Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История 3 курс 6 семестр ссср в период правления И. В. Сталина (19451953).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, утраченные в 90-е годы, но и воссоздала жизнеспособный сектор услуг, которого почти не существовало в советском периоде. В РФ накопился 3-ий по величине золотовалютный запас после Японии и Китая».

В 2007 году председатель КНР отметил, что в последнее время под правительством Путина в условиях социально-политической стабильности экономика государства развивается стремительно, а жизнь народа улучшается с каждым годом.

В 2008 году один из ведущих экономистов в России отметил, что РФ на фоне замедленного роста мировой экономики показала хорошие результаты. Россию можно назвать островом экономической стабильности.

Индекс развития потенциала населения вырос с 0,780 в 2000 году до 0,802 в 2005 году. Так РФ вошла в перечень государств с высоким уровнем развития населения.

Иностранные инвестиции также выросли с 11 миллиардов долларов на 2000 год до 55 миллиардов долларов на 2006 год. Отток капитала, который составлял 10-20 миллиардов долларов на 1990 год, сменился притоком до 81 миллиарда долларов на 2007 год.

Сбор зерна в среднем вырос с 65 миллионов тонн на 1996-2000 года до 80 миллионов тонн на 2006 год. Урожайность увеличилась на 25%. Производство продуктов животноводства выросло на 16%.


  1. Международные отношения РФ в ХХI веке: друзья и враги.



Непрерывный рост негативного отношения к США и ЕС прекратился, но, несмотря на незначительные колебания, негативизм восприятия стран Запада среди населения России сохраняется на высоком уровне (73% и 59% соответственно). У двух третей опрошенных (59%) сохраняется негативное отношение к Украине, превышая в 2,4 раза прошлогодние показатели. Такие данные опубликовал «Левада-центр», передает 8 июня корреспондент ИА REGNUM.

Население демонстрирует солидарность большинства с политическим руководством страны в вопросе переориентации «на Восток». 80% жителей России оценивают свое отношение к КНР как «хорошее», а 43% называют Китай близким другом России (в качестве основного союзника России он уступает только Белоруссии).

Кроме бывших республик СССР друзьями России также называют Индию (18%) и Кубу (14%). Основными недругами страны респонденты называют США (73%), Украину (37%), прибалтийские страны и Польшу. Также российские граждане начали проявлять явную враждебность к Великобритании (21%) и Германии (19%). Грузия с каждым годом воспринимается в качестве врага все меньшим числом респондентов, «уходя» из списка наиболее враждебных стран.


Если в мае 2008 г. каждый второй житель России рассматривал отношения между Россией и Германией как «нормальные, спокойные», то теперь 33% опрошенных отмечают охлаждение отношений между странами, а 12% чувствуют напряжение. Доля опрошенных, считающих, что Россия и Германия — «добрые соседи», сократилась более чем в 4 раза.

Опрос проведен 22−25 мая 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.


  1. Германия после Второй Мировой войны (1945-2015).


После Второй мировой войны Германия была разделена на два самостоятельных государства: ФРГ и ГДР. На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав – победительниц в войне 2 августа 1945г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948 г. при непосредственном участии Л. Эрхарда – архитектора политики экономического возрождения Западной Германии, экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа.

Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти Эрхарда относят к представителям неолиберального направления, но он не был «чистым» неолибералом и широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними.

Промышленность

В исторически сложившейся единой предвоенной германской экономике территория нынешней ГДР представляла собой слабо развитую в промышленном отношении область, в огромной степени зависевшую от ее западной части. До войны восточная часть вывозила из западной 45% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Сырьевая база, металлургическая, энергетическая и тяжелая промышленность располагались главным образом в западных областях Германии. К тому же в результате войны было выведено из строя 45% оборудования и без того слабо развитой промышленности, 70% энергетических мощностей и 40% сельскохозяйственных машин. По сравнению с 1936 годом объем промышленного производства на территории нынешней ГДР составлял всего 42%. Вся наличная экономическая база состояла всего-навсего из единственной доменной печи, традиционной текстильной промышленности,

включая текстильное машиностроение, точной механики и оптики. Из-за раскола Германии по вине западных держав, образовавших сепаратное западногерманское государство, ГДР оказалась оторванной от традиционных центров тяжелой промышленности, металлургии и энергетики. В 1949 году, в год основания ГДР, молодому государству не хватало целых отраслей промышленности, а те, которые существовали, были очень слабо развиты. Ценой неимоверных усилий трудящимся удалось преодолеть за первые годы строительства наиболее пагубные диспропорции.

С помощью Советского Союза заново были созданы целые отрасли промышленности, в том числе энергетическая база, металлургия, станкостроение, и значительная часть легкой промышленности. Референдум от 30 июня 1946 года о безвозмездной экспроприации 3843 предприятий активных нацистов и военных преступников, а также крупных землевладельцев послужил демократической основой для превращения многочисленных предприятий в общенародную собственность. Вместе с тем эта экспроприация и демократическая земельная реформа положили начало процессу перехода экономической власти в руки рабочего класса в союзе с крестьянством и всеми другими слоями трудящихся. В последующие годы с помощью Советского Союза трудящиеся создали многочисленные новые предприятия. Это были очень трудные годы промышленного строительства. Они потребовали от всех трудящихся огромного напряжения сил и стоили больших лишений. Враждебные социализму империалистические круги старались задержать новое развитие, помешать ему и даже сорвать его.

