Файл: Урок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чеклист.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №2:«Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий».
Проанализируйте видео-урок или фрагменты двух видео-уроков с опорой на чек-лист.
Ссылка на видеофрагмент урока биологии (7 класс): https://youtu.be/da-UMw8zzw4
Ссылка на видеофрагмент урока литературы (10 класс): https://www.youtube.com/watch?v=72xO_M99WEg
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||||
Биология 7 класс | Процесс питания и дыхания клетки | Диалогическое общение, деятельность учителя - направляющая | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие | Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют. | Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничество. | Слушают и понимают учителя и товарищей, строят речевые высказывания в соответствии с задачей. Взаимодействие в процессе групповой работы. | Планирование | Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы. | Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом виде. | ||
Литература.10 класс | Образ Каратаева в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | Мотивационно-целевой этап Учитель использует технологию проблемного обучения организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит проблемный вопрос: « Что может скрывать цитата ?Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?» Актуализация опорных знаний Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия. Используя исследовательско-поисковый метод, задания по функциональной грамотности ,организуя фронтальную и работу и работу в группах(в данном случае в парах) ведет эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить с вязь с Иисусом, С героями романа: Пьером, Марией Балконской, Наташей Ростовой(на этапе усложнения положения) систематизировать и обобщать знания Проводя эвристическую беседу на уроке учитель задает вопрос( ставит небольшую мыслительную задачу . Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому, к творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений На этапе «Результат проблемного обучения» приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока. | Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений Строят ассоциативный ряд Работа с информацией: -Работают с текстом, осуществляют -электронный поиск -Изучают философские фрагменты,высказанные в работе Платона. Доказывают их актуальность . Сопоставляют с идеями романа, определяют ,что такое душа ,в чем смысл жизни. -высказывают свое мнение -Делают выводы и обобщения. Приходят к Результат проблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями, развивают логические умения Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение | Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа Работа в парах (беседа; обсуждение; сопоставление , исследовательская работа, работа с электонными носителями, работа со справочной литературой, анализ текса, Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и Доказательство их актуальности. -Сопоставление с идеями романа что такое душа . -высказывание своего мнения - выводы и обобщения.) Фронтальная работа - работа со всем классом. Виды: • беседа; • обсуждение; исследовательская работа, работает со справочной литературой, ан Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, умениями, развитие логических умений анализирует текст | Совместная деятельность:Учатся вести эвристическую беседу ,работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе -прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают ее верной. Учатся полно и точно выражать свои мысли. Развивают межличностные отношения. Взаимообучение. | Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа Работа в парах Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения. | Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия , вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. выбирают средства достижения целей. обобщают, делают выводы, Взаимообучают построению логической цепочке рассуждений, анализируют истинность утверждений. , понимание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить .Ученики ,выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий(работа в паре) | Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа Работа в парах | Учебное занятие организовано в контексте реализации системно-деятельностного подхода .Урок считаю результативным, соответствующим всем критериям результативности урока: -цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику - осуществляется учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. -Использованы разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся. -Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. -Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. -Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта -Цель урока достигнута : образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом ,с пониманием цели и смысла жизни. К..Д..Ушинский говорил :«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»Эти слова в полной мере можно отнести к уроку, так как учитель Направлял деятельность учащихся, а обучающиеся самостоятельно добывали знания ,активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему. |
Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений об уроке с позиций системно-деятельностного подхода. Оценка: зачет / незачет.