Файл: Вопервых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Группа М20М661
Студент
А. О. Пантелеева
МОСКВА 2023
Практическое задание №1
Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)
1. В решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников?
А. Смит создал теорию абсолютных преимуществ. Он обосновал необходимость международного разделения труда с учетом абсолютных преимуществ каждой страны (природные, климатические особенности).» И в Шотландии можно вырастить виноград, но вряд ли он будет сладок». В целом можно отметить, что Смит продвинулся в вопросах разделения труда значительно дальше своих предшественников. Что нового внес А. Смит в рассмотрение этих вопросов?
Во-первых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).
Во-вторых, он показал, что разделение труда может иметь различные степени, и чем больше степеней, тем труд производительнее.
В-третьих, он связал разделение труда со снижением издержек.
В-четвертых, он обратил внимание на то, что обмен возможен лишь тогда, когда люди заняты неодинаковыми делами. Так у него появляется понятие "ценность".
В рассмотрении денег он продвинулся дальше меркантилистов, так как сделал вывод, что деньги не составляют богатства общества. Они возникли стихийно, отдельный индивид не думал создавать и не создал их. Деньги -это товар, выделившийся из общей массы спонтанно. «Золото и серебро, обращающийся в стране, можно сравнить с большой дорогою, по которой развозится и провозится на рынок зерно и сено, но которая сама не производит ни одной горстки ни того, ни другого». Нет принципиального различия между металлическими и бумажными деньгами. Бумажные предпочтительнее, так как они обходятся дешевле.
Практическое задание №2
Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)
1. Каковы основные факторы производства по теории Cэя? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?
Сэй отвергает трудовую теорию стоимости. Он считает, что продукты как потребительные стоимости могут быть созданы трудом только при содействии сил природы и средств производства (которые он называет капиталом). "Эти три элемента производства необходимы для создания продуктов", которое, по учению Сэя, означает "создание полезности". А так как полезность не отличается от стоимости, то ясно, что последняя создается всеми тремя факторами производства, а не только трудом.
"Стоимости продуктов обязаны своим происхождением совместному действию труда, капиталов и сил природы; только эти три фактора создают стоимость, новое богатство".
Итак, существуют три фактора производства; труд, капитал и природа (земля). Каждый из них оказывает в процессе производства "производительную услугу", за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно, владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства.
Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта, равную заработной плате), капитал - процент и земля - ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта.
Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента - естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.
Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль:
1) были определены основные факторы производства (экономические ресурсы);
2) появилась еще одна оригинальная теория стоимости;
3) послужила основанием для развития так называемого факторного анализа.
Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях. Смысл факторного анализа - в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов XX в.
Практическое задание №3
Тема 9. Кейнсианство и его эволюция
1. Почему кейнсианскую теорию называют теорией эффективного спроса?
Теорию Кейнса называют теорией эффективного спроса, потому что главная идея состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости.
А основной вывод кейнсианской теории состоит в отрицании автоматического регулирования ставки процента и соотношения цен и заработной платы, т.е. в отсутствии механизма, гарантирующего полную занятость. Следовательно, экономика не может развиваться устойчиво сама по себе, а требует определенного регулирующего вмешательства со стороны государства с целью обеспечения сбалансированности экономических интересов
Практическое задание №4
Тема 11. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.
2. В чем заключается вклад Н.Д. Кондратьева в отечественную и мировую экономическую науку?
В период НЭПа Кондратьев выдвинул идею «тесной связи» и «равновесия» аграрного и индустриального секторов. Он писал, что лишь «здоровый рост сельского хозяйства предполагает… мощное развитие индустрии». Эффективный аграрный сектор способен обеспечить подъем всей экономики. Он выступал за свободное развитие рыночных отношений в деревне, был противником государственной монополии в торговле, протестовал против борьбы с кулачеством, огульного занесения всех «сильных слоев деревни» в состав кулачества. Кондратьев ориентировался на массовый подъем высокотоварных хозяйств.
Наряду с теоретическими изысканиями Кондратьеву принадлежит заслуга непосредственного участия в составлении первых планов. Кондратьев и возглавляемый им Конъюнктурный институт работали над созданием макроэкономической теории планирования и прогнозирования. Изучалась динамика цен, индексы объемов производства и другие показатели, с помощью которых характеризовались тенденции рыночной экономики. Для него рынок выступал в качестве связующего звена между национализированным, кооперативным и частным секторами, а также как важный источник хозяйственной информации. Предназначение же народнохозяйственного плана ученый видел в том,
чтобы обеспечить более быстрый, чем при самопредельном развитии, темп роста производительных сил. Заслуга Кондратьева заключалась в том, что он разработал довольно стройную концепцию научного планирования, сознательного воздействия на экономику. В конце 20-х гг. он подошел к концепции индикативного планирования, которая была реализована во многих странах Запада после второй мировой войны.
Мировой науке Кондратьев известен, прежде всего, как автор больших циклов хозяйственной конъюнктуры, или длинных волн.