Файл: Удивительный мир кинусайги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОБУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа на тему:

«Удивительный мир кинусайги»

Выполнила: ученица 4 класса

Сардина Елизавета Александровна

Руководитель проекта:

Дьяченко Наталья Сергеевна

2022 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4

1.История возникновения рукоделия кинусайга……………………………………5-6

2Технология изготовления современной техники Кинусайга…………………….7

3.Материалы и инструменты для изготовления современной техники Кинусайга…8

4.Практическая часть 9-11

5. Мастер-класс по изготовлению картины…………………………………………12

6.Заключение…………………………………………………………………….........13

7.Список источников информации………………………………………………….14

8.Приложение: ………………………………………………………………………..15

2

Введение

В умелых руках оживает и камень.

Резцом или кистью творились полотна,

Искусство высокое в лету не канет –

Хранится в музеях ручная работа.

Все течет, все меняется. На смену старому приходит новое. Стареют не только люди, звери и растения, но и вещи. Старые вещи — как они иногда для нас дороги! Бережно хранятся не только фотографии, но и вещи тех, кто смотрит из глубин времени. Мама и бабушка хранят мои детские пинеточки, распашонки? Все это копится, и превращается в залежи в шкафах. Как перебороть эту жалость к старым вещам? Нет, надо набраться сил и выбросить. А может, подождать?

По поводу утилизации у каждого свое мнение. Кто-то считает использование старых вещей в дизайне полнейшей безвкусицей, а кому-то по душе такой творческий подход. Эстетика, дизайн — дело спорное, вкус у всех разный. Сколько людей — столько и мнений. К примеру, пэчворк, скрапбукинг, батик, декупаж. Эти техники используются и для создания чего-то совершенно нового, и для реставрации вещей с использованием старых тканей, бумаги, различных видов коробочек, пуговиц и многого другого. Из всего этого создаются порой необыкновенно чудесные вещи. К такому искусству относится и одна их из прекраснейших японских техник кинусайга. Только в Японии, где мерило прекрасного основано на соединении человека и природы, могла родиться подобная красота - чудо, сделанное из шелковых лоскутков (например, обрезков, отслуживших свой век кимоно).


Кинусайга или «пэчворк без иголки», позволяет из простых материалов изготовить замечательные яркие картины довольно больших размеров, изображают пейзажи, городские сюжеты, сложные натюрморты (см. приложение 1 рис. 1, 2). Стоит кинусайга дорого, мастерски сделанные картины – эксклюзив. Однако, мастера, работающие в этой технике, часто уходят далеко от классики и создают не только картины, но и очаровательные шкатулки, открытки, елочные шарики, пасхальные яйца, куклы, обложки для ежедневников, украшают мебель и различные предметы. Все эти изделия носят названия Handmade.

3

Актуальность темы: в наше время ценятся уникальные вещи, сделанные своими руками, и изделия в технике кинусайга не исключение. Обычные картины или шкатулки, которые продают в магазинах, всем попросту надоели. А изделия ручной работы не только порадуют своим видом, но и с помощью оригинальной техники исполнения помогут поднять настроение. Ведь кинусайга или «пэчворк без иголки», дает возможность из простых материалов изготовить замечательные яркие картины, украсить мебель и различные предметы. Это не сложная техника, но чтобы освоить ее, требуется обладать знанием определенной информации, немного фантазией и терпением, которые помогут в создании авторских работ, непохожих ни на какие другие. Именно поэтому мне кажется, что эта тема будет интересна не только мне, но и многим людям, желающим порадовать своих близких подобными поделками.

Проблема: можно ли создавать картины или другие предметы интерьера в японской техники кинусайга, чтобы развивать свои творческие способности?

Объект: картины и другие предметы интерьера в техники Кинусайга.

Предмет: техника Кинусайга

Гипотеза: рукоделие в технике кинусайга способствует самовыражению человека.

Цель научно исследовательского проекта – формирование представления о техники кинусайга- как одного из вида декоративно- прикладного творчества и создать предметы интерьера.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Познакомиться с историей развития техники

  • Сформировать представление о технике кинусайга   

  • Привлечь внимание учащихся к декоративно-прикладному творчеству кинусайга– виду творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение

  • Доказать, что очень необычные подарки можно создать самому и при этом не дорого

  • Создать творческие работы в технике кинусайга.




4

Что такое «Кинусайга»?

Согласно первой задаче исследования, я обратилась к литературе и Интернет-источникам для того, чтобы уточнить значение слова «Кинусайга».


  1. Кинусайга (яп. 絹彩画) — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани. 




  1. Кинусайга – это своего рода синтез нескольких техник.

Это, во-первых, техника аппликации,

во-вторых, пэчворк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами),

в-третьих, мозаика,

в-четвертых, оригинальная кинусайга резьба по дереву.

Иными словами, кинусайга – это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве.
История возникновения кинусайги

Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 1987 году пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился как вид творчества, когда молодая японская мастерица МаэноТакаши (см. приложение 1 рис. 3) начала создавать восхитительные шелковые картины. По сути, художница перенесла на плоскость уникальную японскую технологию создания кукол «кимекоми-нингё».

