость, наличие четко определенных половых моделей. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Сложно было выбрать, куда пойти учится, так как возможности и желания не совпадали. | Учебная | Идентичность Смешение ролей | Кризис подросткового возраста |
Стадия 6 (ранняя взрослость ) Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Закончила университет. Работала, вышла замуж. Родила троих детей. Долгое время в декрете = нереализованная профессиональная сфера | Учебная, профессиональная. | Близость Страх Депрессия Усталость Мудрость Ощущение важности себя как жены и мамы Чувство неполноценности | Кризис молодости Кризис материнства |