Файл: 30. Социальноэкономические и политические преобразования в России в эпоху Екатерины іі. Сущность политики просвещенного абсолютизма. Оценка деятельности Екатерины ii в трудах российских историков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В начале 60-х годов политическое развитие страны было противоречивым. На практике же проводилось в жизнь положение о возрастающей роли КПСС. В октябре 1964 г с поста 1 руководителя страны был смещён Хрущёв. 1 секретарём был избран Брежнев. Председателем Совета Министров – Косыгин.
Реформа Косыгина практически не дала рез-тов. Весной 1966г состоится 2 съезд партии, который. ещё более укрепил парт элиту и номенклатуру. Было решено, что руководство не может избираться более чем на 3 срока. В 1977г была принята новая Конституция СССР. Совет народ. депутатов – высший орган власти. Но на практике страной руководило политбюро.
Эволюция «перестройки» и последствия «нового политического мышления»Перестройка в СССР 1985-1991 годов – масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе.
Этапы:
Первый (1985-1987) - курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной компании. Смена модели формирования: от ускорения к перестройке.
Второй (1988-1989) – Начало развития частной инициативы и предпринимательства. Осуществление политической реформы. Раскол общества на коммунистов и демократов. Начало национальных конфликтов. Перестроенные процессы стали неуправляемыми;
Третий (1990-1991) – Углубление реформы политической системы. Выработка путей перехода к рыночной экономике. Нарастание политического противостояния. Крах перестройки;
Итоги:
1. Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;
2. В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;
3. Была отброшена однопартийная система;
4. Начало перехода к рыночной экономике
5. Резкое падение уровня жизни граждан;
6. Распад СССР и образование СНГ
Результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985-1991 гг.
1) Поражение в «холодной войне».
2) Одна сверхдержава США.
3) Ослабление военной мощи России.
4) Обострение региональных конфликтов.
5) Утрата контроля и экономической связи СССР с восточноевропейскими странами.
6). СССР и затем Россия оказались в затруднительном положении.
Если говорить кратко причины распада СССР следующие
:
-
кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления; -
неудачные реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни; -
ослабление центральной власти; -
авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Вот только основные последствия распада СССР:
-
резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения; -
возникновение многочисленных национальных конфликтов -
мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались США.
-
43. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 1990- годы: либерально-радикальная модернизация и ее результаты, события сентября-октября 1993 г., изменение политической системы и принятие новой Конституции Российской Федерации.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.
Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 – 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.
Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.
31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин.
события сентября – октября 1993 г
Внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября - 4 октября 1993 года. Произошёл вследствие конституционного кризиса, развивавшегося в стране с декабря 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими действиями войск, в ходе которых погибло не менее 158 человек и 423 были ранены или получили иные телесные повреждения.
Политическими итогами событий 1993 года стало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года, усиление президентской власти, образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ.
Принятие Конституции Российской Федерации. На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно президент с четырёхлетним сроком полномочий.
-
44. Внутренняя и внешняя политика России в начале XXI в.
О внешней политике. Место России в мире определялось в качестве уже более сильной по сравнению с 90-ыми страны. Россия показывает себя как великая евразийская держава, несущая ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям. Особенно это стало заметно в 2001 году, когда Россия поддержала Соединённые Штаты Америки в их борьбе с терроризмом. Произошло осознание опасности терроризма как международной угрозы. Экономически Россия тоже начала становиться сильнее, что конечно же сделало её более привлекательной в глазах зарубежных инвесторов, а также других стран, ведь в начале 21 века Россия себя вела более прозападно, что показывало её скорее союзником запада, чем врагом. Также Россия в 2002 году заключает договор с НАТО о координации действий по обеспечению международной безопасности, а позже поддержала США в свержении режима талибов в Афганистане. Россия явно держит курс на интеграцию в международные организации. Россия также инициировала широкую координацию действий между странами СНГ.
О внутренней политике. Внутренняя политика уже не столь однообразна. Россия проводит административную реформу и усиливает вертикаль власти, что ставит правительство более сильным, а также уменьшает автономию регионов в какой-то степени, ведь увеличивается роль центра на местах, а также реформируется местное законодательство. Создаётся государственный совет, проводится удачная налоговая и иные экономические реформы, которые приводят к значительному росту экономики. Проводится судебная реформа, которая указывает на введение суда присяжных, института мировых судей и т. д.