Файл: Методическое пособие для преподавателей Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТАДЖИКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Туйчиев Л.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для преподавателей
«Обучение робототехническому программированию на
основе комплексной платформы Arduino»
Душанбе – 2023
Туйчиев Л.
Методическое пособие «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino»
/ Туйчиев Л. – Таджикский технологический университет
2023. –60 с.
УДК 372.862
Методическое пособие содержит рекомендации для планирования и организации обучения по курсу «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino», включает в себя лекции, практические занятия и материалы лабораторных работ, контрольные вопросы к каждым темам. В учебном пособии по тематическому плану систематизированы темы по робототехнике, микроконтроллеру, сигналам, датчикам для интеллектуальных DIY – устройств, среде программирования IDE Arduino, концепции Интернета вещей (Internet of Things, IoT) и платформа TinkerCad,
Пособие предназначено для преподавателей информатики и физики, для обучения студентов, бакалавров и магистров по направлениям «Программная инженерия», «Информационные системы и технологии».
Учебный курс «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» подготовлен кафедрой «Физика и технических дисциплин» факультета «Телекоммуникации и профессионального обучения» Таджикского технологического университета.
Рецензенты:
Иркаев Бахор Нигматович, к..ф.-м.н., доцент кафедры «Информатика и информационной технологии» Российско -Таджикский (Славянский) Университет, член корреспондент «Инженерной Академии» РТ.
Хакёров И., к.т.н., заведующий кафедрой «Физика и технических дисциплин» факультета «Телекоммуникации и профессионального обучения» ТТУ
Содержание | Стр. |
Содержание курса | 4 |
Введение | 5 |
Состав методического пособия | 5 |
Характеристика курса | 6 |
Структура курса | 6 |
Краткое содержание курса | 7-8 |
Тематическое планирование | 8- 47 |
1. Введение в робототехнику.Что такое Робототехника? Современные роботы. | 9-12 |
2.Что такое система Интернет Вещей» и из каких компонентов состоит? | 12-17 |
3. Аппаратно- техническая платформа Arduino | 18- 21 |
4. Микроконтроллер | 22- 23 |
5. Радиосигналы | 24- 25 |
6. Основные датчики для интеллектуальных DIY – устройств. | 25- 28 |
7. Среда программирование IDE Arduino. Основы программирования Arduino. | 28 - 35 |
8. Электронные схемы и платформа TinkerCad. | 36 - 39 |
9. Выполнение лабораторных работ на платформе Tinkercad. Светодиод, управляемой кнопками. | 39-42 |
10. Выполнение лабораторных работ в эмуляторе Arduino. | 42- 47 |
11. Итоговое занятие | 47 |
12. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | 47 |
13. Планируемые результаты освоения курса | 47-48 |
Литература | 49 |
Введение
Составляющими науки робототехники являются технология и инженерия. Поэтому программы обучения должны состоять из дисциплин естественных наук, физики, биологии, технологии и инженерии. Такие программные обучения представляет собой инструмент для развития у студентов навыков программирования, алгоритмического и творческого мышления. В современном образовании такой подход называется STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Math) технологией, направленной на разностороннее развитие личности в рамках одной образовательной дисциплины.
Сама робототехника является областью науки и техники, которая сориентированная на создание роботов и робототехнических систем, предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, в том числе, выполняемых в недетерминированных условиях, для замены человека при выполнении тяжелых, утомительных и опасных работ. С течением времени, робототехника с использованием достижения науки и техники быстро развивается. Современные роботы оснащены интеллектуальным управлением микроконтроллерами. Они принципиально отличаются от роботов предыдущих поколений сложностью выполняемых своих функций и совершенством системы автоматического управления, которая включает в себя те или иные элементы искусственного интеллекта. Такие роботы предназначены не столько для имитации физических действий человека, сколько для автоматизации его интеллектуальной деятельности. В настоящее время размеры роботов варьируются от нескольких метров до нескольких сотен нанометров. Нано роботы состоят из нано компонентов и представляют себя отдельные функциональные блоки, способные выполнять простые измерительные, регулирующие или управляющие операции. Ее координацией и обменом информацией между нано устройствами является так называемые нано сети. Если соединим нано устройств с существующими нано сетями и Интернетом, возникает новая сетевая парадигма, называемая Интернетом нано вещей.
Студент до проектирования робота должен иметь минимальные знания: - о назначение электронных компонентов Arduino, аппаратно- технической платформы Arduino, работе микроконтроллера, основных датчиков для интеллектуальных DIY – устройств, природу радиосигналов и среду программирования Ардуино (IDE). Уметь собирать электронную схему на электронном печатном плате и уметь работать с измерительными приборами. Исходя из этого, данное методическое пособие содержит курс лекции и занятия для проведения
практических занятий и лабораторных работ, что позволит студентам получить знания и навыки, необходимые для проектирования и разработки интеллектуальных систем на базе микроконтроллерных устройств Arduino.
В пособие студенту для успешной сборки электрической цепи и кодирование скетч Arduino и проверки работоспособности, предлагается использование эмулятора Arduino Тинкеркад (Tinkercad Circuits Arduino) с интернета для моделирования процесса, после чего схему можно перенести на реальную платформу Arduino, что сэкономит время и финансовые средства и ускорит обучения робототехническому программированию.
Пособие также можно использовать для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Информационно коммуникационные технологии и системы связи», «Умные (smart) приложения», «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».
Состав методического пособия
В состав методического пособия «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» входят:
1. Методическое пособие для преподавателей с лекциями, практическими заданиями, примерами тестов и заданий;
2. Сборник презентаций к занятиям;
3. Видео-уроки к занятиям.
