Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология (часть 1/1) Кумелашвили


Группа ММ19П111
Студент
Е.В. Куприянова


МОСКВА 2019

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

к семинарскому занятию №8

  1. Структура и функции современной семьи.

Брачные отношения лежат в основе семьи, в них проявляется как социальная природа человека, так и естественная, как духовная, так и материальная сфера социальной жизни. Общество заинтересованно в прочности брачных отношений, поэтому оно осуществляет социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью средств социального воздействия на личность, общественного мнения и процесса воспитания. В настоящее время социологи понимают брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женой и мужем, по которой общество упорядочивает и ограничивает их интимную жизнь и рассматривает их супружеские и родительские обязанности и права. Сравнительно недавно произошло выявление супружества как структурной единицы в историческом аспекте, причиной этого послужили серьезные социально–экономические преобразования современного общества, которые сформулировали условия для равноправного нравственного, юридического, социального положения мужчины и женщины. Семья объединяет не только супругов, а также детей и других родственников, кроме того близких и необходимых им людей.
По мнению Антонова, семья общность людей, связанная узами родства: родительства, супружества, осуществляющая воспроизведение населения и наследственность семейных поколений, поддержание жизни близких людей, социализацию детей. Антонов предполагает, что наличие запланированного отношения дает возможность говорить о конструировании семьи в ее строгой форме. Семьи классифицируются в зависимости от роли жены и мужа в семье. По И.В. Гребенникову выделяются три типа семьи: централистический (авторитарный): во главе семьи стоит один из супругов: муж или жена, которым принадлежит основная власть в решении главных задач семейной жизни, автономный – это когда между женой и мужем выделены роли, за выполнение которых отвечает муж или жена и их решение зависит только от одного из них, демократический – муж и жена все обязанности управления семьей делят поровну. Современная моногамная семья подразделяется на виды, которые отличаются друг от друга по некоторым признакам:

1.По количеству детей: семьи бывают однодетные, малодетные, многодетные или вообще бездетные.

2.По структуре: один из пары с ребенком или без него, с одним из родителей супругов или другими родственниками, с обоими брачными партнерами с детьми или без них, и т.д.).

3. По составу: не полноценная семья, простая, отдельная (нуклеарная), сложная (семьи нескольких поколений), большая семья.

4.По семейному стажу: молодая семья, ожидающая ребенка; средневозрастная семья; супружеские пары среднего возраста.

5.По однородности социального состава: социально однородные

семьи: супруги имеют одинаковую профессию и уровень образования; неоднородные семьи: супруги имеют разные профессии и уровень образования.

6.По географическому признаку: отдаленная семья, городская или сельская (живущая в трудно достигаемых местах). По типу ведущих потребностей, определяющих особенностей социального поведения членов семьи, различают семьи с наивно-потребительским или физиологическим типом потребления.

7.По типу ведущих потребностей: определяется особенностью социального поведения семьи.

8.По особенностям семейного уклада и организации семейного быта: семья дает человеку общение, т.е. материальную или моральную поддержку: тип семьи «отдушина; на первом месте интересы ребенка- семья детоцентрического типа; много знают, умеют, много путешествуют и поэтому видят много разнообразия- семьи спортивного типа; семья, которая заботится о здоровье, комфорте, поддержании порядка.

9.По организации досуга: открытые семьи: общительны и культурны; а закрытые семьи имеют лишь внутрисемейный круг.

10.Уклад семейной жизни: семья, в которой муж и жена обучаются в вузе; «дистантная» семья – проживают в разных местах из-за профессии (геологи, альпинисты).

11.По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (имеет свои традиции, присутствует взаимопонимание и умение ценить друг друга); педагогически слабая (забота о здоровье ребенка, но низкий уровень воспитанности); нестабильная семья (недовольство совместной жизнью, не контролируемое поведение, недовольство ролью в семье); устойчивая (схожие особенности с благополучной); дезорганизованная (низкий уровень общения: грубое отношение, алкоголизм, нет единства).

В структуре семейных отношений, зависящих от особенностей эмоционального общения родителей и детей американский психолог Л. Вюрсмер различает четыре типа семей, с вариантами патологии семейного общения:

1.Семья с «травматизацией детей». Люди, которые подвергались насилию в детские годы, могут стать агрессивными или жертвой насильников в зрелые годы. Но в любом случае, испытав чувство боли, стыда, унижения, беспомощности в результате родительского насилия они могут стать алкоголиками или наркоманами в подростковом и взрослом возрасте.

2. «Навязчивая семья». Чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка, который вызывает у него чувство злости и стыда перед сверстниками. Родители в таких семьях возлагают на ребенка огромные надежды на его способности; из-за этого возникают лицемерные роли, используемые детьми для своей защиты, что тоже может привести к злоупотреблению спиртным и приему наркотиков.

3. «Лживая семья». В такой семье «процветает» ложь, главной эмоцией ребенка является стыд за взрослых, утрачивается ощущение реальности, появляется отчуждение, фальшивость отношений в семье приводит к употреблению психоактивных веществ.