Такаши восторгалась творчеством мастера Хиросиге и в ее работах ощущается влияние кумира-художника. Красивые пейзажи, жанровые сценки из повседневной жизни японцев (чаще всего пожилых), нежные цветы оживают на полотнах художницы. В простом она видит прекрасное и через свои работы доносит это до зрителей.

Но, что использует Маэно Такаши для создания своих творений? Не краски и тушь, а   кусочки натурального шелка и деревянные дощечки. Картины Маэно Такаши многократно были представлены на выставках, а сама художница преподает искусство в Университете Нагоя и написала книгу по такой сложной и красивой технике. Её выставки активно посещаемы, книги быстро раскупаемы.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

5

идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья. Кстати, картины кинусайга очень часто называют техникой "пэчворк без иголки" - ведь эти лоскутки не надо сшивать. Для изготовления изделий в обеих этих техниках применяется один и тот же основной материал – лоскутки ткани. Появление их тоже вызвано одним и тем же – экономией материала.


Кимоно - традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии "национальным костюмом"(см. приложение 1 рис. 4). Японцы надевают кимоно до сих пор. Кимоно шьется из натурального шелка (см. приложение 1 рис. 5, 6) и, разумеется, стоит очень дорого.

В древние времена Япония была бедной страной, поэтому старые, поношенные кимоно хозяйки не выбрасывали. Быть может, это связано с тем, что жизнь на островах, где землетрясения — частое дело, приучала не иметь много вещей, обходиться малым, чтобы легче было спастись самим, не спасая вещи. Шелковая ткань была очень дорогой, поэтому ее старались применить в хозяйстве. Из крупных кусков перешивались вещи, а маленькие уходили на изготовление предметов интерьера, в частности картин, которые вызывали неподдельное восхищение у всех, кто их видел. Именно тогда эта техника рукоделия и получила свое настоящее название – кинусайга. На сегодняшний день в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой.

Как же создавались эти изумительные картины в технике кинусайга? Сложно, долго, терпеливо. Даже в самой Японии мало было мастеров подобной техники — слишком много времени и усилий уходило на подбор материала и на сам процесс, но в результате — неповторимое ощущение волшебства. Картины в этой технике получались очень дорогими.

Традиционно кинусайга создавалась следующим образом. Вначале художник делал эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводился на деревянную дощечку. В дощечке прорезались углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезалось на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставлялись в прорезанные канавки. Сюжетами для кинусайги чаще всего становились пейзажи. Гораздо реже на картине появлялись люди - изображение лиц даже для мастеров являлись довольно сложным процессом. А если и появлялись, то чаще всего стилизованные.

6

Технология изготовления современной техники Кинусайга.

Основные принципы работы в японской технике:

Кинусайга по технике исполнения за много веков не поменялась. Предварительно нарезанные лоскутки ткани накладываются на плоскую подложку или объемный предмет. А их края заправляются в специальные прорези (канавки). В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор.



  1. Первый делом нужно определиться с идеей будущего изделия. Проще ориентироваться на фотографии готовых работ, схематичных рисунков. Можно самостоятельно сделать эскиз. Для этого нужно выбрать любую понравившуюся картинку (для начала лучше, если она будет не слишком насыщенная), перенести ее на бумагу и расчертить линиями, которые и будут являться границами разноцветных лоскутков.

  2. После того как эскиз перенесен на бумагу, схематично обозначьте на нем все используемые оттенки. Одинаковые цвета можно пометить цифрами или значками. Не пытайтесь сэкономить время, пропустив этот шаг. Если в процессе работы будут перепутаны оттенки, то переделка займет гораздо больше минут.

  3. При помощи копировальной бумаги перенесите контур рисунка на пенопластовую основу.

  4. Аккуратно сделайте прорези глубиной 3-4 мм при помощи канцелярского ножика. Старайтесь действовать четко по контуру, иначе будущий рисунок тоже будет смотреться неровно. Основа для кинусайга готова.

  5. На следующем этапе снова возвращайтесь к эскизу. Разрежьте его на кусочки. Каждый кусочек бумаги накладывайте на ткань, согласно проставленных номеров, обводите маркером и вырезайте, оставляя припуски 2-3 мм по всему контуру.

  6. Переходите к основной и самой увлекательной операции. Возьмите один лоскуток, приложите его к нужному участку на пенопласте и заправляйте края в вырезанный контур. Проделывайте эту операцию со всеми кусочками.

Если вы хотите, чтобы рисунок был слегка объемным, можно воспользоваться наполнителем. Лучше всего для этой цели подойдут обычные ватные диски или тонкий синтепон. Подкладывайте их в один слой под те элементы, которые хотите выделить (например, лепестки цветка или контуры животного или другого предмета).

7. После того, как все лоскутки нашли свое место, переходите к украшению готовой картину кинусайга. Чаще всего декоративные элементы прокладывают по тем же местам стыка кусочков ткани.

Чтобы изделие дольше радовало глаз, а лоскутки крепче держались на подложке, перед накладыванием каждый кусочек можно чуть-чуть промазывать клеем.

7

Материалы и инструменты для изготовления современной техники