Файл: Методические рекомендации по обучению учащихся основам топографии и ориентирования Изучение условных знаков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Название курса

Обучение детей безопасному поведению в природной среде

Номер модуля

5

Номер занятия

5



Модуль 5. Топография и ориентирование на местности

Занятие 5. Методические рекомендации по обучению учащихся основам топографии и ориентирования


Изучение условных знаков

Беседа об условных знаках сопровождается одновременным показом их на таблице (или экране – презентация), а также на рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Объяснение, связанное с таким показом, способствует более осмысленному восприятию и пониманию знаков, лучшему их запоминанию.

Для внесения разнообразия в ход теоретических занятий и облегчения запоминания условных знаков, преподаватель после показа 4-6 знаков дает задание назвать их совместно – рисунок и его значение, затем, с помощью таблицы условных знаков зарисовать их в тетрадь.

Для того, чтобы знакомство с условными знаками не ограничилось лишь показом и рассказом, преподаватель проходит с группой по учебной дистанции или одному из линейных ориентиров (дороге, просеке, тропе), останавливая группу у ярко выраженных ориентиров, рассказывая и объясняя значение встречаемых условных знаков. Для более прочного запоминания знаков, после прохождения небольшого участка маршрута преподаватель предлагает вспомнить и зарисовать в тетрадь встреченные объекты с помощью условных знаков.

Для лучшего запоминания знаков необходимо выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление данной темы:

  1. Преподаватель предлагает на таблице (без пояснительных надписей) назвать указанные им условные знаки.

  2. Преподаватель предлагает в течение 20-30 секунд запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем нарисовать их в тетради по памяти.

  3. Преподаватель предлагает вызванному ученику взять у него одну из карточек, на которую нанесены 10-12 условных знаков без пояснительных надписей, и вслух объяснить значение каждого условного знака. Вся группа следит за правильностью ответа.

  4. Преподаватель показывает небольшой рисунок местности, занимающиеся в своих блокнотах рисуют увиденное с помощью условных знаков.

  5. Ученики пишут топографический диктант. Преподаватель читает текст, выделяя те объекты, которые необходимо изобразить условными знаками. После окончания диктанта подсчитывается количество правильно изображенных условных знаков.

  6. Ученикам дается примерно десять минут и ставится условие изобразить все знаки, которые слушатели изучили и написать их значение. При этом необходимо предупредить, что засчитываться будут только знаки, нарисованные правильно с точки зрения графики. По истечении указанного времени подписанные листочки с изображением знаков отбираются и преподаватель вместе с учениками проверяет правильность выполнения упражнения и выявляет победителя.




Знакомство с формами рельефа

Знакомство с формами рельефа будет определяться характерными особенностями района проведения учебно-тренировочного занятия. Очень важен в этом случае подбор картографического материала, позволяющий построить занятия в определенной последовательности. Допустимая нагрузка учебных карт должна полностью соответствовать целевой установке занятий, при этом желательно, чтобы учебные карты для первого знакомства с рельефом имели слабую загруженность, т.е. не очень сложный рисунок горизонталей. Для более наглядной передачи разных форм рельефа преподавателю необходимо использовать крупный масштаб карт, а также так называемые расчлененные карты, т.е. такие, содержание которых представлено одним рельефом.

Для более доходчивого объяснения темы преподавателю нужно заранее заготовить определенное количество рисунков различных форм рельефа и на их основе показать суть передачи разных форм рельефа горизонталями и условными знаками.

Можно будет провести демонстрацию различных форм рельефа с помощью объемных моделей. В качестве материала для их изготовления преподаватель может использовать песок, глину.

Простейшее наглядное пособие – небольшое количество влажного песка позволит быстро и с достаточной точностью показать нужные формы рельефа, а из тонкой медной проволоки заготовить необходимое количество горизонталей. В момент объяснения замкнутые кольца тонкой проволоки одеваются на изображенную модель рельефа и соответственно ей изгибаются. Преподаватель обращает внимание на то, что расстояние между горизонталями характеризует крутизну склона.

