Файл: Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 «Ладушка»

Сообщение на тему:

«Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр».

Воспитатель

Кричигина Е.В.

г. Лыткарино

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день, люди стараются создать правовое общество, в котором высокая культура отношений между ними, будет определятся социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Современное общество нуждается необходимостью нравственной воспитанности каждого человека. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Будет правильнее, если бы сама личность стремилась быть нравственной, соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

Трудности создания критерий, отлично оказывающих большое влияние на составление моральных достоинств дошкольников, вот уже в течении не одного десятилетия занимают одно из существенных мест в психолого-педагогических исследованиях.

В процессе развития личность проходит периоды особенной открытости конкретным социальным действиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом таковой открытости разным социально-нравственным, духовным и педагогическим действиям и готовности к их принятию считается дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Данный шаг считается более сензитивным для формирования этой готовности, а способность исполнять моральный выбор у деток данного возраста формируется на базе развивающейся нравственно-оценочной работы сознания и обусловлена их нуждою в согласии и признании. В фундамент становления данной возможности ложится развивающаяся самодостаточность ребенка-дошкольника и его стремление по доброй воле идти по стопам социально-одобряемым нравственным идеалам поведения.

Двигательный режим, как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми, остается основой системы физического воспитания в детских садах. Чрезвычайно успешной формой работы и главным средством нравственного воспитания является подвижная игра.


Подвижные игры довольно существенны для всестороннего становления ребенка. Значение их не только в том, что они развивают перемещения детей, но и в том, что побуждают детей быть волевыми, активными, деятельными, размышлять, достигать успеха.
Мнения педагогов из прошлого о роли игры в воспитании ребенка

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

1) для всестороннего гармонического развития

2)в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был знаменитый чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал игру важной формой работы ребенка, отвечающей его природе и предрасположенностям: игра - серьёзная умственная работа ребенка, в какой развиваются все виды возможностей малыша, расширяется и обогащается круг представлений о находящемся вокруг мире, развивается речь; в общих играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие "веселого юношества и как" средство многостороннего, гармонического становления ребенка, Я. А. Коменский рекомендовал совершеннолетним тщательно относиться к играм деток, мудро управлять ними.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, X.Г. Зальцман и др.). С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,- это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение.



В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему главное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается ценности.

Важные мысли о роли игры в формировании ребенка содержатся в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др.

К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от общественного окружения. Он утверждал, что игры не протекают для  малыша  безо всяких следов: они имеют все шансы определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не просто отучается от сего направленности и в реальной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совокупным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, впрочем считал необходимым направлять детские забавы, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Веский взнос в исследовании педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка.

Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и значением воспитателя, организующего быт и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее воззрению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их надо кропотливо выбирать в соответствии с возрастными возможностями ребят.

Особенная награда принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она верно считала, что дидактическая игра выделяет вероятность развивать различные возможности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она обозначила особую роль педагога в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева придумала большое количество дидактических игр, которые до сих времен применяются в детских учреждениях.


В ряде дел Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании малыша. Она считала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, энергичность, живость фантазии, пытливость. Совместно с тем она рассматривала игру как ключевое средство воспитания и добивалась, чтобы жизнь детского сада была заполнена различными играми-забавами, важными для здоровья детей и их правильного развития. Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру малыш изучает цвет, форму, свойства материалов, исследует растения, животных. В игре у детей развивается умение следить, расширяется кругозор, выявляются вкусы и требования.

Особое значение придавала Н.К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала педагогов всякими способами помогать детям в их союзе, выделяя, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра обучает совместному, коллективному деянию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в детях конкретную организованность.

Н.К. Крупская подчеркивала надобность вдумчивого и нешуточного управления играми детей. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, нужно помаленьку усложнять их. Невозможно шаблонизировать игры, нужно давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Впрочем, нужно отводить небезопасные игры, возбуждающие у ребят ненужные чувства. Нужно кропотливо анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного смысла: как те или иные игры воспитывают умение коллективно откликаться, коллективно работать, как они соединяют, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся русским воспитателем А.С. Макаренко. Он присваивал игре большое значение в воспитании ребенка. Н.К. Крупская и А.С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой складываются свойства личности будущего гражданина и функционера: чувство коллективизма, энергичность, творчество, умение одолевать трудности; развиваются физиологические и психологические возможности ребенка, нужные для грядущей жизни.

Разноплановую оценку получила всемирно знаменитая система дидактических игр, создателем которой считается М.Монтессори. По определению пространства игры в жизни детского сада она близка к позиции Фребеля: игра обязана быть учащей, в неприятном случае это «пустая» игра, не оказывающая воздействия на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала заманчивые дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что малыш имел возможность автономно выявить и выправить промахи, развивая при этом волю и упорство.

Сущность и характеристика подвижных игр.

Игра считается одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию малыша.

Во время игр у дошкольников формируются и улучшаются различные способности в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.).Стремительная смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это позитивно воздействует на совершенствовании двигательных способностей.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости .

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры классифицируются по различным характеристикам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме житейский или же волшебный эпизод… Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, мартышку и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры - эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры - забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важное средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно именовать важным воспитательным институтом, содействующим развитию физических и интеллектуальных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.