4. «Ненадежная семья, непоследовательная». В ней нет единства требований к ребенку со стороны родителей. Нарушается стабильность сверх «Я». Это одна из причин десоциолизации ребенка и как последствие тяга к употреблению психоактивных веществ.
Наиболее прогрессивной и наиболее соответствующей нашему времени, по мнению ученых, является эгалитарная семья, основа которой подлинное равноправие партнеров исключительно во всех вопросах семейной жизни. Она четко определяет права и обязанности супругов, высочайшую культуру общения, взаимоуважение, доверительность в отношениях. Эгалитарная семья содержит элементы, присущие матриархальному и патриархальному семейным укладам. В настоящее время вопрос о матриархате и патриархате определяет лидерство в семье. Он рассматривается как один из идеальных вариантов брака, поэтому американский социолог П. Хербст сделал вывод о том, что в современной модели эгалитарной семьи всегда присутствуют элементы матриархального и патриархального семейного уклада. В зависимости от степени выраженности этих элементов в современной семье можно выделить четыре ведущих типа брака:

В отдельную группу выделяют неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи отличаются своими социальными установками
, своими интересами, но стиль их жизни, поведение взрослых в этих семьях их настрой влечет за собой отклонения в нравственном развитии ребенка. В.В. Юстицкий (психотерапевт) выделяет следующие типы семейно-брачных союзов:

- «недоверчивая семья», для которой характерны повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, сослуживцам, знакомым, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заранее считают всех равнодушными или недоброжелательными, а их намерения по отношению к семье негативными. В любом поступке усматривается злой умысел, корысть, угроза. Эта семья малообщительна с соседями, конфликтует с родственниками и коллегами. Это связано с кажущимся ущемлением прав и интересов какого-либо из членов этой семьи.

- «Легкомысленная семья» к будущему относится беззаботно, не думая о том, какие последствия будут иметь завтра сегодняшние поступки. Члены такой семьи склонны к сиюминутным удовольствиям, у них нет четких планов на будущее; они не думают о том, что и каким образом надо изменить в своей жизни, готовы смириться с любыми обстоятельствами, не способны и не желают преодолевать трудности. Не задумываются, как интересно провести свой досуг.

В «хитрой семье» ценится ловкость, предприимчивость и удачливость в достижении жизненных целей. Члены такой семьи занимаются различными противозаконными видами деятельности. Особенность семьи – использование окружающих в своих целях; умение заводить «нужные» знакомства. Нравственные оценки поступков детей в таких семьях, неадекватны. Если ребенок нарушил правовые нормы или нормы поведения, родители осуждают не само нарушение, а его последствие. В ответ на такую реакцию родителей у ребенка вырабатывается та же установка: главное не попадаться.

Современная семья утратила две важные функции: экономическую и передачу социального статуса. Резко увеличилась роль семьи как института социализации подрастающего поколения. Увеличилась продолжительность детства, добавилась юность, появились новые периоды возрастного развития. Функция воспитания детей самое главное в жизни семьи, опека родителей влияет не только на маленьких детей, но и на взрослых. Не имея финансового достатка супруги переживают состояние глубокой напряженности в совместной жизни и появляется потеря смысла жизни, а также чувство неуверенности. Современная семья — это семья второй половины XX века и начала XXI века. Семья утверждает себя как психотерапевтический союз, ее предназначение в создании условий личностной самореализации и саморазвития. Воспитание приобретает равноправный характер между детьми и родителями, созданный на уважении прав ребенка на самостоятельный выбор дальнейшей жизни. Любая семья обладает своей уникальной иерархией, которая отображает семейные ценности, личностные особенности, особенности исторической эпохи, этнические традиции, а также национальные и социокультурные традиции. Рассматривая иерархическое строение функций нужно различать особенности восприятия семьи и объективную картину. У супругов могут различаться представления функционального строения семьи, поэтому может нарушиться согласованность действий и взаимопонимание, в
связи с этим возникают конфликтные ситуации, появляется дисгармония в отношениях.

Все функции семьи социальны, поэтому общество оказывает непосредственное воздействие на них. В результате выполнения семейных функций удовлетворяются потребности членов семьи и общества в целом. Функции семьи всегда неизменны, но в зависимости от социальных условий происходят изменения в их значимости и потребности. В современной семье изменяются функции, влияющие в обществе на установки, ценности, представления, идеалы и поведение человека; повысился уровень внебрачных детей, увеличился процент супружеских измен и др. Существуют факторы, которые негативно отражаются на реализацию семьей ее важных функций, к таким факторам можно отнести: условия совместного проживания (нет собственности и финансовых возможностей на приобретение ее); черты характера членов семьи (расхождения в жизненных ценностях, мировоззрениях, темпераментах), взаимоотношения в семье, что может привести к ее распаду.

10. Студенческая семья.

Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения.
В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40%36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.
На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.
Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.