Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_____________История России_____________




Группа 22УП111в
Студент
И.О. Фамилия
А.С. Кириндясов

МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме

семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX

в. в мировой и российской истории»
1 вопрос

1 задача

Вопрос 8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.

Ответ:
Одной из причин проведения контреформ Александром, было убийство Александра II. Александр II был либеральным реформатором, решившим крестьянский вопрос, чем вызвал волну негатива и недовольства дворян.Как следствие: ослабление власти. Александр III, не разделял взгляды своего отца, его пугала возрастающая популяризация либеральных идей, это подрывало идею самодержавия и могло привести к революции. 

Александр III не был готов к таким изменениям, поэтому вся его политика была направлена на то, чтобы воспрепятствовать падению самодержавной власти. На основании чего были проведены реформы:

- Крестьянский вопрос - Александр III ввел обязательный выкуп земли, без которого крестьянин не мог покинуть поместье. Также были введены ограничения для заработка денег в городе, чтобы крестьянин мог уехать в город, нужно было покидать крестьянскую общину, но решения об этом принимала сама община на голосовании, в котором сами крестьяне не могли принимать участие, что делало практически невозможным отъезд.
Была уменьшена подушная подать.
- Дворянский вопрос - для поддержки создается Дворянский банк.
- Рабочий вопрос - установление нормированного рабочего графика 8 ч.
- Земства - восстановление власти губернаторов над земствами, введение должности “начальник земства” (они были наделены правом отменить то или иное судебное решение, оштрафовать или арестовать крестьянина).
- Образование
- высшее образование стало доступно только для людей "высшего сословия" и только мужчин.

- Суд - отказ от системы мировых судей, суды становятся закрытыми, судьи назначаются земскими начальниками, освещение судебных дел становиться запрещенным.
- Введение жесточайшей цензуры.
Контрреформы Александра III, имевшие своей целью укрепить самодержавие, этой цели не достигли. Поддержки от ослабленного дворянства император не получил, положение народных масс было облегчено, но количество революционно настроенных общественных деятелей увеличилось.

Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царь-

освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право,

царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом

само многомиллионное крестьянство осталось настолько

недовольным своим освобождением, что после опубликования

Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной

России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит

тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось

использовать войска.

Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?

Ответ:

Крестьяне считали, что реформа была искаженной, так как она оказалось ущербной и не привела ни к какому освобождению крестьян. Им нужно было освобождение от власти помещиков, так как выполнять барщинные работы и платить оброк, увеличившийся почти в 200% они полностью противились. Ведь сокращение наделов, принудительные переселения, лишение их леса и других угодий нес огромный ущерб крестьянскому населению и их «свободе».

Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок:

«Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг.


XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия

экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные

обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно

становились результатом стремления верховной власти

приспособиться к изменяющейся российской действительности,

осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием

реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая,

создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии.

Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности

самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований

политической системы. Печать двойственности, лежавшая на

Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали

утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому

раскрепощению общества при сохранении самодержавия как

политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке».

М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах

идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации

власти? 3. Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое

«децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит

самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

Ответ:

