ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема:
Географическое районирование.
Цель: изучить подходы к районированию территории России и виды районирования; познакомить учащихся с административно-территориальным делением страны.
Задачи: ввести понятие специализации района и определить условия, влияющие на нее; сформировать представление об природных и экономических районах России и их составе; сформировать понятия «экономический район», «отрасль специализации», «федеральный округ»; развивать умение работы со статистическими материалами и картами атласа, научить определять отрасли специализации экономических районов.
-
Оргчасть. Разделить класс на 3 группы. -
Актуализация темы:
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
- Ребята, вы видите у меня в руках модели двух стран. Каких? /Россия и Италия. Чем отличаются? /разные страны по площади, по населению и т.п.
- Вы, российские школьники, так же, как и итальянские изучаете свою страну. Как вы думаете, кому из вас легче учить родину? / итальянским, т.к. она меньше. - Получается, что чем больше страна, тем сложнее способы ее изучения и познания.
-Если я карту дополню / карта физическая Италии и политико-административная карта России /. Что изменится? Каким способом появилась новая модель карты? /нанесения условных знаков, цветов./
- МОЗАИКА. – Ребята, у вас на столах лежат кусочки карты нашей страны. Сложите карту воедино. Что у вас получилось? / карта физическая, карта административная, карта природных зон.
-Вы все мне показали карту нашей страны, изображенную разными способами, таким образом, показали разные модели карты. - Уже изучая физическую географию, загляните в карты атласа 8 класса. Вы сможете, я думаю, привести примеры способов деления территории России по каким-то признакам и показать по карте. / способ деления по РЕЛЬЕФУ, КЛИМАТУ, ЧАСТИ СВЕТА, РАЗМЕРЫ ТЕРРИТОРИИ, ПОЧВЫ, ЧАСТИ СВЕТА…
- Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.
- Любой большой объект трудно изучать целиком – его необходимо разделить на части. Изучить каждую часть отдельно, но, сложив все части, можно увидеть единство территории.
- Географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы – проводят районирование. И мы сегодня на уроке рассмотрим модели географического деления России, выясним способы районирования территории.
- История знает немало примеров, когда разные ученые и исследователи предлагали свои способы деления территории России. У вас на столах тексты, по которым вы смело сможете привести примеры.
ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686-1750)
Яркий и разнообразный «птенец гнезда Петрова», который оставил глубокий след в истории, геологии, географии, картографии, экономике, археологии, правоведении, этнографии, филологии. Он родился в Пскове, поступил на военную службу, выполнял поручения за границей, был назначен начальником уральских заводов, основоположник города Екатеринбурга. Последние годы жизни провел в Болдино.
В работе «Руссиа, или, как ныне зовут, Россиа» дал свое районирование с учетом размещения народностей.
КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ АРСЕНЬЕВ (1780-1865)
Один из первых деятелей в области русской экономической географии, очень много сделавший для развития районного направления в ней. Родился в Костромской области, в семье священника. Окончил Санкт-Петербургский педагогический институт, преподавал географию и статистику. Писал много научных трудов, избирался членом-корреспондентом Российской академии наук. Был назначен преподавателем истории и статистики к наследнику престола Александру II, работал в отделении статистики Министерства внутренних дел, много путешествовал. Выделил 10 пространств. Он охватил в своем районировании природу, население и хозяйство.
ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1827-1914)
Один из величайших и наиболее разносторонних географов нашей страны: исследователь Тянь-Шаня, организатор первой переписи населения в России, основоположник экономического районирования, исследователь населения и сельского хозяйства. В книге «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» выделил 12 экономических областей. В основу выделения районов он положил развитие сельского хозяйства.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907)
Великий русский ученый, знаменитый химик, исследователь природы, крупнейший специалист в области техники, автор экономико-географических работ, патриот России. Он родился в Тобольске, окончил
педагогический институт в Санкт-Петербурге, занимался наукой. В работе «Фабрично-заводская промышленность и торговля России» выделил 14 краев, в основе которых учитывал интересы развития промышленности.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОЛОСОВСКИЙ (1891-1954)
Создатель районного направления советской экономической географии и основатель собственной научной школы. Родился в Нижнем Новгороде, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, занимался экономическим развитием Прибайкалья, Транссибирской магистралью. Территорию страны разделил на 26 экономических районов, в основу выделения которых положил развитие транспорта.
- Способов современного районирования мы назвали много. Давайте подведем итог вышесказанному. Обратимся к рисункам 20 и 21 в учебнике. Одинаковые ли районы нанесены на карту? /нет- природные и экономические районы/.
