Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История 3 курс 6 семестр ссср в период правления И. В. Сталина (19451953).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.
Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.
В то же время карибский кризис привел к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензиях этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал вооруженный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.
Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами привела к перенасыщению их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Не последнюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.
В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. страны Варшавского Договора выступили с предложением о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.
В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашением о предотвращении ядерной войны, явились важнейшими документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.
В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.
Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базовым элементом этого документа явилась декларация принципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их суверенного равенства; неприменения силы или угрозы силой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и др. Однако на фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.
Кризис политики «разрядки». Обострение противоречий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве главной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разрядки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехословакии, что создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.
Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны». Советское руководство оказалось вынужденным вочередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход
к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, стерриторий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.
В послевоенный период в международных отношениях сложилась биполярная система мира. Этот период характеризуется началом холодной войны. Взаимоотношения СССР и США в этот период характеризуются политической, идеологической, экономической и локальной военной конфронтацией двух антагонистических систем.
До и во время Второй мировой войны выделились ведущие страны-лидеры: СССР, США, Великобритания и Франция.
Именно эти страны в последующем оказали решающее влияние на решение мировых проблем. Главный враг – фашизм, сплотил народы, приглушив идеологические разногласия. Союзные государства поддерживали партнерский характер отношений.
Образование ООН и Нюрнбергский судебный процесс продемонстрировали сплоченность стран-победительниц и их умение работать во имя общих целей. Однако немного позже геополитическая обстановка и международные отношения изменились коренным образом. Постепенно отношения союзников в войне стали меняться от сотрудничества к соперничеству.
Европа была чрезвычайно ослаблена войной и немецкой оккупацией. Еще недавно ведущие страны Франция и Англия сейчас оказались истощены.
Только одна западная держава – США – вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее: американская территория не пострадала от военных действий, ее промышленность развивалась, более половины западного золотого запаса хранилось в американских банках.
Произошло резкое усиление США в политической, экономической и военной областях. Американское руководство оценило эту ситуацию как реальную предпосылку для доминирования США во всем мире. Эта позиция нашла свое отражение в заявлении президента США Г. Трумэна, суть которого было «сохранении роли руководителя всех наций».
Одновременно с этим поднимался еще один мировой лидер – СССР. После победы над фашисткой Германией его авторитет возрос, резко увеличилось его военное и политическое влияние.
Он притягивал не экономической мощью, а силой духа. СССР не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. Руководство Советского союза стремилось установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией и ликвидировать капитализм.
Разрыв между экономическими потенциалами стран был глобальный: после войны СССР потерял, а США приобрели; СССР восстанавливался, США продолжали развитие. Но обе страны мечтали о мировом господстве и у обоих были необходимые условия: у США – высший уровень экономического развития в мире, у СССР – патриотический подъем после победы над фашизмом, и авторитет «непобедимой державы».
Таким образом, две абсолютно разные, но мощные страны стали бороться за сферу своего влияния. Именно с этого момента, по мнению большинства ученых, начинается «холодная война» — политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация двух антагонистических систем – капиталистической и социалистической (во главе с США и СССР соответственно).
«Холодная война» нашла свое проявление в: остром политическом и идеологическом противостоянии между тоталитарной коммунистической и западной либеральной системами, охватившем практически весь мир; создании системы военных (НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов; создании разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств; активной разведывательной деятельности; форсировании гонки вооружения и военных приготовлений; резком росте военных расходов; периодически возникающих международных кризисах (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война); «разделе мира» и в ведении массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни.[4]
В связи с особенностью проведения конфронтации, вопрос о начале «холодной войны» является дискуссионным.
Однако в связи с современным положением отношений США и России следует отметить и спорность вопроса об окончании противостояния этих мировых держав. США и в настоящее время не желают иметь партнерских отношений с Россией.
Пытаются проводить политику, направленную на изоляцию России на международной арене. Характер дальнейших взаимоотношений этих двух, бесспорно, мощных держав покажет время.
Однако следует извлекать уроки из прошлого. «Холодная война» является примером того, что кровопролитие – это отнюдь не единственное решение глобальных конфликтов, а также, что военная мощь имеет существенное, но не решающее значение.
Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуацию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили себя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев предпринимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.
8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о прекращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.
25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование.
Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими республиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черноморского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые находятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что почти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй половине XVIII в. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), экономических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.
Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.