В таблице №1 представлено наличие материалов каждого типа для занятий.
Таблица №1
Темы занятий | Презентация | Задания для самостоятель- ного решения | Видео уроки |
Лекция 1. Введение в разработку интеллектуальных устройств на базе Arduino . Что такое робототехника? | + | | + |
Лекция 2.Что такое система Интернет Вещей», и из каких компонентов состоит? Интернет нано Вещей. | + | + | + |
Лекция 3. Аппаратно- техническая платформа Arduino | + | + | + |
Лекция 4. Микроконтроллер и Arduino | + | + | + |
Лекция 5. Радиосигналы | + | | + |
Лекция 6. Основные датчики для интеллектуальных DIY – устройств. | + | + | + |
Лекция 7. Среда программирование Arduino (IDE). Основы программирования Arduino. | + | + | + |
Лекция 8. Электронные схемы и платформа TinkerCad. | + | + | + |
9.Практическое занятие. Выполнение лабораторных работ на эмуляторе платформы Tinkercad. | + | + | + |
10. Практическое занятие. Выполнение лабораторных работ в эмуляторе Arduino. Мигающий светодиод | | + | |
11. Практическое занятие. Выполнение лабораторных работ в эмуляторе Arduino. Работа с 7-ми сегментным экраном. | | + | |
12. Практическое занятие. Выполнение лабораторных работ в эмуляторе Arduino. Работа с реле. | | + | |
13. Итоговое занятие | | + | |
Характеристика курса
Место курса в учебном плане: - курс «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» может реализовываться как отдельный курс образования по информатике изучению программной инженерии и искусственного интеллекта.
Состав участников образовательного процесса: - Курс «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» ориентирован студентам первого по третьих курсов, также возможно бакалаврам и магистрам знакомых с основами программирования, физики, электроники, схемотехники.
Форма обучения:- Программа курса «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» может быть реализована в очной, заочной форме и возможно с применением дистанционных образовательных технологий.
Трудоемкость курса:
Курс «Обучение робототехническому программированию на основе комплексной платформы Arduino» рассчитан на 72 академических часов, но при необходимости преподаватель может варьировать длительность курса от 24 до 48 академических часов.
В таблице №2 представлено структуру курса.
Структура курса
Курс содержит следующие темы:
Таблица №2 | |
Наименование темы | Колич. часов |
1. Введение в робототехнику. Что такое Робототехника? Современные роботы. | 3 |
2.Что такое система «Интернет Вещей», « Интернет нано Вещей», из каких компонентов состоят? | 4 |
3.Аппаратно- техническая платформа Arduino и его компоненты | 4 |
4.Микроконтроллер | 6 |
5. Что такое Радиосигналы? | 4 |
6. Основные датчики для интеллектуальных DIY – устройств. | 4 |
7.Среда программирование IDE Arduino. Основы программирования Arduino. Практические занятия. | 18 |
8. Электронные схемы и платформа TinkerCad. Практические занятия. | 6 |
9. Выполнение лабораторных работ | 20 |
10. Итоговое занятие | 3 |
При необходимости курс может быть сокращен путем сокращения и объединения некоторых тем и сокращения количества лабораторных работ.
Курс может быть расширен путем добавления дополнительных материалов по программированию и алгоритмизации после темы “Основы программирования Arduino” посвященных проектной работе со студентами по разработке проекта интеллектуального устройства.
В рамках данных рекомендаций по курсу, предполагается, что можно студентам задавать домашние работы, например по конструированию некоторых деталей к заданию или написанию скетча к заданию. Заданные домашние работы, проверяются вне занятий, но при большем имеющим количестве занятий, решения домашних заданий можно разбирать в аудитории и использовать самооценку или взаимопроверку студентов.
Краткое содержание курса
Тема 1. Введение в разработку интеллектуальных устройств на базе Arduino .
Что такое Робототехника? Современные роботы.
Теория: История робототехники. Искусственный интеллект. Необходимые технические и программные компоненты для создания роботов. Миниатюрные и простейшие нано -устройства.
Тема 2. Что такое система Интернет Вещей (IoT)» и из каких компонентов состоит? Применение Интернета Вещей.
Теория: История Internet и IoT. Компьютерные сети. Структура Internet. Интернет нано Вещей. Web-сервер. IP-адрес, MAC-адрес, доменные имена, протоколы. Умный дом.
Тема 3. Аппаратно- техническая платформа Arduino и его компоненты.
Теория: Назначение, составные части, монтажная электронная макетная доска.
Тема 4. Микроконтроллер.
Теория: Назначение, структура. Плата для разработки. Одноплатный компьютер. Arduino, структура, выводы Arduino (см.рис.1.)
Тема 5. Что такое радиосигналы?.
Теория: Свойства, характеристики радиоволн. Аналоговые и цифровые сигналы. Кодирование сигналов. Преобразование аналоговых сигналов в цифровые сигналы и обратно.
Тема6. Основные датчики для умных DIY – устройств.
Теория: Для чего нужны датчики? Какие бывают датчики? Выходной сигнал датчика. Датчик измерения уровня воды. Климатические датчики. Датчики расстояния и движения. Датчики света и цвета. Датчики газа. Датчики звука.
Тема7. Среда программирование IDE Arduino. Основы программирования Arduino.
Теория: Среда программирование IDE Arduino. Скетч. Редактор. Компиляция и отладка. Прошивка памяти. Переменные, типы данных.
Практика: Решение задач.
Тема 8. Электронные схемы и платформа TinkerCad.
Теория: TinkerCad - облачный сервис для моделирования 3D-объектов