Файл: Новочеркасский инженерномелиоративный институт им. А. К. Кортунова.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым этапом и залогом дальнейшего продуктивного общения с семьёй ребёнка педагоги считают установление тёплых отношений, личного контакта с родителями. На родительских собраниях обычно 80-90% -ая посещаемость. Есть некоторые методические находки. В начале учебного года на каждого ребёнка заводится отдельная ученическая тетрадь, где фиксируется всё достойное внимания родителей (как положительные, так и не очень) факты из школьной жизни ученика. Записи ведутся в свободной форме, с юмором, что позволяет неформально подойти к проблеме и вызывает у родителей живой отклик. В этот же дневник педагогических наблюдений при желании можно внести записи других педагогов и психолога, что делает картину жизни ребёнка более полной и объективной. За месяц-два в этой тетради накапливается определённый объём информации и к родительскому собранию педагоги обладают фактическим материалом, с которым можно работать дальше. Они очень внимательно следят, чтобы записи носили преимущественно положительный характер, а отрицательных замечаний в школе и так хватает. О них педагоги стараются упоминать, по-возможности, с юмором и в максимально корректной форме. На собраниях родители знакомятся с записями в конфиденциальной форме, как правило, остаются этим чрезвычайно довольны и с желанием идут на контакт с педагогами, откликаясь на просьбы и пожелания. Вслух же классные руководители преподносят родителям ту информацию, которая имеет ценность для всех, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями от общения с их детьми.
4. Функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как бы большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Следовательно целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная;
- воспитательно- развивающая;
- формирующая;
- охранно – оздоровительная;
- контролирующая;
- бытовая.
ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Изучение семьи – дело деликатное, тонкое требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желании оказать помощь педагогу в воспитании детей.
5. Роль семьи в воспитании и обучении детей.
Семья – основа воспитания детей родителями. Целью такого воспитания должно явиться воспитание детей, которое направлено на формирование представлений о целях, которых необходимо достичь в жизни, формирование основных ценностей, правил поведения, идеалов.
При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом. Формирование культуры общения и поведения начинается у ребенка с самых ранних периодов развития. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения [5].
В семье ребенок учится, именно здесь находится его первая школа, дающая основные навыки. Первыми людьми, которые учат и воспитывают ребенка, является отец и мать. В семье у ребенка формируются не только основные навыки, но и представления о добре, зле, основы нравственности, коммуникации общения. В семье формируются основные социально – значимые качества, которые закрепляются в ребенке на всю оставшуюся жизнь.
Социально-значимые качества личности – это такие качества, которые оказывают воздействие не только на саму личность, но и на ее окружение, играют определенную роль в развитии общества в целом. Социально – значимые качества важны в обществе, определяют его моральный и культурно – нравственный уровень. Такие качества способствуют успешной адаптации личности в обществе, ее развитию и профессиональному становлению [4].
Для ребенка особенно важно развивать эстетические чувства, развивать стремление к красоте. Максимально эффективно это можно сделать путем привлечения родителей к процессу обучения и воспитания в школе. При этом оптимальной формой организации такого воздействия является совместная внеурочная и внеклассная деятельность. Понимая тонкость и красоту окружающего мира, сильнее развивается восприятие, чувственность, происходит становление и развитие ребенка, гармонизация личности. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности. У детей в это время появляется стремление к красоте, формируются эстетические чувства [4].
В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [6].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания.
В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу. Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время подходы к обучению существенно изменились, изменились и средства, применяемые для развития ребенка и достижения поставленных учебных задач. Переход от традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методического обеспечения. Важно правильно определить форму организации занятия. Такой подход предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, адаптирующего ребенка к действительности.
Большое значение имеет организация в школе внеурочной, внеклассной деятельности, направленной на удовлетворение потребности детей в общении, удовлетворении интересов. Важно привлекать родителей к такой деятельности. Это связано с тем, что семья обладает огромным потенциалом в развитии ребенка. Сегодня важно поддерживать связь поколений, активное внимание уделять внутрисемейным отношениям, поскольку они имеют существенное влияние, как на физическое, так и на психическое развитие ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация внеурочной деятельности школьников является обязательной частью образовательного процесса в школе. Вне учебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности.
Список литературы
1.Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/Л.В. Байбородова.- М.: Просвещение, 2013.-177с.
2 .Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.- с.53-55
3.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
4.Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
5.Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
6.Каптерев П. Ф. о семейном воспитании: учеб. пособие / сост. И. Н.Андреева. М.: Академия, 2000. - 168 с.
7.Головнева, Н.А. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. С. 15–19. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20725 (дата обращения: 08.10.2021).
8.Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей [Электронный ресурс] // Сайт Ирины Песаренко URL: www.inter-pedagogika.ru (дата обращения: 05.11.2021).
9.Попова, М. Н. Взаимодействие семьи и школы: исторические этапы развития и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 300–303. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770780.htm (дата обращения: 12.11.2021).