В то же время карибский кризис привел к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензиях этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал вооруженный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.
Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами привела к перенасыщению их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Не последнюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.
В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. страны Варшавского Договора выступили с предложением о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.
В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашением о предотвращении ядерной войны, явились важнейшими документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.
В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.
Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базовым элементом этого документа явилась декларация принципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их суверенного равенства; неприменения силы или угрозы силой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и др. Однако на фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.
Кризис политики «разрядки». Обострение противоречий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве главной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разрядки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехословакии, что создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.
Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны». Советское руководство оказалось вынужденным вочередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход
к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, стерриторий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.
-
Международные отношения СССР и США. Холодная война.
В послевоенный период в международных отношениях сложилась биполярная система мира. Этот период характеризуется началом холодной войны. Взаимоотношения СССР и США в этот период характеризуются политической, идеологической, экономической и локальной военной конфронтацией двух антагонистических систем.
До и во время Второй мировой войны выделились ведущие страны-лидеры: СССР, США, Великобритания и Франция.
Именно эти страны в последующем оказали решающее влияние на решение мировых проблем. Главный враг – фашизм, сплотил народы, приглушив идеологические разногласия. Союзные государства поддерживали партнерский характер отношений.
Образование ООН и Нюрнбергский судебный процесс продемонстрировали сплоченность стран-победительниц и их умение работать во имя общих целей. Однако немного позже геополитическая обстановка и международные отношения изменились коренным образом. Постепенно отношения союзников в войне стали меняться от сотрудничества к соперничеству.
Европа была чрезвычайно ослаблена войной и немецкой оккупацией. Еще недавно ведущие страны Франция и Англия сейчас оказались истощены.
Только одна западная держава – США – вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее: американская территория не пострадала от военных действий, ее промышленность развивалась, более половины западного золотого запаса хранилось в американских банках.
Произошло резкое усиление США в политической, экономической и военной областях. Американское руководство оценило эту ситуацию как реальную предпосылку для доминирования США во всем мире. Эта позиция нашла свое отражение в заявлении президента США Г. Трумэна, суть которого было «сохранении роли руководителя всех наций».
Одновременно с этим поднимался еще один мировой лидер – СССР. После победы над фашисткой Германией его авторитет возрос, резко увеличилось его военное и политическое влияние.
Он притягивал не экономической мощью, а силой духа. СССР не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. Руководство Советского союза стремилось установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией и ликвидировать капитализм.
Разрыв между экономическими потенциалами стран был глобальный: после войны СССР потерял, а США приобрели; СССР восстанавливался, США продолжали развитие. Но обе страны мечтали о мировом господстве и у обоих были необходимые условия: у США – высший уровень экономического развития в мире, у СССР – патриотический подъем после победы над фашизмом, и авторитет «непобедимой державы».
Таким образом, две абсолютно разные, но мощные страны стали бороться за сферу своего влияния. Именно с этого момента, по мнению большинства ученых, начинается «холодная война» — политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация двух антагонистических систем – капиталистической и социалистической (во главе с США и СССР соответственно).
«Холодная война» нашла свое проявление в: остром политическом и идеологическом противостоянии между тоталитарной коммунистической и западной либеральной системами, охватившем практически весь мир; создании системы военных (НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов; создании разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств; активной разведывательной деятельности; форсировании гонки вооружения и военных приготовлений; резком росте военных расходов; периодически возникающих международных кризисах (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война); «разделе мира» и в ведении массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни.[4]
В связи с особенностью проведения конфронтации, вопрос о начале «холодной войны» является дискуссионным.
Однако в связи с современным положением отношений США и России следует отметить и спорность вопроса об окончании противостояния этих мировых держав. США и в настоящее время не желают иметь партнерских отношений с Россией.
Пытаются проводить политику, направленную на изоляцию России на международной арене. Характер дальнейших взаимоотношений этих двух, бесспорно, мощных держав покажет время.
Однако следует извлекать уроки из прошлого. «Холодная война» является примером того, что кровопролитие – это отнюдь не единственное решение глобальных конфликтов, а также, что военная мощь имеет существенное, но не решающее значение.
-
Распад СССР. Образование СНГ.
Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуацию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили себя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев предпринимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.
8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о прекращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обязательств бывшего Союза ССР.
25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование.
Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими республиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черноморского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые находятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что почти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй половине XVIII в. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), экономических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.