Файл: Н. Макиавелли в своей книге Государь руководствуется концепцией политического реализма. Он дает практические советы для того чтобы добиться и удержать власть в различных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_________________Политология________________

Группа ___Бр17ГУ111___


Студент




С.В. Никишин













МОСКВА 2021
Задание №1. Н. Макиавелли в своей книге «Государь» руководствуется концепцией политического реализма. Он дает практические советы для того чтобы добиться и удержать власть в различных условиях.

Раскройте соотношение этики и политики в работе Н. Макиавелли.

Ответ:

Рассматривая государство как сферу реализации интересов и потребностей различных групп и общностей, Макиавелли обращал серьезное внимание на средства и методы осуществления государственной власти. Он создал концепцию эффективного лидерства, в основе которой лежит следующий набор принципов и правил (максим), которым должен следовать правитель, стремящийся укрепить собственную власть и расширить границы государства.

  • 1. Государства создаются и сохраняются не только с помощью военной силы, но и опираясь на хитрость, коварство и обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... – поучал Макиавелли. – Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти канканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".

  • 2. Государь не должен быть всегда верен договору. "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..."; "разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещания".

  • 3. Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и "постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся".

  • 4. Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. "Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мелкое зло человек может отомстить, а за большое – не может", – замечает Макиавелли.

  • 5. Однако жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и жестокости надо учинять разумом, поскольку, "чем меньше их раскроют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше". Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные – исполнять сам.



Законы, по Макиавелли, могут опираться на силу либо на добрые обычаи. Он подчеркивает связь закона и государства, права и силы. Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы".

В качестве средства регуляции Макиавелли рассматривал религию, могучее средство воздействия на умы и нравы людей. По этой причине мудрые законодатели часто ссылались на волю богов: в Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных".

Макиавелли отвергал современное ему христианство и считал необходимым вернуться к античной религии: "Религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния...".

По мнению Макиавелли, религия должна быть на службе у государства, а не наоборот.

Задание №3.

Раскройте особенности взаимосвязи тоталитаризма, национализма и капитализма. Дайте характеристику взаимоотношения тоталитаризма и империализма.

Ответ:

Капитализм

Капитализм - строй, в котором доминируют владельцы крупных состояний и компаний, организаторы наемного труда. Эти, по выражению современного социального исследователя Георгия Дерлугьяна, "купцы-с-пушками", отбившиеся от феодалов. Управляя крупными торговыми, промышленными и финансовыми организациями, они устанавливают абсолютную власть на производстве и территории. Ядро капитализма - частные корпорации, использующие наемный труд, производящие продукцию в целях извлечения прибыли (товар). Собственники и топ-менеджеры являются монархами производства, чья власть над трудовым процессом и над коллективно произведенным продуктом, наймом и увольнениями почти абсолютна. Они доводят свою власть над производителями-работниками до последнего предела, регламентируя рабочее время, ритм и распорядок труда, рабочую одежду, порой даже время походов в туалет. Развиваясь, они подавляют все прочие элементы общества, накапливая в своих руках богатство. Они разрушают город (полис, коммуну), бывший целостным живым организмом (в греческом полисе и городе-коммуне Средневековья, который историк Арнольд Тойнби называл "космосом Средневекового города" и считал не развившейся самостоятельной цивилизацией, все знали всех и совместно принимали политические и хозяйственные решения). Они создают на месте города-полиса бетонную пустыню - мегаполис, жители которого никак не связаны друг с другом, помимо организующих труд корпораций.


Бизнес организуют централизованное государство, используя его в целях обогащения и защиты своей собственности. Одновременно он используют государство, как репрессивный механизм для подавления протестов низших классов, как идеологическую машину промывания мозгов подконтрольного населения, как административный управленческий аппарат, и как средство для вооруженной экспансии, захвата чужих рынков и ресурсов. Он уничтожает феодалов, подчиняя их себе, интегрирует их либо физически ликвидируют их, присваивая их имущество (как было на заре буржуазных революций), либо же низводят на роль обычных преступников. Современные рэкетиры соотносятся с историческими феодалами так же, как мелкие ящерицы с динозаврами. 

Никакие парламентские выборы не способны изменить это положение дел в условиях, когда крупные собственники в состоянии купить голоса всех депутатов.

