Файл: Диалектическое представление о бытии, в рамках которого допускается идея его субстанциального устройства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

«Диалектическое представление о бытии, в рамках которого допускается идея его субстанциального устройства».
А) Речь идет о противоположных точках зрения на понимание мироустройства в его чувственно-воспринимаемом выражении, что позволяет одновременно признавать наличие единой фундаментальной первоосновы бытия.

В) Понимание объективной реальности как находящейся в постоянном развитии допускает наличие в нем фундаментальной неизменной первоосновы, связывающей все его многообразие в целостное единство.
Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий

Диалектика – философская концептуализация развития, методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях.

Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

Правильный вариант – Б, поскольку диалектика рассматривает бытие как изменяющееся на основе взаимодействия противоположностей, а субстанциональное устройство – это наличие фундаментальной основы.
Задание 2
«Понимание субстанции, рассмотренное в рамках идеалистического взгляда на бытие, позволяет обосновать идею агностицизма»
А) В основе мира - духовное первоначало, находящееся за пределами человеческого сознания, в силу чего достоверное познание возможностями человеческого разума оказывается невозможным.
В) Представление об идеальном устройстве бытия за пределами материальной реальности, которое является недостижимым в реально-практическом мире.
Субстанция - естественное, «физическое» основание бытия, его сверхприродное, «метафизическое» начало.

Идеалистический взгляд на бытие - все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.
Агностицизм - философская концепция, утверждающая, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем.

Сравнить приведенные в таблице формулировки с точки зрения их соответствия указанному в словаре значения.
А (+) смысл фразы полностью совпадает со значениями терминов «субстанция», «идеализм» и «агностицизм»
В (-) смысл фразы не соответствует значениям слов: понятие «идеализм» перепутано с понятием «идеальное устройство бытия за пределами материальной реальности», а понятие «агностицизм» соотнесено с «недостижимым в реально-практическом мире».
Задание 3
Объективно-идеалистическая концепция этого философа положила начало целому направлению. Она охватывает широкий спектр вопросов онтологического, гносеологического и социального аспектов. Однако построение социальной концепции основывается на этических категориях, истолкованных идеалистически, в силу чего сама концепция является утопичной. Жанр, в котором философ излагал свои воззрения, носит диалоговый характер. Главным героем и выразителем позиции автора в этих произведениях стал его учитель.
А) Словосочетание «положила начало», указывает на период зарождения

философского знания, значит, это Античность. Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Платон считал, что идея – образец, модель, по которой создаются "копируются" предметы. Материальный мир образуется из соединения "идеи" и "материи", Платона интересовали условия построения идеального государства. Учителем Платона был Сократ.
В) Это Античность, ранний период. Объективно-идеалистическая концепция этого философа положила начало целому направлению – метафизике. Основателем этих идеалистических взглядов стала Элейская школа, в которой идеи своего учителя Парменида развивал Зенон. «Жанр, в котором философ излагал свои воззрения» - апории, в которых он стремился

обосновать метафизические (идеалистические) основания бытия.

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте – философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.

Для Платона идея - идеальная вечная сущность вещи в противоположность чувственному и изменчивому в вещи. Идеи бестелесны, находятся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир (царство идей), который и есть подлинная реальность, трансцендентный мир истинного бытия.


Материя как крайняя оконечность иерархии целого представляет одну из важнейших философских проблем античности. Платон описывает ее как "восприемницу", "кормилицу", пестующую и вынашивающую в себе чистый идеальный образец-эйдос. Материя — это то, что все восприемлет и помещает в себе. Материя — это то, что не имеет ничего своего — ни положительных свойств, ни определения, но выступает лишь как чистая отрицательность, как иное, как не то и не это, — ничто. Там, где форма — свет, материя — тьма, пустота, неисследимая бездна и глубина, образ слабый и бессильный, темный и неясный и даже — радикальное зло

Диалоги Платона — сочинения Платона в форме диалогов между различными историческими и вымышленными персонажами. Диалектика для Платона и Сократа представляет собой философское искусство вести рассуждение.
Правильный ответ А, потому что именно Платон был одним из основателей идеалистического направления в философии. Диалоговый характер изложений указывает нам на «Диалоги» Платона, в которых его учитель Сократ стал одним из героев. Через героя своего учителя Платон выражает многие мысли и позиции автора.
Задание 4
Новое понимание структуры человеческого сознания, сформулированное этим мыслителем, перевернуло в философии представление о рациональных возможностях человека, так как им были открыты особые сферы в глубинах человеческого сознания, которые и определяют поведение и моральные ориентиры человека. Кроме того, этот исследователь впервые сделал предметом научного исследования ту область человеческой природы, которая до него была запретной для публичного осмысления. Он, основываясь на трансформации природно-биологической энергии человека, обосновал идею зависимости всех достижений культуры от глубинных оснований человеческого сознания.
А) Впервые изучение сознания человека произошло в современной эпохе философии. Переворот в философии в представлении о рациональных возможностях человека характерно для периода неоклассической философии. Речь в данном задании идет о З. Фрейде, основоположнике психоанализа – нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Его появление радикально изменило взгляд на мир: психоанализ Фрейда порывает с представлениями, которые принято называть классическими, с картиной строго упорядоченного, рационально организованного мира. З. Фрейд первый начал исследовать природу сексуальности.

