Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История 3 курс 6 семестр ссср в период правления И. В. Сталина (19451953).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постепенно сформировались два направления во внешней политике:

1. Отношения со странами ближнего зарубежья - бывшими советскими республиками;

2. Развитие отношений с дальним зарубежьем - ведущими странами Запада, в первую очередь с США.

После создания СНГ в декабре 1991 году в состав Содружества вошло 11 постсоветских государств. В 1993 году к Содружеству Независимых Государств вошла Грузия. Ельцин был избран председателем СНГ.

В начале 1993 года был принят Устав Содружества, однако страны, вошедшие в его состав, не смогли договориться о проведении единой экономической политики. Цели Содружества Независимых Государств не были чётко определены, не было создано совместных органов. Возник конфликт между Россией и Украиной по поводу Черноморского флота, и после долгих переговоров он был поделён в пропорции 2:1 - 2 трети России, 1- Украине. 31 мая 1997 года Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве.

В рамках Содружества подписано несколько сотен соглашений, регулирующих самые различные стороны взаимоотношений. Например, в марте 1996 года Ельцин вместе с президентом Белоруссии Лукашенко, президентом Казахстана Назарбаевым и президентом Киргизии Акаевым заключил договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции, а в 2 апреля 1996 года -- договор об образовании Сообщества России и Белоруссии.

Внешняя политика России в отношениях со странами дальнего зарубежья находилась в состоянии «переходного периода». Стремясь к мировому урегулированию со странами Запада, Российская Федерация вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, в том числе из Прибалтики. Были урегулированы отношения с США. Во время визита в США Бориса Николаевича Ельцина в июне 1992 года было заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Цитирую Строуба Тэлбота, первого заместителя государственного секретаря США в 1994-2001 годах: «В последние годы Клинтон видел в Ельцине политического лидера, полностью сосредоточенного на одной крупной задаче, -- вогнать кол в сердце старой советской системы. Поддержать Ельцина так, чтобы он преуспел в решении этой задачи, было, в глазах Клинтона важнейшей целью, оправдывавшей необходимость смириться со многими куда менее благородными, а порой и просто глупыми вещами. Кроме того, дружба Клинтона и Ельцина сделала возможным для Соединённых Штатов достижение конкретных, трудных целей, которые не могли быть достигнуты через какие-либо другие каналы: ликвидация ядерного оружия на Украине, вывод российских войск из Балтии, получение согласия России на расширение НАТО, вовлечение России в миротворческую миссию на Балканах». С ослаблением позиций Российской Федерации в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с проблемой расширения НАТО на Восток, однако предотвратить вступление разных государств в этот союз не удалось. В июне 1994 года на греческом острове Карфу было подписано соглашение России с Европейским сообществом, которое открывало возможности для равноправного экономического сотрудничества с Западной Европой. В этом же году было принято решение о расширении «Большой восьмёрки» за счёт Российской Федерации. Также Россия вступила в Международный валютный фонд, что укрепило её экономические позиции. Она получила возможность войти в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и латинской Америкой активизировалась торговля и промышленно- аграрные отношения.


«В то же время ослабли контакты с традиционными партнёрами СССР- КНДР, Монголией, Вьетнамом. Были разорваны все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным»*

Считаю, что внешняя политика, которая была направлена на избежание войн, велась достаточно успешно - при Ельцине Россия не вступала ни в какие международные конфликты.



  1. Россия в годы правления В.В. Путина (2000-2008).


В 2000 году, после прихода к власти президента В. В. Путина, был взят курс на укрепление центральной власти. 13 мая 2000 года был принят указ «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе», который заменил прежде существовавших представителей президента в каждом из 89 субъектов федерации полномочными представителями президента РФ в 7 федеральных округах, включающих каждый по несколько субъектов. Федеральные структуры стали перестраиваться в соответствии с новой более компактной структурой округов, что ослабило влияние губернаторов. 8 августа 2000 года по инициативе президента была проведена реформа Совета Федерации. По новому закону губернаторы не могли заседать в верхней палате парламента, однако их права уменьшились незначительно, так как они имели в Совете Федерации своих представителей. С 2004 года губернаторы назначаются по представлению президента законодательными собраниями регионов.

