Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского задания 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи



Группа 22Р116
Студент
Растегаева А.А


МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского задания №2.

Задание 1. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.

Правила

Нормы

Постановки ударения

Акцентологические

Произношения

Орфоэпические

Употребления слов

Лексические

Образования слов

Словообразовательные

Образования грамматических форм слова

Морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения

Синтаксические

Написания слов

Орфографические

Постановки знаков препинания

Пунктуационные


Задание 2. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.

  1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский)

  2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу)

  3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных»,


«предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И. Ожегов)

  1. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило,

отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое

словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)

Ответ: к признакам языковой нормы можно отнести: Общепринятость, правильность, общественная одобряемость, относительная устойчивость, обязательность.
Задание 3. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.

То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.

Например: при выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.

Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.

Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.

Задание 4 . Найдите ошибки в следующих высказываниях: 1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.



Ответ:

1.Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства. (была нарушена орфоэпическая норма)

2. Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (была нарушена синтаксическая норма)

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большую часть времени. (была нарушена лексическая норма)

4. В современных переводах много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма)

5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма)

6. Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма)

7. Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма)

8. Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма)
Вопросы:

Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи? Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.
Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?

Кодификация языка — это эксплицитное (зафиксированное

в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта, целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.

Вопрос 3. Что такое языковая норма? Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы? Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.

Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых

норм? Язык существует лишь в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Так что устанавливать жесткие нормы для языка - все равно, что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно. Так что опасности никакой нет, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно, пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи. Но только учить культуре речи - бесперспективно


и даже безнадежно. Нужно еще, чтобы учащиеся читали классику 19-20 века и чем больше, тем лучше. Это самое эффективное средство правильного пользования языком.