Местность для проведения занятий по изучению рельефа должна быть пересеченной, открытой или слабозалесенной, так как это позволяет преподавателю не только показывать различные формы рельефа рядом, но и их трансформацию в отдалении, а также (что немаловажно) держать в поле зрения занимающихся.

Для начального знакомства с темой преподаватель планирует учебно-тренировочную трассу так, чтобы она соответствовала физической подготовленности группы, а в техническом отношении сложность чтения рельефа должна возрастать постепенно от более легких для чтения форм к более сложным. Целесообразно начальный выход на трассу планировать там, где овраги, холмы и другие формы рельефа находятся изолированно друг от друга, где очертания подобных форм имеют несложный рисунок горизонталей.

Перед началом движения преподаватель знакомит группу с последовательностью прохождения маршрута, дает подробную характеристику формам рельефа, их элементам и сочетаниям, которые встретятся на маршруте. К этим особенностям могут быть отнесены незначительные по размерам ямки, бугорки, промоины и целый ряд других микроформ рельефа, имеющих важное значение в ориентировании. В ходе движения преподаватель дает необходимые комментарии о встреченных формах рельефа.

Так, например, в районе с развитой сетью оврагов преподаватель подводит группу к вершине оврага и дает задание показать его на карте, обращает внимание на то, что он имеет сильно разветвленную сеть. Каждый ученик на своей карте показывает и считает ответвления оврага, после чего группа спускается по промоине на дно оврага. По мере продвижения группы по оврагу преподаватель дает задание показать на карте и на местности: естественное понижение оврага, переход пологого склона в более крутой и наоборот, места совместного применения условных знаков и горизонталей, определить глубину и ширину оврага в указанных местах. Здесь же преподаватель обращает внимание на связь рельефа с другими элементами карты, а также дает тактико-техническую характеристику использования оврагов при выборе пути движения, подчеркивая, что овраги являются хорошими линейными ориентирами.




Измерение расстояния на местности

Турист сталкивается с необходимостью измерять или контролировать расстояние. Поэтому первые занятия с начинающими лучше всего посвятить обучению методам измерения расстояний: путем счета шагов, глазомерному определению расстояния, контролю по местным предметам.

Наиболее универсальным и точным методом является счет шагов при движении шагом.

Глазомерный метод прост и быстр, применяется на полуоткрытой и открытой местности, но он менее точен. Погрешность его зависит от многих факторов и растет с ростом измеряемого расстояния. Стандартные участки, для тренировки глазомерного способа, предварительно промеренные следует определить на школьном дворе, стадионе.

При движении с картой удобно контролировать пройденное расстояние, используя либо периодически повторяющиеся местные предметы (например, столбы линий электропередачи), либо достаточно заметные четкие ориентиры, обозначенные на карте, через которые проходит линия движения.
Измерение расстояний путем счета шагов

Цель занятия: измерение длины шага на бегу и пешем ходу; изучение зависимости длины шага от уклона и проходимости местности. Для занятия лучше всего подходит участок лесной дороги или тропы, имеющий поблизости расположенные ровный отрезок длиной 100 метров (100 берется для удобства) и отрезок с равномерным уклоном порядка 6-9 градусов длиной хотя бы 25 или 50 метров. Туристы проходят отрезок туда и обратно шагом, потом легким бегом.

Счет шагов обычно ведут под одну ногу, запоминая число пар шагов, приходящееся на 100 метров. Начинающим рекомендуется записать результаты всех пробежек. После движения по дороге или тропе то же упражнение повторяется рядом с дорогой по лесу, по кустам или лесу с подлеском, по болотистой почве.

