Файл: Занятие 1 Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие №1


  1. Предмет, задачи, проблемы, принципы и методы возрастной психологии


Задание 1. Изобразите схематически связь возрастной психологии с другими науками.



Психология человека

Изучает возрастные границы появления мотивации, ценностей, самооценки, мировоззрения и пр. у человека (ребенка), их причины и особенности










Социальная психология

Зависимость развития ребенка от особенности той или иной группы, в которую он попадает на определенных этапах развития

Общая психология

Изучает процессы развития каждой из функций человека (мышление, речь, внимание, память и пр.) на разных этапах онтогенеза





Возрастная психология










Дифференциальная психология

Закономерности индивидуального развития, отклонение от всеобщих линий развития в соответствии с возрастной стадией развития

Педагогическая психология

Методы обучения и воспитания, закономерности овладения знаниями, умениями и различными навыками – с точки зрения ребенка/индивида



Задание 2. Дайте расшифровку следующих категорий:
1. Развитие – закономерное количественное, качественное и структурное изменение психических процессов во времени.
2. Возраст – конкретная ограниченная по времени стадия развития индивида в онтогенезе.
3. Обучение – процесс, направленный на приобретение, усвоение и передачу различных навыков, умений, знаний, опыта и пр.
4. Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие и регистрация внешнего поведения и реакции человека, цель которого – получение информации, а также последующий анализ и объяснение процессов.
5. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от момента рождения до момента смерти.


Задание 3. Заполните пропуски в предложении.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает

факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.



Теоретические задачи

Практические задачи

  1. Исследование источников и механизмов развития человека;

  2. Определение различных периодов психического развития;

  3. Определение закономерностей в различных психических процессах;

  4. Изучение возрастного развития человека в определенных жизненных ситуациях;

  5. Определение закономерности реализации различных видов деятельности, получения и усвоения знаний и пр.

  1. Создание различных систем диагностики психического развития человека;

  2. Выявление возрастных норм психических функций;

  3. Проведение возрастной и клинической диагностики;

  4. Выявление творческого потенциала человека;

  5. Организация службы систематического контроля (функции – следить за здоровьем и развитием детей, помогать родителям при различных проблемах);

  6. Помощь в кризисных ситуациях и др.
Задание 4. Заполните таблицу. Укажите теоретические и практические задачи возрастной психологии.

Практическое занятие №2




  1. Возрастные этапы развития: младший школьный возраст


Задание 1. Назовите ведущую деятельность младшего школьного возраста.

Напишите основную мотивацию деятельности.
Ведущей деятельностью в этой период становится учебная деятельность.

По мнению Д.Б. Эльконина, определяющим является отношение «ребенок –

учитель». По сути, Эльконин предложил рассматривать это отношение как

отношение «ребенок – общество».

Для ребенка учитель – это авторитетное лицо, а оценка учебной деятельности, проделанная учителем, является важной и значимой. В этом возрасте дети оценивают друг друга по тому, как они учатся. Изменившаяся социальная ситуация требует от ребенка ответственности, большей самодисциплины, организованной производительности.
Задание 2. Дайте определения следующих понятий:
1. Младший школьный возраст – к новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
2. Самооценка – способность ребенка оценивать себя и достижения окружающих.
3. Рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны, а также способность самонаблюдения и сопоставления своих действий и поступков с общепринятыми нормами.
4. Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника, в процессе которой происходит формирование основных психологических процессов и свойств личности; появляются главные новообразования возраста.
Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.
1. В младшем школьном возрасте в системе «ребенок – взрослый»

происходят изменения: она разделяется на две части: «ребенок –

учитель» и «ребенок – родитель».
2. По мнению Д.Б. Эльконина, отношения «ребенок – учитель»

становится основным в жизни ребенка.
3. Основное направление развития мышления в младшем школьном возрасте – это переход от игрового к учебному мышлению.