Важными проблемами России оставались война на Северном Кавказе и терроризм. 23–26 октября 2002 года Москва снова подверглась нападению террористов — был захвачен театральный центр на Дубровке, где проходил спектакль «Норд-Ост». На этот раз российские власти не пошли на уступки террористам. Погибло более 100 человек. Теракты в Москве и на Кавказе продолжались и в дальнейшем. 1–3 сентября 2004 года террористы удерживали школу в Беслане (Северная Осетия). От рук террористов и при штурме школы погибли сотни школьников. После гибели Масхадова (2005 год) и Басаева (2006 год), атаки экстремистов на Нальчик (2005 год) боевики перешли к действиям мелкими группами и не проводили крупных операций против федеральных войск. В 2003 году президентом Чеченской Республики был избран бывший муфтий А. Кадыров (в 2000 году назначен главой администрации Чеченской Республики), но в 2004 году он погиб в результате теракта. В 2007 году по представлению президента РФ президентом Чеченской Республики был утверждён Р. Кадыров, сын А. Кадырова.


Сотрудничество президента и парламента России позволило в 2000–2002 годах осуществить ряд правовых реформ — принять важнейшие кодексы: налоговый, административный, трудовой, гражданский и др. Налоговый кодекс резко снизил подоходный налог (до 13 %), что способствовало росту его собираемости. Трудовой кодекс ввёл штрафы, которые предприниматели обязаны платить работникам в случае задержки зарплаты. В декабре 2000 года президенту удалось добиться принятия новой государственной символики России, которую парламент не утверждал ранее из-за идеологических разногласий.

Возникшая в 1990-х годах социальная система оказалась достаточно прочной и не претерпела качественных изменений в результате всех этих мер. В начале XXI века значительно снизились возможности вертикальной социальной мобильности. Благоприятные условия на мировом рынке (в частности, высокие цены на энергоносители) создавали возможность для экономического роста без существенных структурных изменений.

Нефтегазовые доходы позволили сократить задолженности государства. В 1999 году внешний государственный долг составлял 143,9 миллиарда долларов, в 2001 году — 148,7 миллиардов, а к 2007 году снизился до 50,1 миллиардов долларов. При этом золотовалютные резервы России в 2006 году превысили 240 миллиардов долларов.

В 2005 году были приняты приоритетные национальные проекты: в области здравоохранения, образования, строительства жилья и сельского хозяйства. Куратором национальных проектов был первый заместитель председателя правительства Д. А. Медведев.

В декабре 2003 года на парламентских выборах большинство мест в Думе получила партия власти «Единая Россия», по официальным данным, заручившаяся 37,6 % голосов избирателей и занявшая 304 из 450 депутатских мест. За ней следовала КПРФ, которая сократила свою электоральную поддержку в сравнении с прошлыми выборами почти в два раза, получив 12,6 % голосов и 53 депутатских места; 5 %-ный барьер преодолели также ЛДПР (11,5 %) и блок «Родина» (9 %).

В этот период крупный бизнес утратил контроль над высшим чиновничеством (как это было в 1990-х годах). Кроме того, резкую реакцию высшей власти стали вызывать действия бизнесменов, которые открыто проявляли политические амбиции, подкреплённые значительными финансовыми ресурсами. Летом 2003 года Прокуратура РФ возбудила дела против главы компании «ЮКОС» М. Б. Ходорковского и одного из руководителей «ЮКОСа» П. Л. Лебедева, обвинив их в налоговых и экономических преступлениях в ходе приватизации 1990-х гг. Они были арестованы, а в мае 2005 года осуждены на длительные сроки. «Дело «ЮКОСа» привело к отставке в феврале 2004 года главы правительства М. М. Касьянова, который считал аресты бизнесменов чрезмерной мерой. Активы компании «ЮКОС» в дальнейшем перешли государственной корпорации «Роснефть».


В марте 2004 года — сентябре 2007 года правительство возглавлял М. Е. Фрадков, в сентябре 2007 года — марте 2008 года В. А. Зубков.

2 марта 2008 года президентом России был избран Д. А. Медведев. Пост председателя правительства занял В. В. Путин.