После занятий можно рекомендовать занимающимся сделать табличку перевода шагов в метры и метров в шаги. Нужно быстро решать такую задачу: сколько пар шагов содержится в 50, 75, 100, 150, 200 и т.д. метрах.
Глазомерное измерение расстояний

Глазомерному измерению расстояний можно не посвящать отдельного занятия, а использовать подход и уход из района тренировки. Идя с группой, преподаватель останавливается и предлагает детям определить на глаз расстояние до какого-то предмета, находящегося на пути группы на расстоянии от 100 до 300 метров. Дети называют числа, а затем непосредственным промером шагами проверяют себя. Аналогично поводится и обратное упражнение: преподаватель задает всем расстояние 50, 75 или 100 м, а школьник замечает взглядом какой-нибудь местный предмет на заданном расстоянии и, не отрывая от него взгляда, подходит к нему, проверяя расстояние шагами. Начинают упражнение с малых расстояний, постепенно переходя к большим.
Определение или контроль расстояний по местным предметам

Так же, как и в предыдущем случае, обучение этому вопросу происходит параллельно с другими занятиями. Преподаватель должен обратить внимание юные туристы на то, чтобы они по возможности максимально разгружали себя от восприятия и обработке лишней информации во время маршрута, чтобы обработать основную. Одним из способов разгрузки является контроль расстояния по местным предметам вместо счета шагов (или в сложных ситуациях – вместе со счетом). Например, можно определить расстояние между столбами телефонной линии и затем только считать количество столбов. На просеках можно воспользоваться колышками, расположенными через 100 метров. Каждая прямая зарубка – 100 метров, косая – 500 метров, крестообразная – 1000 метров до пересечения просек. Двигаясь с картой, турист имеет возможность начинать новый отсчет от очередного пересекаемого линейного ориентира, уменьшая тем самым возможную накапливающуюся погрешность. На тренировке с картой всегда можно проверить длину своего шага, измерив отрезок между двумя ориентирами на карте и просчитав шагами.



Определение направлений и движение по азимуту

Движение по азимуту – бесспорно, важнейший и универсальный технический прием ориентирования. Азимутом движутся как на короткие, так и на длинные (несколько километров) расстояния. Движение по азимуту как тактический вариант применяется в самых разнообразных ситуациях, в частности, если карта плохо откорректирована или читается с трудом. Даже не зная никаких других приемов ориентирования, можно добиться определенного успеха, пройдя всю дистанцию по азимуту. Однако, не следует ограничиваться только азимутом.

Обучение движению по азимуту следует начинать с практического занятия в помещении, на котором объясняют понятие азимута, показывают правильное положение компаса при визировании и при движении, учат снимать азимут с карты, знакомят с магнитными склонениями и способами его учета, объясняют порядок работы при движении по азимуту.

Пробовать движение по азимуту удобнее всего на открытой местности. После того как ребята освоят выполнение приема на открытом пространстве, можно перейти к закреплению навыка азимутного движения по слабо залесённой местности.

При движении по азимуту в лесу после выкручивания колбы и определения направления необходимо выбрать заметный ориентир, находящийся на линии движения, который выделяется какими-либо приметами (например, сухое или с искривленным стволом дерево), и затем начать движение, не упуская его из вида; подойдя к этому ориентиру, нужно вновь уточнить направление по компасу и наметить следующий ориентир, лежащий на пути движения.

Применение этого приема позволяет быстро пройти намеченный отрезок пути и освобождает от излишне частого обращения к компасу с целью проверки точности движения по азимуту.

На закрытой местности практически невозможно сохранить прямолинейное движение по азимуту. Препятствия, постоянно встречающиеся на пути туриста (поваленные деревья, камни, труднопроходимые участки), вынуждают его уклоняться от нужного направления. Для того чтобы свести к минимуму отклонения от нужного азимута, все встречающиеся препятствия по ходу движения следует обходить поочередно то слева, то справа.
Рассмотрим основные способы движения по азимуту:

Метод зрительного луча (засечек). Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется, взяв азимут, найти по линии зрительного луча какой-либо приметный объект (засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего двигаться до этого объекта, не обращаясь к компасу и стараясь не терять этот объект из поля зрения. Достигнув места расположения засечки повторить операцию.
Движение «в мешок». Так называют движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. В данном случае достаточно взять азимут на точку пересечения и смело, менее внимательно читая карту, двигаться в этом направлении, поскольку пройти мимо нужной точки практически невозможно: в любом случае турист выйдет либо на тропу, либо на просеку.

