Файл: Принципы функционирования и развития сетевой экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • информация — деятельность по подготовке и продаже ин­формации;

  • информационные услуги — деятельность по обработке и рас­пространению информации;

  • средства обработки информации — производство оборудо­вания, необходимого для подготовки и распространения инфор­мации и информационных услуг.

В секторе рынка средств обработки информации, в свою очередь, можно выделить:

  • рынок технических средств обработки информации, к ко­торым относится оборудование, необходимое для функциони­рования индустрии информации (средства вычислительной тех­ники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

  • рынок программных средств промышленно-производ­ственного назначения (программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским про­дуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);

• рынок услуг, направленных на поддержание функциони­рования предприятий сетевой экономики

Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техничес­ким средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.

Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента.

1. Деловая информация:

  • биржевая и финансовая информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и ка­питалов, инвестициях, ценах и т.п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

  • экономическая и статистическая (демографическая, соци­альная) информация в виде рядов динамики, прогнозных моде­лей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследовани­ями, с разработками и консалтингом;

  • деловые новости в области экономики, бизнеса, предо­ставляемые специальными государственными или частными службами.

  • Коммерческая информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т.п.;

2. Информация для специалистов:


  • профессиональная информация (специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.);

  • научно-техническая информация (документы, библиогра­фия, реферативные сборники, справочная информация и дан­ные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности);

  • первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы (предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.).

3. Массовая потребительская информация:

• новости и литература (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии);

• потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование, которая охватывает общие и местные новости, сводки погоды, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам (путешествия, аренда дачи, прокат товаров и т.п.).

С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР),характеризующийся своим особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора:

  • рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • рынок информационных продуктов и услуг;

  • рынок программных продуктов;

  • рынок телекоммуникаций и средств связи;

  • рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие принадлежности).

На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:

  • как товар — продукты потребления различных субъекта рыночных отношений;

  • как средство производства товаров и услуг — производственные ресурсы предприятий различной отраслевой принадлежности;

  • как основа для слияния различных сфер производства потребления продуктов и услуг;

  • как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.

Подсек­тор информационного рынка представляется прибыльным ви­дом бизнеса и может быть условно подразделен на пять направ­лений:

  1. рассылка вопросников пользователям;

  2. работа непосредственно с потребителями через организа­цию специальных встреч с пользователями для выявления не­обходимости разработки и внедрения новых программных про­дуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рек­ламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, орга­низовывались специальные выставки и группы пропаганды воз­можностей диалогового доступа;

  3. высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;

  4. сектор рынка услуг для обеспечения управленческих ре­шений, который представляется наиболее обещающим для раз­вития, поскольку способствует переходу от обработки инфор­мации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;

  5. домашний рынок представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг - электронных сделок (платежей, банковских операций, покупок).


Российский информационный рынок имеет свои характер­ные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

  • отсутствие стабильности;

  • неоднородность информационного рынка в разрезе реги­онов страны;

  • слабая развитость сектора личного потребления;

  • отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя;

  • низкая информационно- правовая культура общества в целом;

  • недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;

  • отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники;

  • недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского рынка. Сегодня все программно- техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций представлено на российском информационном рынке, причем все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

ЗАДАНИЯ 2-ГО ТИПА

  1. Какие основные технологии, на ваш взгляд, способствовали развитию цифровой экономики в мире?

Product Lifecycle Management, PLM (управление жизненным циклом продукта) представляет собой всеобъемлющее видение управления всеми данными, касающимися проектирования, производства, поддержки и окончательной утилизации промышленных товаров.PLM можно рассматривать как (а) хранилище всей информации, которая влияет на продукт, и (б) процесс коммуникации между заинтересованными сторонами продукта: в основном маркетингом, проектированием, производством и обслуживанием. Система PLM — это место, где объединяется вся информация о продукте и откуда она уходит в форме, подходящей для его производства и дальнейшей поддержки.