- Совпадают ли все территории по разным способам районирования? /нет. В каком экономическом районе живете вы? Скажите, а в каком экономическом районе я живу?
- Издавна каждая территория и ваш район, и мой занимались производством определенного вида продукции. Что они потом с ней делали? / обменивались. То есть уже тогда происходило разделение труда по территориям. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию, которую ей не достает. Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.
Рассмотрим и объясним факторы специализации района:
н аличие транспорта для обмена продукцией | о собенности экономико-географического положения | продукция необходимая стране |
| С пециализация т ерриторий | |
производство продукции дешевле, чем в других странах | продукции может выпускаться больше, чем необходимо | для выпуска продукции имеются природные ресурсы |
Результатом ГРТ (географического разделения труда) являются экономические районы.
Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.
- Как определить специализацию того или иного района?
Работа по карте стр. 20-21 рис. 6,7(природные географические и экономические районы).
К ак определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:
К= ,где
П – доля продукции района в общем производстве страны,
Н – доля населения района в общем населении страны.
Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.
Районы | Доля численности населения | Электро энергетика | Топливная промышленность | Металлургия | Машиностроение | Химическая промышленность | Лесная промышленность | Промышленность стройматериалов | Легкая промышленность | Пищевая промышленность |
Северный | 4 | 11 | 14 | 17 | 7 | 5 | 20 | 1 | 1 | 15 |
Северо-Западный | 6 | 12 | 4 | 7 | 31 | 3 | 8 | 5 | 1 | 29 |
Центральный | 21 | 17 | 4 | 4 | 31 | 7 | 4 | 6 | 3 | 24 |
Волго-Вятский | 5 | 12 | 1 | 10 | 38 | 12 | 6 | 4 | 2 | 15 |
Центрально-Черноземный | 5 | 15 | - | 42 | 12 | 4 | 1 | 6 | 1 | 19 |
Поволжский | 11 | 10 | 20 | 5 | 36 | 13 | 1 | 3 | 1 | 11 |
Северо-Кавказский | 13 | 18 | 5 | 5 | 16 | 7 | 3 | 6 | 3 | 37 |
Уральский | 14 | 10 | 15 | 37 | 19 | 6 | 2 | 3 | 1 | 7 |
Западно-Сибирский | 10 | 11 | 65 | 7 | 7 | 2 | 1 | 1 | - | 6 |
Восточно-Сибирский | 6 | 14 | 5 | 51 | 11 | 3 | 9 | 2 | 1 | 4 |
Дальневосточный | 5 | 18 | 10 | 29 | 14 | 1 | 5 | 2 | 1 | 20 |
Задание: В каком экономическом районе вы живете? По табл. 2 стр. 275 давайте выделим отрасли специализации вашего Уральского района. Для этого сравним долю населения района от общей доли населения России: N=14%, металлургия- 37%, машиностроение – 19%, топливная промышленность- 15%. А на чем специализируется Центральный район: / N=14%, машиностроение- 31%, пищевая пром-ть- 24%. Вот таким способом – через определение отраслевой специализации- можно определить общую модель района, да и страны в целом. Что вы и будете часто делать на уроках географии в старшем звене.
- Кроме указанных моделей районирования существует и деление территории по административным единицам. Стоит заметить, что согласно Конституции РФ, наша страна состоит из 89 регионов, но в последние годы происходит укрупнение регионов, теперь их стало 83. Как вы думаете, почему это происходит?/ более слабый присоединяется к более сильному. Какие субъекты присоединились? С 2007 года: Камчатский край ( Камчатская область и Корякский АО)
Красноярский край (Красноярский край, Таймырский АО и Эвенкийский АО)
Пермский край (Пермская область и Коми-Пермяцкий АО)
С 2008 года: Забайкальский край (Читинская область и Агинский Бурятский АО)
Иркутская область (+ Усть-Ордынский Бурятский АО)
В состав России входят: 22 республики, 9 краев, 3 города федерального подчинения, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область.
Политико-административную карту вы будете позже изучать подробно. Но, может, быть вы уже сможете мне показать некоторые регионы? /Республика Якутия, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Санкт-Петербург…/
Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, созданных по указу Президента в 2000 году с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации. Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента. Федеральных округов – 8.
Работа с картой. – К какому федеральному округу относится наша область?– Назовите центр вашего федерального округа. /
- Теперь поработаем в группах. Представьте себе, что вы- студенты-практиканты Челябинского педагогического университета- отправляетесь на практику в разные части страны с целью определения экономического района, особенностей его природы и специализации хозяйства.