Файл: Реферат Тема маленького человека в русской литературе Гоголь Шинель Выполнила студентка 2 курса Специальности Искусство балета.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможно, речь идёт о какой-то женщине, не ответившей писателю взаимностью. Ее личность так и осталась тайной.
Личность Гоголя привлекала внимание многих деятелей культуры и учёных. Ещё при жизни писателя о нём ходили противоречивые слухи, усугублённые его замкнутостью, склонностью к мифологизации собственной биографии и загадочной смертью, породившей множество легенд и гипотез. Среди наиболее известных — гипотеза о его гомосексуальности. Точнее, предполагающей «подавление эмоционального влечения к представителям своего пола» и «отвращение к физическому или эмоциональному контакту с женщинами».
Существовала в жизни Гоголя женщина по имени Анна Михайловна Виельгорская. Ее он называл «существом небесным» и, по мнению части историков, именно она была единственной любовью писателя.
Гоголь не имел близости с женщинами; избегал общения с ними и предпочитал им общение с мужчинами; его письма к мужчинам носят эмоциональный и аффектированный характер; гоголевские «Ночи на вилле», где присутствуют признания в любви к умирающему юноше, носят автобиографический характер периода, когда он ухаживал за умиравшим молодым другом графом Иосифом, братом Анны Михайловны.
В письмах к друзьям Гоголь признавался, что никогда не знал женской любви и даже гордился этим, считая чувственность низменной и унизительной. На вопросы доктора Тарасенкова во время последней болезни Гоголя писатель сказал, что не имел связей с женщинами (в юности однажды посетил с друзьями бордель, но не получил удовольствия) и никогда не мастурбировал (об эротическом воображении врач не спросил).
Но, с другой стороны, Николай часто жил у друзей (мужчин) просто потому, что Гоголь имел фобию жить один.
Николай Васильевич горячо любил мать и своих сестёр. Любви к женщинам он боялся. А скромное существование не позволяло заводить супружеские отношения и детей. И тем не менее, любовь не раз посещала известного писателя. Одной из любимых женщин Николая Гоголя была красивая и утончённая фрейлина королевы Александра Осиповна Росет, Между писателем и фрейлиной завязалась трогательная и светлая дружба
, которая длилась много лет. Александра и Николай вели длинные переписки.
Другой важной женщиной в жизни мистического писателя являлась его кузина – Мария Синельникова.
Девушка очень рано вышла замуж. Её брак не был счастливым, что пробудило Марию уйти от мужа и переехать в имение Власовку, в окрестностях Харькова. Мария была очень общительной и светской женщиной. Однажды, когда её здоровье немного пошатнулось, к ней в гости нагрянули родственники, с целью проведать больную: мать Гоголя и сестра, и сам писатель собственной персоной. Кузены подолгу гуляли по саду, получая взаимное удовольствие. Мария любила нашёптывать Гоголю секретики на ушко, которые вызывали у Николая смущение и красноту на лице. Женщина не стесняясь, говорила писателю о своей любви и глубокой привязанности.
Но ни одна из этих историй Гоголя не имела романтического продолжения. Его личная жизнь была часто подвержена одиночеству. Далее платонической любви и нежных переписок дело не заходило. Несмотря на страстных героев его повествований, сам Гоголь относился к любви очень осторожно. Он писал своему лучшему другу, что любовная страсть может сжечь его до тла. Поэтому Гоголь держался на определённой дистанции от предмета своей страсти. Но при этом гениально описывал любовную страсть в своих книгах.
«Шинель»
Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).
Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.
Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.
Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.
Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?” – содержит и нравственный контекст. Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему. Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.
Так кто же такой маленький человек? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек – тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.
Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.
Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.
В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.
Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».
У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.
Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.
Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.
Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.
После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.
Кинематография
В конце ХIХ века началась история кинематографа. За короткое время братья Люмьер обучили своему мастерству множество операторов. Было отснято более тысяч короткометражек. В Россию кинематограф пришел уже в 1896 году. Сначала он захватил Петербург, а затем овладел Москвой и другими городами России. А Акакий Акакиевич Башмачкин засеменил по мировому белому экрану.
Режиссер Латтуада экранизировал произведения известных итальянских писателей. Режиссер поставил фильмы «Буря» (по «Капитанской дочке» Пушкина), «Степь» (по повести А.П. Чехова с Мариной Влади в главной роли) и «Собачье сердце» (по повести Михаила Булгакова). Но самый большой его успех был связан с «Шинелью». Режиссеру удалось сохранить дух первоисточника. В 1950 году Латтуада поставил совместно с начинающим в то время режиссером Федерико Феллини фильм «Огни варьете», дав ему, тем самым, путевку в большую кинокарьеру».
В России «Шинель» была экранизирована в 1926 году режиссерами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом как «Киноповесть в манере Гоголя». Новаторский сценарий Юрия Тынянова стал вольной импровизацией по мотивам многи х произведений писателя.
В 1924 году организовали в Петрограде Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС). Никому из будущих классиков советского кино не было в то время и двадцати пяти лет. Постановка «Шинели» как «Киноповести в манере Гоголя» стала этапной для ФЭКСа.
ФЭКС в то время находилась под сильным влиянием В. Маяковского и В. Мейерхольда, и все были полны надежд, открыты миру. Маленького мечтательного чиновника безнадежно вздыхающего о прекрасной Незнакомке в ореоле искрящихся снежинок сыграл Андрей Костричкин. Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя, явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. Из гуманистической повести о маленьком, обиженном жизнью человеке «Шинель» Гоголя была превращена в гротеск. Козинцева и Трауберга занимали не столько тема и идея будущей картины, сколько возможность стилизаторского эксперимента. Их увлекали поиски кинематографических параллелей странным образам и той ирреальной атмосферы, из которой был соткан сценарий «Шинели».
«Шинель», как вспоминали позже во многом изменила характер фэксовской режиссуры. Постановщики фильма овладевали искусством трансформации чисто словесной ткани в безмолвное действие. Каждая деталь гоголевских описаний, как