Движение с упреждением. Иногда появляется необходимость применения передвижения по азимуту с упреждением. Иными словами, передвигаясь в заданном направлении при помощи компаса, ребенок заранее планирует отклонение в определенную сторону. В этом случае, попадая на поперечный линейный ориентир, он всегда знает, в какую сторону необходимо передвигаться, чтобы попасть в искомую точку ( КП 25).

Применение этого технического элемента неизбежно приводит к удлинению пути, но значительно экономит время в случае, если турист сразу не попал в запланированную точку. Этот элемент применяется в основном при передвижении по азимуту на достаточно длинные расстояния.


9


10

11

Снятие азимута с карты

Следует подчеркнуть, что в этом приеме компас вначале применяется как транспортир (хотя считывать число градусов не обязательно) и только потом как компас.

Последовательные фазы этого приема:

1) накладывание планки компаса на карту, чтобы край планки прошел через исходную и конечную точки. Обратить внимание на совпадение направлений стрелы на компасе и движения на карте. На магнитную стрелку смотреть не нужно, карту ориентировать по странам света тоже не нужно;

2) вращение диска компаса до совпадения направления на север с линиями на диске. Замечания те же, что и к 1 фазе – компас еще не используется как компас, на нем просто устанавливается угол, равный азимуту на карте;

3) компас снимается с карты, диск больше не вращают. Компас берется в руку в удобное положение: планка смотрит вперед перед спортсменом;

4) лишь после этого начинается совмещение стрелки с рисками на диске: переступая ногами на местности, ребенок поворачивается в нужном направлении. Характерная ошибка – не сдвигаясь с места, пытаются совместить стрелку и риски, выворачивая руку самым причудливым образом.

Преподаватель может взять ребенка за плечи сзади и вращает его до совмещения магнитной стрелки с рисками на диске.

При показе этого приема следует доказать, что снятый таким образом угол действительно является искомым азимутом.




Движение по азимуту

С целью образования и закрепления навыков движения по азимуту со счетом шагов можно провести следующее занятие. Оно проводится на ровной, но закрытой местности. Выбирается центр – поляна. Повторяется упражнение определения направления на задаваемые преподавателем местные предметы, затем определения направлений, заданных в градусах. Проверяется правильность работы с компасом. В случае необходимости преподаватель показывает правильный прием и контролирует каждого из спортсменов.

Затем выполняется упражнение – выход по заданному азимуту на точку на 100-150 метров. Конечная цель отмечается вехой или знаком КП с видимостью порядка 5-10 метров. Возвращение – обратным азимутом. Перед занятием подготавливается 4-6 таких точек. Каждый школьник проходит все точки.

Следующее упражнение – постановка спортсменом контрольного пункта.

КП ставятся веером от центра через 60 или 90 градусов на равных расстояниях (150-200 метров), образуя правильный шестиугольник или квадрат.

Начальное направление выбирается произвольно, не обязательно ноль градусов. КП ставятся аккуратно, шагом. Затем поочередно проверяется положение всех КП самими школьниками. В случае явной ошибки преподаватель проверяет сомнительный КП. Видимость КП должна быть 15-25 и более метров. На листе бумаги изображается схема пунктов, которые затем проходятся всеми занимающимися по периметру. Азимуты определяются по схеме и записываются. Расстояния между КП неодинаковы.