  1. Назовите три основные характеристики, присущие, по мнению М. Портера, любой технике. Опишите структуру цифрового продукта по М. Портеру.

Первая сила: Угроза вторжения новых игроков

Почему новые игроки представляют опасность? Обычно новые игроки привносят на рынок новые производственные мощности, новые технологии, новые ресурсы, что может являться потрясением для отрасли, изменять поведения потребителей, задавать новые стандарты работы для существующих игроков.


Вторая сила: Рыночная власть покупателей

Покупатели могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как по факту являются потребителями готового товара и обеспечивают за счет удовлетворения своих потребностей существование рынка. Компания при разработке стратегии должна выбирать тех покупателей, которые являются наименее влиятельными на рынке.

Третья сила: Рыночная власть поставщиков

Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне — в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг.

  1. В чем заключается экономический эффект от перехода к цифровой экономике?

Цифровизация сопряжена с рядом положительных экономических эффектов, в числе которых :• повышение темпов экономического роста; • увеличение производительности труда; • увеличение количества рабочих мест в смежных отраслях в три-пять раз; • ускорение роста и развития малого и среднего бизнеса; • сокращение бюджетных расходов; • понижение уровня бедности.

  1. Как изменяется характер издержек в условиях цифровой экономики?

Если учитывать то, что издержки производства по своей сути это затраты, связанные с производством товара. То изменений особых не будет в их характере. А вот дополнительные издержки фирмы могут существенно снизиться или возрасти при цифровой экономике в зависимости от характера, масштаба и других параметров компании.

  1. Чем определяется готовность перехода страны к цифровой экономике?

Существуют пять отличительных черт цифровой экономики:

Экономическая деятельность концентрируется на площадках Цифровой экономики.

(Площадка Цифровой экономики – это виртуальная среда с набором сервисов и функций, выполняющая задачи потребителей и производителей.)

Персонализированные сервисные модели.

Развитие различных технологий, в частности: 3D печать, Big Data, таргетированный маркетинг и прочих, позволяет выпускать товары и оказывать услуги, которые удовлетворяют требованиям и нуждам не среднестатистического потребителя, а конкретного клиента.


Прямое взаимодействие производителей и потребителей

Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет «состыковать» производителя с каждым конечным потребителем.

Распространение экономики совместного пользования

совместное владение какими-то товарами

плата за предоставление информации.

Пример: совместное владение автотранспортным средством (для нескольких семей) может оказаться экономически выгоднее, чем альтернативные варианты, такие, как содержание личного автомобиля или использование услуг такси.

Пример: плата за информацию позволяет производить различные гаджеты, цена которых значительно меньше аналогов. Разницу в стоимости покрывает сам производитель, собирая данные о вас (при помощи этого товара) и капитализировать информацию через таргетированный маркетинг, оказание дополнительных персонализированных сервисов (на основании собранной информации) или наш прямую продажу отдельной информации.

Значимость ФЕДЕРАЛЬНОЕ вклада индивидуальных взаимодействия участников

Благодаря должны развитию технологий Окончание энтузиасты-одиночки могутобеспечит играть важную может роль в бизнес-процессах.

  1. Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности. Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Согласен, потому что тогда вырастит производительность труда и будет большой разброс в зарплате.

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию? Аргументируйте свой ответ.

Нет. Так как IT технологии и экономика могут быть взаимосвязаны, как и в мире в целом, так и в отдельно взятой стране. Например, российские банки в основном направлены и работают в России, что говорит о том что цифровизация не обязательно говорит о глобализации. О глобализации может говорить, например, вступление разных стран в ВТО.

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что цифровая экономика - это сверх высококонкурентная среда? Аргументируйте свой ответ.

Нет, не согласен, потому что учитывая современное время, цифровую экономику можно внедрить.

  1. Почему базой цифровой экономики является индустриальное развитие?

Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой. Но они невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.

  1. Какие же перемены несет за собой Индустрия 4.0 в сфера трудоустройства?