  1. Ре­фор­ма 1860-х гг., под­го­тов­лен­ная пе­да­го­га­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми. По «По­ло­же­нию о на­чаль­ных на­род­ных учи­ли­щах» (1864) и «Ус­та­ву гим­на­зий и про­гим­на­зий» (1864) все шко­лы про­воз­гла­ша­лись об­ще­дос­туп­ны­ми и все­сослов­ны­ми, од­на­ко в от­но­ше­нии гим­на­зий этот прин­цип не со­блю­дал­ся. Цель на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния оп­ре­де­ля­лась как «ут­вер­жде­ние в на­ро­де ре­ли­ги­оз­ных и нрав­ст­вен­ных по­ня­тий и рас­про­стра­не­ние пер­во­на­чаль­ных по­лез­ных зна­ний». По­ощ­ря­лась ча­ст­ная и зем­ская ини­циа­ти­ва в от­кры­тии учеб­ных за­ве­де­ний. Рос­ло чис­ло на­чаль­ных и сред­них об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ний . Управ­ле­ние шко­ла­ми при­об­ре­та­ло цен­тра­ли­зо­ван­ный ха­рак­тер.
    В кон. 1860–70-х гг. раз­вер­ну­лась дея­тель­ность земств в об­лас­ти народного об­ра­зо­ва­ния . Рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние уве­ли­чи­лись с 5% зем­ско­го бюд­же­та в 1868 до 10,3% в 1873. Осн. чер­та­ми зем­ской шко­лы бы­ли трёх­лет­ний курс обу­че­ния и один учи­тель, за­ни­маю­щий­ся с тре­мя от­де­ле­ния­ми. До 1891 в зем­ской шко­ле от­сут­ст­во­ва­ли твёр­до ус­та­нов­лен­ные про­грам­мы, учи­тель был сво­бо­ден в вы­бо­ре ме­то­дов обу­че­ния и учеб­ни­ков. Зем­ст­во обес­пе­чи­ва­ло учи­те­ля де­неж­ным со­дер­жа­ни­ем, а шко­лу учеб­ны­ми по­со­бия­ми. Кре­сть­я­не со­дей­ст­во­ва­ли со­дер­жа­нию школь­но­го по­ме­ще­ния.


  2. Реформационный процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. привёл к трансформации самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. 

  3. В результате войны была расшатана крепкая прежде финансовая система России, выстроенная графом Канкриным. Долгий период бездефицитного бюджета и твердой валюты завершился, так как колоссальные средства на ведение боевых действий приходилось изыскивать при помощи кредитов (как за рубежом, так и внутри страны) и активной эмиссии. К 1856 году долги, набранные во время Крымской войны, достигли 533 миллионов рублей. Совокупная же сумма госдолга к тому времени выросла до полутора миллиарда рублей серебром. Дефицит и инфляция стали хроническими, и исправить ситуацию удалось лишь в самом конце века благодаря монетарной реформе Витте, вернувшего твердый рубль.

  4. Децентрализация — это процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.

  5. Децентрализация противоречит самодержавию так как власть монарха в этот период ограничивается. Само понятие самодержавия означает власть, сконцентрированную в руках одного человека, в лице монарха

  6. Автор видит главное противоречие реформ в том, что будучи самодержавным государством Россия, в следствие Крымской войны, была вынуждена реформировать экономическую реформу, а в след за ней и политическую. Бесспорно эти события вели к тому, что власть монарха шла к ограничению. 





Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме

семинарского занятия №2 «Послевоенный мир в условиях холодной

войны (1946 – 1964 гг.)»
Вопрос 1: Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Ответ: Считается, что все, связанное с Россией, воспринималось на Западе с ненавистью и недоверием.
Настоящим «прототипом» холодной войны стала так называемая «Большая игра» — растянувшееся на весь XIX-й и первые годы XX-го века геополитическое противостояние между Российской империей и Великобританией. В ходе этого долгого соперничества, призом за победу в котором должно было стать господство в Азии, противоборствующие стороны лишь один раз вступали в прямой бой (во время Крымской войны), но не останавливались перед применением военной силы против третьих стран – Китая, Бухарского эмирата, Афганистана и других государств.
После того как Российская империя рухнула и к власти пришли большевики, у западных стран появились новые причины для беспокойства – теперь они опасались «коммунистической заразы» и «экспорта революции». Нельзя сказать, что для появления подобных опасений не было поводов – ведь вначале Советская Россия, а затем и СССР открыто поддерживали деятельность Коминтерна и никогда в явном виде не отрекались от провозглашенной еще Марксом идеи «мировой революции».
Но проблема в том, что замыслы политической и отчасти интеллектуальной элиты «стран капитализма» были довольно далеки от обороны. В качестве примера можно привести планы нападения на СССР, составленные в 1939-1940 годах в Великобритании и Франции. Примечательно, что в мае 1940 года, когда гитлеровские войска уже стояли на пороге Парижа, один из виднейших профессоров Сорбонны открыто заявлял, что для спасения от катастрофы Германии нужно отдать «всю Россию до Урала», поясняя, что в этом случае «все будут довольны» и причин для дальнейшей войны в Европе не станет.