Файл: Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации Марьяна Михайловна Безруких..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здоровье – это не только отсутствие болезней
или физических дефектов,
но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие.
(из Устава Всемирной Организации Здравоохранения)
Осознавая роль правильного питания в поддержании здоровья подрастающего поколения, компания «Нестле Россия» в 1999 году приняла решение о создании и внедрении специальной обучающей программы для детей и подростков — «Разговор о правильном питании».
Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации Марьяна Михайловна Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии.
Внедрение и работа программы осуществляется при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также региональных управлений и департаментов образования.
Министерство образования и науки РФ рекомендовало всем региональным структурам управления образования России использовать опыт «Разговора о правильном питании» в своей работе (Инструктивное письмо N 06-1581 от 22/10/2007; № 06-368 от 01.03.2011; № 08-641 от 30.04.2015).
Департамент воспитания и социализации детей рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 11.03.2012г.
№ 213н\178, на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких / Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева/, в целях пропаганды здорового питания в образовательных организациях, в МБОУ «Побединская СОШ» инициативной группой разработана образовательная программа «Разговор о правильном питании» для учащихся 7-14 лет, запланированная на период 2016 - 2020 гг.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, включая качественное и доступное питание - одна из важнейших задач системы образования, реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания. В числе приоритетных направлений модернизации школьного питания - просветительская деятельность среди участников образовательного процесса, реализация соответствующих образовательных программ. Основная цель Программы - формирование культуры питания у детей и подростков.
Основные результаты реализации Программы - освоение детьми полезных привычек и навыков, связанных с питанием, изменение рациона питания в семьях школьников, совершенствование структуры школьного питания.
Актуальность программы на данный момент заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности. Правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека.
"В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок".
Авиценна
Главной задачей воспитания мы, педагоги МБОУ «Побединская СОШ», считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.
Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по Программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
В увлекательной игровой форме дети познакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получат представления о правилах этикета.
Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Для реализации программы используются учебно-методические комплекты авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, включающие в себя рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюры для родителей.
Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа ориентирована на детей 6 – 8 лет (младших школьников).
Цель программы «Разговор о правильном питании» — формирование культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента — культуры питания. Использование комплекта «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
-
полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; -
дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня)
с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
-
дети смогут планировать свой режим дня, учитывая важность физической активности, соблюдения гигиенических правил и норм.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
-
возрастная адекватность — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста; -
научная обоснованность — содержание УМК базируется на данных исследований в области возрастной физиологии, гигиены питания, педагогики; -
практическая целесообразность — содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков здорового образа жизни; -
необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться; -
модульность структуры — УМК может быть реализован на базе традиционных образовательных областей, в факультативной работе, во внеклассной работе; -
вовлеченность родителей в реализацию программы.
Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм.
Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей;
- формирование внутренней позиции правильного питания;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Метапредметные УУД:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— соблюдать режим дня, режим питания,
- формировать убеждение правильного выбора продуктов для приготовления блюд,
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные УУД:
ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
должны уметь:
- выполнять режим дня
- выбирать полезные продукты
- выполнять правила питания
- делать зарядку.
Ожидаемый результат:
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов, тематических тестов, КВНов, ролевых игр.
Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
-
Вариативность при выборе площадок для реализации.
Программа может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования;
-
Вариативность способов реализации.
Основной вариант реализации программы — в рамках факультативной работы.
Материал тетради может использоваться и как дополнительный на уроках по предметам базового учебного плана, прежде всего предмета «Окружающий мир». Часть материала может использоваться и на уроках технологии, литературного чтения, математики.
Третий вариант реализации — в рамках внеклассной работы.
Четвертый вариант — комбинирование. При этом часть тем включается во внеклассную работу, а часть материала рассматривается в ходе уроков.
Выбор конкретного варианта остается за педагогом.
-
Свободный выбор сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком.
Сроки реализации определяются самим педагогом — с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей и т. д.