Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная психология и психология развития



Группа 20П173
Студент
Н. А. Чепелева


МОСКВА 2023

По теме 1: «Культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского». 
Задание 1 

1. Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос): 
А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности. 

3. Литический период в развитии.
Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно. 

5. Зона ближайшего развития.
В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом.

4. Критический период в развитии
Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции. 

1. Сензитивный период
Варианты ответов: 1. Сензитивный период. 2. Зона актуального развития. 3. Литический период в развитии. 4. Критический период в развитии. 5. Зона ближайшего развития. 6. Период вторичных новообразований.
3. Назовите первичный (1) и вторичный (2) дефекты в развитии личности ребенка с ОВЗ, согласно Л.С. Выготскому: 
А. Нарушения когнитивных функций (чтения, письма, счета) у детей с СДВГ, без сопутствующих мозговых нарушений. первичный (1)
Б. Нарушения речи у ребенка раннего возраста с госпитальным синдромом (в результате длительной больничной депривации). первичный (1)
В. Нарушение счета у детей с дцп, с сопутствующими нарушениями в функционировании лобных и теменных областей головного мозга. вторичный (2)

Г. Низкие умственные способности у детей с олигофренией. вторичный (2)

По теме 4: «Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии».
Задание 1 Назовите и опишите основные стадии морально- этического развития ребенка по Л. Колбергу и назовите факторы и движущие силы этого развития
Уровни морального развития личности
Доконвенциональный (2 стадии)

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания. Например, действие воспринимается как нравственно неправильное, когда нарушитель получает наказание. "В последний раз, когда я это сделал, меня отшлепали, так что я не буду делать это снова". Чем хуже наказание за деяние, тем сильнее оно воспринимается как «плохое». Это может привести к умозаключению, что даже невинные жертвы виноваты пропорционально своим страданиям. Это "эгоцентрическая" позиция, когда отсутствует понимание, что точки зрения других людей могут отличаться от точки зрения индивида.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует. Второй этап рассуждения показывает ограниченный интерес к нуждам других людей, но только до точки, где они пересекаются с собственными интересами индивида. В результате, забота о других основана не на лояльности или взаимоуважении, а скорее на принципе «Почеши мою спину, тогда я почешу твою». Эта стадия сильно отличается от социального контракта (стадия пять), так как все действия на данном этапе имеют целью обслуживания собственных потребностей или интересов индивида.

Конвенциональный (2 стадии)

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть «хорошим ребенком» в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается. Индивиды восприимчивы к одобрению или неодобрению со стороны других, поскольку это отражает взгляды, принятые в данном обществе. На третьем этапе ребенок может судить о нравственности действия путем оценки его последствий с точки зрения человеческих взаимоотношений, которые в настоящее время начинают включать в себя такие вещи, как уважение, благодарность, и соблюдение "золотого правила". «Я хочу, чтобы окружающие думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно, мое хорошее поведение заставит людей полюбить меня».


Стадия 4 – ребенок осознает существование законов, принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Основные идеалы в обществе часто задают, что является правильным и неправильным. Если один человек нарушит закон, остальные смогут поступать также – поэтому существует обязательство и обязанность соблюдать законы и правила. Когда кто-то нарушает закон, это нравственно неправильно; виновность, таким образом, является существенным фактором в данном этапе, она отделяет правильные хорошие поступки от плохих. Наиболее активные члены общества остаются на данной стадии, где мораль до сих пор в основном продиктованы внешней силой.

Постконвециональный (2 стадии)

Стадия 5 – мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жесткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения "наивысшего блага для наибольшего числа людей». Это достигается за счет решения большинства и неизбежного компромисса. Демократическое правительство якобы основано на пятом этапе рассуждений.

Стадия 6 – мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости, более того, приверженность справедливости несет за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам. В юридических правах отсутствует необходимость, так как социальный контракт не является существенным для деонтического морального действия. Действия в таком случае являются не средством, а самоцелью; люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому что это поможет им избежать наказания, выгодно или задано юридически. Хотя Кольберг настаивал на шести стадиях, он обнаружил, что трудно идентифицировать людей
, которые постоянно действуют на этом уровне.

Задание 3. Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания: 

А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме. 

3. Достигнутая идентичность

Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе. 

2. Мораторий

В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме. 

1. Диффузная идентичность.

Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение). 

4. Предрешенная идентичность.

Варианты ответов: 1. Диффузная идентичность. 2. Мораторий. 3. Достигнутая идентичность. 4. Предрешенная идентичность.
Задание 6. Опишите основные способы профилактики возрастных кризисов в среднем возрасте и основные рекомендации родителям по сглаживанию возрастных кризисов у детей в 3- летнем, 7-летнем, 13- летнем и 17-летнем возрасте.

Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.
Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
ерьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.