Национализм

Национализм — идея, позиция или общественное настроение, которое предполагает политический и социально-экономический строй на основе суверенной нации. Национализм стал сначала общеевропейским, а затем и общемировым явлением, которое определило облик существующей ныне международной системы, как сообщества наций, имеющих права и обязанности, а также существующих границ. Однако для многих людей слово национализм стало ругательным благодаря деятельности одного австрийского художника, хотя он никогда не называл свое движение строго националистическим. Для других сам феномен нации представляет собой абстракцию, за которой стоит лишь безжалостный коллективизм, угрожающий гражданским правам и свободам. В целом большинство людей имеет слабое представление о национализме и тех исторических событиях, которые определяли его развитие. Это удивительно, поскольку история национализма — это история последних двух с половиной столетий. Национализм выступал как одна из двух противоборствующих сторон, ибо он вступил в политическую борьбу с социализмом — идеологией, для которой националистические ценности представляют собой прямо противоположные идеи, хотя в какой-то момент они шли в тактическом союзе. В этой статье я хотел бы внести некоторую ясность касательно такого явления, как национализм, и определить его место в моей системе политических и социально-экономических взглядов.


Что такое нация, национализм и национальное государство

Прежде всего, нужно дать определение основополагающего для национализма явления — нации. Нация — это общность людей, объединенных между собой культурой, историей, религией, генетикой, проживающая на определенной территории. У многих наиболее развитых и больших нации есть центральный, связующий компонент, который мог выступать в качестве ассимилирующей силы для проживающих поблизости народов или руководящей силы в строительстве национального государства. Например в составе немецкой нации можно обнаружить членов с западно-славянским компонентом, славянские топонимы и фамилии, но при этом речь все равно будет идти о немцах, имеющих германский центральный компонент. У итальянской нации движущей силой национального движения была наиболее развитая Сардиния-Пьемонт, чей монарх Виктор Эммануил стал первым правителем единого итальянского государства.

Соответственно, национализм — это общественное движение, настроение или запрос на появление такого физического и духовного пространства, в котором будет возможна реализация чувства общности и солидарности на основе общей культуры, истории, религии, генетики и т.д.

Национальное государство — это территория, на которой реализован выше-обозначенный националистический запрос, защищаемый и представленный единым институтом государства, регулирующийся в соответствии с основным законом страны, равными правами и обязанностями всех членов нации (граждан). Для удовлетворения своих социальных и экономических нужд граждане такого государства вступают в добровольные объединения на горизонтальной основе, а также функционируют традиционные для нации социальные институты, вроде Церкви. Без гражданских прав и свобод, одинаковых для всех членов нации, и гарантий их соблюдения со стороны правительства, не может существовать национального государства.

Тоталитаризм

Тоталитаризм (нацизм, государственный социализм и др.) - это система, в рамках которой централизованный аппарат чиновников вырывается из-под контроля всех социальных сил и сам устанавливает над ними власть. Многие мыслители (Макс Шехтман, Моше Машовер, Рудольф Баро) рассматривали тоталитаризм как новый общественный строй, появившийся в 20 столетии. Некоторые другие (Карл Витфогель) считали его современной формой системы азиатского деспотизма, характерной для древнего Китая эпохи Инь-Шан и Шумера времен Третьей династии Ура.  В этой системе чиновный аппарат не только исполняет свои привычные функции - управляет, руководит, изымает налоги, подавляет, воюет, штампует законы - но так же становится владельцем производства (или преобладающей его части), земли, а кроме того может устанавливать в административном порядке цены и руководить распределением произведенных благ. Экономическая основа тоталитаризма - национализация. Чиновный аппарат становится одновременно эксплуататором (присваивая себе результаты коллективного труда) и инженером, организующим масштабные работы.


Ядро системы - тотальное государство, контролирующее все сферы жизни. Сочетание в руках чиновного аппарата одновременно экономической, идеологической, полицейской и военной власти ведет к полной ликвидации всех альтернативных мнений и общественных течений. Концентрация власти становится настолько сильной, что всякая альтернатива исчезает. Чудовищная гравитация центральной власти разрушает все независимые социальные структуры. В лучшем случае сохраняется лишь внутренняя автономия человеческой личности. В некотором смысле это система, которая представляет антитезу анархистского строя. Если в условиях буржуазного строя существует относительная свобода мнений (ибо конкурируют между собой различные центры экономической и политической власти), если в условиях феодализма конкурируют банды рэкетиров, то тоталитарный строй организует столь сильное давление на общество, что оно почти перестает сопротивляться и целиком подчиняется ему. В тоталитаризме господство человека над человеком становится тотальным, охватывая все сферы жизни. Это черная дыра, уничтожающая любые объекты, оказавшиеся в опасной близости от нее.
Задание №10.

Политический режим это способ функционирования политической системы. Раскройте основные типы политических режимов. Какой политический режим, по вашему мнению, характерен для современной России.

Ответ:

Политический режим -- одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

  • 1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный.

  • 21. Демократический политический режим

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. политика общество идеология избирательный

Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.