В августе 2008 года обострился конфликт в Южной Осетии, где находятся миротворческие силы России. Столица Южной Осетии Цхинвал и миротворческий контингент подверглись нападению грузинской армии. В ответ Россия ввела в Южную Осетию, а затем и в северные и западные районы Грузии свои вооружённые силы, нанеся поражение грузинской армии. При посредничестве Евросоюза было заключено перемирие. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии.

Осенью 2008 года, в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, правительство приняло программу действий по минимизации его последствий, включающую меры по оздоровлению банковской системы, поддержке отдельных секторов экономики и населения.



  1. Россия в годы правления Д. А. Медведева (2008-2012).



Дмитрий Анатольевич Медведев был избран президентом Российской Федерации 2 марта 2008 г. Основными программными задачами, поставленными новым президентом, были следующие: повышение уровня и качества жизни населения, продолжение работы над приоритетными национальными проектами; принцип «свобода лучше, чем несвобода»; «… главное для нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития»; следование идеям Концепции-2000 — развитие институтов, инфраструктуры, инноваций, инвестиций, сотрудничество и помощь бизнесу; возвращение России статуса мировой державы и ее дальнейшее развитие, интеграция в мировые отношения, собственная позиция по всем ключевым международным вопросам.

Внутренняя политика Начало президентства Д. А. Медведева совпало с финансовым кризисом 2008-2009 гг. Причины кризиса состояли в следующем.

1. Зависимость экономики России от Запада и США.

2. Военный конфликт с Грузией и его негативные последствия. Падение мировых цен на нефть нанесло ущерб российской экономике. Начался существенный отток капиталов за границуи «бегство инвесторов из страны». Специфическим фактором в развитии кризиса являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний.

Как результат — усиление инфляции, падение уровня доходов населения, безработица вследствие «оптимизации производства» — массового закрытия предприятий, их
реструктуризации и сокращения людей, усиление коррупции. 30 декабря 2008 г. Д. А. Медведев подписал закон о поправках к Конституции (закон РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»). Теперь президент РФ избирается сроком на 6 лет (вместо 4, ст. 81), состав Государственной думы — на 5 лет (вместо 4, ст. 96). Изменились названия нескольких субъектов Федерации.

Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ, утверждая, что это приведет к снижению избирательной активности и к монополизации власти. 28 сентября 2010 г. был принят закон «Об инновационном центре „Сколково“». По замыслам создателей строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий должен был занимать целый микрорайон и стать крупнейшим научным центром исследований и разработок («Российская Кремниевая доли? на»). Научный штат центра был рассчитан примерно в 50 тыс. человек.

Телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергическая эффективность, информационные технологии, ядерные технологии были обозначены приоритетными направлениями исследований «Сколкова». В качестве партнеров привлекались финские кампании Nokia Solutions and Networks, немецкие Siemens и SAP, итальянские вузы, токийский частный университет Васэда Типа и др. Однако у «Сколкова» появилось немало критиков, которые отмечают и устаревшие схемы инновационных технологий, и непомерные админрасходы, финансовые нарушения при строительстве, отсутствие реальной поддержки и начальных субсидий.

Следующим заметным событием в годы президентства Д. А. Медведева стал закон «О полиции», который вступил в силу 1 марта 2011 г. Полиция должна была заменить существующую милицию. Указ был призван повысить эффективность работы и улучшить имидж органов правоохранения, а также отдавалась дань историческим и европейским традициям. В июне 2011 г. вышел указ «Об исчислении времени», в котором определяется исчисление времени в России, часовые зоны и местное время. Указ отменил летнее и зимнее время, на зимнее время часы уже не переводили18. Д. А. Медведев продолжил борьбу с олигархическим капиталом.

Одно из громких дел, которое стало известно на всю страну, — смещение Ю. М. Лужкова с поста мэра Москвы (с 1992 г.). 28 сентября 2010 г. президент подписал указ «Отрешить… от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации» 19. Большое внимание президент уделял борьбе с коррупцией. В 2008 г. он подписал несколько указов, в марте 2012 г. был издан национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. Внешняя политика 12 июля 2008 г. была принята так называемая «Доктрина Медведева».