Если это упражнение проводить на пересеченной местности, то из-за ошибок в расстоянии при постановке получаются слишком большие ошибки по углу при прохождении трассы по периметру. В этом случае надо увеличить видимость КП.

Значение этой трассы велико – это первая пройденная новичком дистанция ориентирования. Надо требовать не скорость, а точность прохождения.





Азимутальные дистанции

Азимутальные дистанции являются удобной формой проведения учебно-тренировочных занятий и простейшей формой соревнований по ориентированию. По способам построения азимутальные дистанции могут быть разбиты на следующие группы:

  • Радиальные (симметричные и несимметричные), построенные из одного центра, но предназначенные для прохождения по периметру многоугольника или другим способом. Удобны для построения на ровной местности. Для определения азимутов и расстояний между КП вычерчивается рисунок в масштабе 1:5000 (в 1 см – 50 метров). Расстояния и видимость КП определяется уровнем подготовленности занимающихся: не должно происходить скопления в районе КП, выливающегося в прочесывание местности.

  • Дистанции, построенные «по месту». Начальник дистанции непосредственно на месте выбирает желаемое направление и, двигаясь по нему, останавливается в удобном месте, ставит КП и записывает координаты своего движения. Затем изменяет направление и снова выбирает место для КП. При построении дистанции рекомендуется сразу вычерчивать примерную схему дистанции, чтобы избежать пересечений и выйти на финиш поблизости от старта. Совмещать старт и финиш не требуется. Такая дистанция может быть построена на сколь угодно пересеченной местности, так как дети повторяют путь, уже пройденный начальником дистанции.

  • Дистанции, построенные по предварительному рисунку. В сущности, это видоизменение предыдущего варианта, но при построении таких дистанций иногда оказывается, что в районе предполагаемого КП нет подходящего места. Рисунок приходится корректировать по месту. Не рекомендуется строить замкнутые многоугольники: из-за ряда погрешностей накапливается ошибка («невязка») и на местности многоугольник может не замкнуться. Чтобы избежать внесения поправок, проще запланировать разнесенные на 100-200 метров старт и финиш. Как и в других видах соревнований, можно сделать и взаимопересечение дистанции, но под прямым углом и вдали от КП.

  • Дистанции, спланированные и построенные по карте, но проходимые участниками без карты (хотя, может быть, со схемой). По карте можно ставить как простейшие азимутные дистанции с расстояниями порядка 100-200 метров, так и дистанции для совершенствования определенных качеств: дистанции с длинными отрезками (500-1000 метров), со сверх длинными – от 1 до 5 км, дистанции для отработки быстрого движения – с КП, расположенными на линейных ориентирах. Как правило, в этих случаях спортсмен получает дополнительную информацию о положении КП в виде словесного описания (легенды) или в виде схемы окрестностей КП.

Способы задания азимутов и расстояний:

  • Участник получает перед стартом табличку с азимутами и расстояниями на всю дистанцию;

  • Участник получает на старте азимут и расстояние только до первого КП, на первом читает азимут и расстояние до второго КП и так далее;

  • Участник получает на старте схему дистанции на листе бумаги, вычерченную в масштабе 1:10000 для длинных и 1:25000 для сверхдлинных азимутов. Это так называемая «белая карта». Изготовление ее предельно просто: положение КП перекалывают с карты начальника дистанции сразу на несколько листов чистой бумаги, перекалывают направление север-юг (конечно, магнитный меридиан). Для длинных дистанций перерисовывается ситуация около КП – через копировальную бумагу или на глаз. Для массовых соревнований карты можно изготовить фотоспособом

Методы контроля прохождения – обычные: пароль, шифр, протокол или компостер. На тренировках контроль не нужен. Однако следует по мере возможности требовать запись времени прохождения КП, это полезно для разбора и сравнения движения спортсменов на отдельных участках. Место преподавателя – на дистанции. Задача – посмотреть, как действуют спортсмены, подметить характерные ошибки.