Они злонамеренно использовали государственную границу между ГДР и Западным Берлином, которая до 1961 г. была открытой, подтачивая валютный режим ГДР, переманивая оттуда высококвалифицированных специалистов и вывозя в Западный Берлин большое количество жизненно необходимых товаров широкого потребления. По официальным данным, из-за существования до 1961 года открытой границы ГДР был нанесен материальный ущерб в размере свыше 100 млрд. марок. После осуществления мер по обеспечению безопасности государственной границы ГДР в 1961 году наступил значительный экономический подъем. После того, как почти все крестьяне, бывшие до этого единоличниками, объединились в сельско – хозяйственные производственные кооперативы, социалистическая собственность стала прочной экономической основой ГДР. После VI съезда СЕПГ, состоявшегося в 1963 году и принявшего решение о развернутом строительстве социализма, были приложены большие усилия по разработке, испытанию и применению на практике эффективных путей и методов управления и планирования промышленности и всех других областей народного хозяйства.


Политическая реформа

Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ними. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: демократического; федеративного; правового; социального.

План Маршалла 5 июня 1947 г. Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952 г. США направили из фондов программы 

Германия после Второй мировой войны. Основной закон ФРГ 1949 г. Берлинский кризис. Разделение страны

Вторая Мировая война закончилась для Германии поражением и крушением фашистского режима в стране.

Это создало условия для строительства нового, демократического германского государства.

Германии снова, как и 27 лет назад (после Первой Мировой войны), пришлось начинать все почти с нуля.

Однако теперь ситуация осложнялась еще двумя факторами:

1. Тяжелое экономическое положение страны, вызванное последствиями войны;

2. Противоречия между союзниками (точнее – между СССР и союзниками) по вопросу дальнейшего развития страны. При этом каждая сторона, стремилась сделать Германию сферой своего влияния;

Последствия войны для Германии были более тяжелыми, чем для многих других государств Европы.

Потери составили 13,5 млн., города разрушены, промышленность уничтожена или демонтирована (союзниками же – вот уроды!
Настоящие мародеры! СССР вывозил из Германии все – начиная от кораблей и заканчивая пуговицами). Экономика страны испытывала нехватку рабочих рук (мужское население погибло на войне). В стране – всеобщая спекуляция, процветает «черный рынок». Не хватает жилья. Финансовая система страны разрушена – никакие деньги не имеют цены. Большая часть населения голодает.

Формирование нового немецкого государства, должно было проходить в чрезвычайно тяжелых условиях.

Еще более осложняло ситуацию следующее:

Условия послевоенной Германии (1946 – 1949 гг.)

Низкая политическая активность населения (какая тут активность, когда не знаешь, как до завтра дожить), отсутствие сформировавшейся партийной системы

Большинство чиновников и политиков связаны с фашизмом и отстранены от должностей, государственный аппарат почти недееспособен, новых пока нет

Отсутствие массового движения сопротивления, которое могло бы объединить послевоенное общество (кстати и лидеров вроде Де Голля тоже нет).

Постоянные разногласия среди союзников по поводу организации новой власти, тоже дело не облегчают.


Такие стартовые условия не предвещали ничего хорошего – так и оказалось – будущее оправдало самые худшие опасения (произошло все, кроме Третьей мировой войны…).

С окончанием боевых действий, территория Германии была разделена на оккупационные зоны (4 – США, Великобритания, Франция, СССР).

Это было необходимо для координированного решения первоочередных проблем, после чего, по договоренности между союзниками, власть должна была перейти к новым германским органам власти.

Для управления страной был создан специальный орган, в который входили все союзники – Контрольный совет (командующие четырех армий, ставшие военными губернаторами).

Будущее Германии было определено решениями Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа).

Именно их и проводил Контрольный совет. Главное место в них занимала политика получившая название «четыре Д»:

Демилитаризация

Ликвидация военной промышленности страны.

Перевод экономики на мирное строительство. Ликвидация монополий, которые привели страну к войне. Роспуск рейхсвера (германской армии).

Денацификация

Запрет и роспуск всех фашистских организаций (НСДАП, СС, и других). Запрет любых военизированных формирований. Удаление нацистов из госаппарата и привлечение к ответственности фашистских преступников.

Демократизация

Восстановление всех политических (и иных) прав и свобод. Создание демократической партийной системы, проведение демократических выборов.

Децентрализация

Восстановление федеративного устройства страны и местного самоуправления. Формирование местных органов власти.

Первоначально политика союзников в отношении Германии осуществлялась в одном направлении.

Осуществление важнейших мероприятий, перечисленных выше не вызывало сомнений и особых разногласий.

Однако при определении путей дальнейшего развития страны, такие разногласия появились очень быстро. И вот почему:

В отличие от других государств (например, Японии) часть территории Германии была оккупирована советскими войсками. На этой территории СССР осуществлял политику построения социалистического немецкого государства, и уступать ее союзникам не собирался.Союзники в своих оккупационных зонах проводили преобразования по образцу западных демократий, и также не собирались «отдавать» западные земли СССР.Это и стало главной причиной раскола Германии и образования двух немецких государств.