Файл: Занятие 1 Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
-
Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии
Задание 1. Изобразите схематически связь возрастной психологии с другими науками.
Психология человека
Изучает возрастные границы появления мотивации, ценностей, самооценки, мировоззрения и пр. у человека (ребенка), их причины и особенности
Социальная психология
Зависимость развития ребенка от особенности той или иной группы, в которую он попадает на определенных этапах развития
Общая психология
Изучает процессы развития каждой из функций человека (мышление, речь, внимание, память и пр.) на разных этапах онтогенеза
Возрастная психология
Дифференциальная психология
Закономерности индивидуального развития, отклонение от всеобщих линий развития в соответствии с возрастной стадией развития
Педагогическая психология
Методы обучения и воспитания, закономерности овладения знаниями, умениями и различными навыками – с точки зрения ребенка/индивида
Задание 2. Дайте расшифровку следующих категорий:
1. Развитие – закономерное количественное, качественное и структурное изменение психических процессов во времени.
2. Возраст – конкретная ограниченная по времени стадия развития индивида в онтогенезе.
3. Обучение – процесс, направленный на приобретение, усвоение и передачу различных навыков, умений, знаний, опыта и пр.
4. Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие и регистрация внешнего поведения и реакции человека, цель которого – получение информации, а также последующий анализ и объяснение процессов.
5. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от момента рождения до момента смерти.
Задание 3. Заполните пропуски в предложении.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает
факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.
Теоретические задачи | Практические задачи |
|
|
Практическое занятие №2
-
Возрастные этапы развития: младший школьный возраст
Задание 1. Назовите ведущую деятельность младшего школьного возраста.
Напишите основную мотивацию деятельности.
Ведущей деятельностью в этой период становится учебная деятельность.
По мнению Д.Б. Эльконина, определяющим является отношение «ребенок –
учитель». По сути, Эльконин предложил рассматривать это отношение как
отношение «ребенок – общество».
Для ребенка учитель – это авторитетное лицо, а оценка учебной деятельности, проделанная учителем, является важной и значимой. В этом возрасте дети оценивают друг друга по тому, как они учатся. Изменившаяся социальная ситуация требует от ребенка ответственности, большей самодисциплины, организованной производительности.
Задание 2. Дайте определения следующих понятий:
1. Младший школьный возраст – к новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
2. Самооценка – способность ребенка оценивать себя и достижения окружающих.
3. Рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны, а также способность самонаблюдения и сопоставления своих действий и поступков с общепринятыми нормами.
4. Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника, в процессе которой происходит формирование основных психологических процессов и свойств личности; появляются главные новообразования возраста.
Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.
1. В младшем школьном возрасте в системе «ребенок – взрослый»
происходят изменения: она разделяется на две части: «ребенок –
учитель» и «ребенок – родитель».
2. По мнению Д.Б. Эльконина, отношения «ребенок – учитель»
становится основным в жизни ребенка.
3. Основное направление развития мышления в младшем школьном возрасте – это переход от игрового к учебному мышлению.