В) Впервые изучение сознания человека произошло в современной эпохе философии. Переворот в философии в представлении о рациональных возможностях человека характерно для периода неоклассической философии. Речь в данном задании идет о Ж.-П. Сартре, основоположнике нового направления, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века – экзистенциализм. Его появление радикально изменило взгляд на мир: экзистенциализм Сартра порывает с представлениями, которые принято называть классическими, с картиной строго упорядоченного, рационально организованного мира. Сартр глубоко исследовал природу существования человека – экзистенции.
Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданы австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков. Психоанализ основан на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний.

Фрейд считал, что в структуре сознания следует выделять три элемента. Это сверхсознание (или «Сверх-Я»), сознание («Я») и бессознательное, которое Фрейд обозначал понятием «Оно». К сверхсознанию Фрейд относил моральные нормы и принципы. Человек не обязательно понимает, почему он должен вести себя так или иначе; правила поведения ему диктует общество. Уровень сознания состоит из ощущений, которые вы сознаете в данный момент времени. Уровень предсознательного, (доступная память), включает в

себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Психоанализ значительно расширил понятие сексуальности и вывел его как за рамки чисто биологических представлений, так и психологических взглядов на роль мужчины и женщины, обнаружив, что сексуальность не сводится только к взаимодействию между полами и не всегда подчиняется функции продолжения рода. Фрейд определяет сексуальность как «удовольствие, не сводимое к удовлетворению той или иной физиологической потребности». То есть человеческая сексуальность не имеет ничего общего с физиологией, циркуляцией гормонов и так называемым половым инстинктом.
Правильный ответ А, потому что именно психоанализ Фрейда и его изучение структуры сознания поменяло взгляд на рациональные возможности человека и его моральные ориентиры, а не экзистенциализм, отвечающий на вопросы уникальности бытия человека. Фрейд не только начал изучать, но и расширил понятие сексуальности.

Задание 5
Почему с точки зрения Канта смысл формулировок: «собственное самосовершенствование» и «счастье другого» недопустимо менять местами?
А) Цели суть в то же время долг - их нельзя заменять друг другом, равно как нельзя, с одной стороны, собственное счастье и, с другой — совершенство другого делать целями, которые сами по себе были бы долгом одного и того же лица. Действительно, собственное счастье есть цель, которую хотя и имеют все люди (в силу побуждений их природы), но никогда нельзя рассматривать как долг, не впадая в противоречие с самим собой. То, что каждый неизбежно уже сам желает, не подпадает под понятие о долге, ведь долг — это принуждение к неохотно принятой цели. Поэтому было бы противоречием сказать: человек обязан всеми силами содействовать собственному счастью. Точно так же противоречиво ставить себе целью совершенство другого и считать себя обязанным содействовать этому. В самом деле, совершенство другого человека как лица состоит именно в том, что он сам способен ставить себе цель по своим собственным представлениям о долге; поэтому противоречиво требовать (сделать моим долгом), чтобы я сделал то, что может сделать только другой человек сам.
В) Формулировки нельзя заменять друг другом, равно как нельзя собственное счастье и совершенство другого лица делать целями, которые сами по себе были бы долгом одного и того же лица. Собственное счастье есть цель, которую нельзя рассматривать как долг. Противоречием было бы говорить: «человек обязан всем содействовать своему счастью». Так же противоречиво ставить себе целью совершенство другого и считать себе целью совершенство другого и считать себя обязанным содействовать этому. Совершенство другого состоит в том, что он сам способен ставить себе цель по своим представлением о долге. Поэтому противоречиво делать моим долгом то, что сможет сделать только другой человек сам.
Понятие «собственное самосовершенствование» включает в себя: долг человека собственными усилиями выйти из (состояния) первобытности своей природы, из (состояния) животности и все выше подниматься к человеческому (состоянию), только благодаря которому он и способен ставить себе цели, восполнять недостаток своего знания и исправлять свои ошибки; поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков, и повиноваться закону из чувства долга. Следовательно, совершенство может быть не чем иным, как культурой способности человека (или культурой природных задатков), в которой рассудок как способность (давать) понятия, стало быть, и понятия, касающиеся долга, есть высшая способность, но в то же время и культурой воли (нравственного образа мыслей) для удовлетворения всякого долга.