Файл: Урок или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чеклист.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №2:«Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагментов учебных занятий».

Проанализируйте видео-урок или фрагменты двух видео-уроков с опорой на чек-лист.

Ссылка на видеофрагмент урока биологии (7 класс): https://youtu.be/da-UMw8zzw4

Ссылка на видеофрагмент урока литературы (10 класс): https://www.youtube.com/watch?v=72xO_M99WEg
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Биология

7 класс

Процесс питания и дыхания клетки


Диалогическое общение, деятельность учителя - направляющая

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие

Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют.

Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничество.


Слушают и понимают учителя и товарищей, строят речевые высказывания в соответствии с задачей.

Взаимодействие в процессе групповой работы.

Планирование

Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы.

Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом виде.

Литература.10 класс

Образ Каратаева в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»


Мотивационно-целевой этап

Учитель использует

технологию проблемного обучения организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит проблемный вопрос: « Что может скрывать цитата ?Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?»
Актуализация опорных знаний

Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.
Используя исследовательско-поисковый метод, задания по функциональной грамотности ,организуя фронтальную и работу и работу в группах(в данном случае в парах) ведет эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить с вязь с Иисусом, С героями романа: Пьером, Марией Балконской,

Наташей Ростовой(на этапе усложнения положения)

систематизировать и обобщать знания Проводя эвристическую беседу на уроке учитель

задает вопрос( ставит небольшую мыслительную задачу

. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому, к

творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений
На этапе

«Результат проблемного обучения»

приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока.


Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений

Строят ассоциативный ряд Работа с информацией:

-Работают с текстом, осуществляют

-электронный поиск

-Изучают философские фрагменты,высказанные в работе Платона.

Доказывают их актуальность .

Сопоставляют с идеями романа, определяют ,что такое душа ,в чем смысл жизни.

-высказывают свое мнение

-Делают выводы и обобщения.
Приходят к Результат проблемного обучения: творчески овладевают знаниями, умениями, развивают логические умения

Базовые исследовательские действия:
аргументировать свою позицию, мнение


Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа

Работа в парах

(беседа; обсуждение; сопоставление ,

 исследовательская работа, работа с электонными носителями,

работа со справочной литературой, анализ текса,

Построение ассоциативного ряда,

словарная работа,

работа с текстом,

электронный поиск,

изучение философских фрагментов в работе Платона и

Доказательство их актуальности.

-Сопоставление с идеями романа что такое душа .

-высказывание своего мнения

- выводы и обобщения.)

Фронтальная работа - работа со всем классом. Виды: • беседа; • обсуждение;  исследовательская работа,
работает со справочной литературой, ан Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, умениями, развитие логических умений анализирует текст

Совместная деятельность:Учатся вести эвристическую беседу ,работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе

-прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают ее верной.

Учатся полно и точно выражать свои мысли. Развивают межличностные отношения. Взаимообучение.



Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа

Работа в парах

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения.


Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия , вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

выбирают средства достижения целей.

обобщают, делают выводы,

Взаимообучают

построению логической цепочке рассуждений, анализируют истинность утверждений.

, понимание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить .Ученики

,выдвигают версии,

самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий(работа в паре)


Фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа

Работа в парах



Учебное занятие организовано в контексте реализации системно-деятельностного подхода .Урок считаю результативным, соответствующим всем критериям результативности урока:

-цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

- осуществляется

учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. -Использованы разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

-Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта -Цель урока достигнута :

образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом ,с пониманием цели и смысла жизни. К..Д..Ушинский говорил :«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»Эти слова в полной мере можно отнести к уроку, так как учитель Направлял деятельность учащихся, а обучающиеся самостоятельно добывали знания ,активно участвуя в эвристической беседе, выстраивая логические цепочки и раскрывая проблему.


Критерии оценивания: обоснованность / необоснованность заключений об уроке с позиций системно-деятельностного подхода. Оценка: зачет / незачет.