Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 4.

Стиль «Монблан»-педагог отстранен от обучаемых, находясь в царстве своих знаний. Обучаемые-безликая масса слушателей. Нет личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информативному сообщению, следовательно, отсутствуют психологические контакты и наблюдается пассивность учеников.

Педагог, подобно горной вершине, возвышается над группой. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстраняется от учащихся. Эта позиция, как свидетельствуют наблюдения, весьма характерна для некоторых начинающих учителей, которые, получив в вузе фундаментальные знания.

Стиль «Китайская стена»- между педагогом и учеником существует слабая обратная связь, т.к. существует барьер в общении. Он порождает отсутствие желания к сотрудничеству, информативный характер знаний, а не диалоговый. Все это приводит к слабому взаимодействию с учениками и их равнодушное отношение к педагогу.

Между педагогом и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. В качестве ограничителей чаще всего используется следующее: подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися; стремление сообщить информацию, а не обучать, стремление к утверждению ситуации безусловной «ведомости» школьников; снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

Стиль «Локатор»- характерно избирательное отношение с учениками, концентрация внимания или на сильных, талантливых учениках, или на слабых. Причина: неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность взаимодействия в системе педагог-коллектив.

Учитель строит взаимоотношения с обучаемыми детьми избирательно. В частности, нередко концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), оставляя без внимания остальных. Варианты этой модели могут быть различными: учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, спрашивает их на уроке, дает им специальные задания.

Стиль «Робот»- взаимоотношения строятся по жесткой программе, где четко выдержаны цели и задачи занятия, отработаны методические приемы, отрепетированы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Не учитываются возрастные и этнические особенности детей и их психологического состояния. Как следствие, мы получаем низкий эффект педагогического воздействия.


Этот педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Такой педагог как будто бы делает все правильно: у него есть обоснованный план действий, верно сформулированы педагогические задачи, определена логика их решения. Однако такие педагоги не понимают, что педагогическая деятельность постоянно изменяется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться через систему общения и вызывать соответствующие изменения в методической и социально-психологической перестройке воспитания и обучения.

Стиль «Я сам»- учебный процесс фокусируется только на педагоге. От него исходят вопросы и ответы, отсутствует творческое взаимодействие с аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет инициативу обучаемых, снижается их познавательная и общественная активность, они ждут инструкции к действию. Как следствие, воспитываются без-инициативные обучаемые, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Сущность этого способа организации педагогического взаимодействия заключается в том, что учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Педагог превращается в единственную движущую силу учебно-воспитательного процесса, это перегружает его, заставляет заниматься всем, а значит не дает в полную меру заниматься главным; устраняется личная инициатива учащихся, следовательно, формируется безынициативность обучаемых.

Стиль «Гамлет»- педагог полностью озабочен тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся в абсолют. Постоянно сомневается в действии своих аргументов, подобен "обнаженному нерву". Таким образом, бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

Постоянные сомнения, которые мучают учителя при взаимодействии со школьниками: правильно ли они его поймут, верно ли истолкуют то или иное замечание, обидятся или нет и т. п. В результате педагог постоянно озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько эмоциональными моментами, которые приобретают гипертрофированное значение.

Стиль «Друг»- предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.



Этот стиль общения характерен при дружеском отношении учителя и ученика.

Стиль «Тетерев»- педагог замкнут на себе, он слышит только себя и не реагирует на слушателей. Он поглощен своими идеями и эмоционально слеп к окружающим. Стороны общения изолированы друг от друга. Как следствие, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Опасность такой модели общения в том, что теряется обратная связь, без которой трудно управлять учебно-воспитательным процессом. Последствия действия такой модели общения следующие: вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум.

Стиль «Контакт в общении»- это человеческая, психологическая, деловая близость общающихся, порождающая их взаимопонимание и общность результата, к которому они стремятся.

Любой процесс общения включает в себя вербальный и невербальный компонент. В первом случае для общения используется речь, а во втором нам помогают общаться жесты, мимика и другие сигналы тела. Вы задумывались над тем, какое наиболее существенное различие существует между человеком и другими живыми существами? Это умение взаимодействовать с помощью речевого общения. Обладая таким богатством как речь, все же большинство людей испытывают трудности в налаживании качественного контакта с другими людьми. Социальная психология и психология личности накопили огромную базу знаний о стилях, барьерах, механизмах общения, которые стали основой для создания действенных способов общения. Учимся успешно общаться с людьми с помощью эффективных упражнений и советов психолога, которые вы найдете в это статье. 

Задание 5.

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического и практического осмысления.

 



Наименования критериев проведения сравнительного анализа

Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления

Демократический

Авторитарный

Либеральный

1.

описания 

Стиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации.

 

общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности.


2.

 плюсы

 Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям.


 Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды.


 Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия.


3.

 минусы

 Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация


 Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты.


 Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива.
































 

 

Задание 6.

В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.

Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:

— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?

Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.

В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:

— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.

В данной ситуации произошел такой конфликт потому, что учитель был резок и нетерпим к ученикам. Пришёл к кабинету после того как прозвенел звонок на урок, и не разобравшись в сложившийся ситуации начал обвинять детей, не пытаясь их выслушать. Этого конфликта можно было бы избежать если учитель был терпимее. И в более мягкой форме решил сложившуюся проблему. Ели бы он пришёл до начала урока, то обнаружив закрытый кабинет, он мог поискать ключи от другого свободного кабинета. А о этой проблеме сообщить завхозу, где выяснилось бы ,что произошло на самом деле. Для успешной работы учитель должен обладать личными качествами:-любовь к детям;-дисциплина;-правильная оценка возможностей;-гуманизм.

На первый план выходят человеческие качества, которые становятся важными в учебно-воспитательном процессе. Учитывается умение ставить цели, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость в достижении результата. Человеческие качества учителя становятся важнейшими для создания благоприятных отношений с учащимися. В противном случае можно столкнуться с низким уровнем знаний у большинства учеников.

Если бы мне пришлось оказаться в данной ситуации, мои действия были бы такими:- для начала я выслушала учеников, что бы они мне объяснили по поводу забитого бумагой замочной скважины. Затем взяла ты ключи от свободного кабинета, и сообщила завхозу о проблеме.


 

Задание 7.

По представленной формуле можно сказать, что ПД=ВД+ПД+ДУ. Эта формула актуальна т.к. в преподавательскую деятельность входит воспитательная, преподавательская и ученическая деятельности. Без этих компонентов не будет не какой ПД. Если убрать хоть один компонент из ПД, например ВД, то не будет воспитания не только учеников, но и различных нравов и норм. Так же ДУ, без действия ученика не будет самого процесса изучения. Делаем вывод правильности этой формулы того что все её компоненты важны и без них не будет преподавательской деятельности.


Пермь - 2022