Определение местоположения

Задача определения местоположения постоянно встает перед туристом и приходится постоянно контролировать свое местоположение при движении по местности и определять точку стояния при потере ориентировки. Общую задачу можно разбить на составляющие: чтение карты и навыки «чтения местности», то есть восприятия местных предметов с точки зрения топографии и ориентирования, и совмещение образов местности с эквивалентными им образами на карте.




Чтение карты

Упражнения на чтение карты проводятся в помещении. Их можно проводить круглогодично, особенно в межсезонье. Предполагается, что спортсмен уже знаком с основами топографии, а упражнения проводятся для выработки беглости при работе с картой. Можно с уверенностью сказать, что навыки беглого чтения карты вырабатываются только в результате регулярных и частых упражнений с картой.

Одним из таких упражнений является выбор наилучшего пути между двумя точками. Такими точками могут быть КП на реальной дистанции или случайно выбранные точки на любой карте. Первая стадия упражнений – коллективный разбор с участием преподавателя, сопровождающийся объяснениями, обоснованием выбранного пути и критикой неудачных решений. Вторая стадия – самостоятельный анализ возможных вариантов с вычерчиванием оптимального варианта карандашом (не отрывая его от карты). После этого сравнение вариантов, предложенных разными спортсменами.

Опыт показывает, что наибольший эффект в развитии навыков беглого чтения карты дает калькирование карт для соревнований. Эта работа обычно выполняется при подготовке какого-то конкретного соревнования, но может проводиться и специально как упражнение. Можно рекомендовать три варианта упражнения: калькирование полное участка площадью 2-4 квадратных километра; калькирование только рельефа и гидрографии (самое трудное в чтении карты – рельеф); частичное калькирование рельефа с раскраской. В последнем случае калькируется только сплошные горизонтали, то есть берется сечение 25 метров или 10 метров на слабопересеченной местности, и выявляются наиболее крупные, общие формы. Пространство между горизонталями закрашивается для наглядности в разные цвета: наивысшие участки в красный цвет, более низкие в коричневый, следующие в оранжевый и т.д.




«Чтение» местности

Как известно, карта это уменьшенное изображение местности. Казалось бы, сопоставление карты и местности не должно представлять затруднений: ищи подобные предметы на карте и местности, учитывая масштаб. Однако на деле найти соответствие неопытному человеку, даже стоящему на месте, не так просто. А в движении задача значительно усложняется. Даже опытные спортсмены, встретившись с непривычными формами рельефа или растительности, оказываются в затруднении. Причин здесь несколько.

Во-первых, спортсмен видит местные предметы не в плане, как они изображены на карте, а сбоку, в перспективе и не всегда может оценить взглядом действительную форму предметов.

Во-вторых, местные предметы обозначаются на карте условными знаками, и нужно отчетливо представлять содержание, соответствующее каждому условному знаку: как выглядит редкий лес, улучшенная грунтовая дорога, обозначенный полу горизонталью холмик.

В-третьих, при съемке и вычерчивании карты происходит так называемая генерализация: извилистый ручеек обозначается плавной линией, некоторые предметы не обозначаются вообще, остаются только наиболее существенные. При генерализации происходит потеря информации о местности. Чем больше информации потеряно, тем труднее ее восстановить по немногим оставшимся признакам. Поэтому легче всего читаются местные предметы, являющиеся точечными или ярко выраженными линейными ориентирами: дорожная сеть, гидрография, контуры растительности и крупные формы рельефа. Более сложными для чтения являются размытые контуры растительности, средний рельеф (перепады примерно в пределах от 50 до 15 метров) на полуоткрытой местности. Труднее всего читать мелкий рельеф в закрытой местности.

Упражнение по чтению местности обычно начинаются с имитации маркированной дистанции. Преподаватель и группа спортсменов с картами местности движутся шагом или легким бегом, наблюдая за местностью. Вначале он выводит группу на наиболее характерные точки местности, где можно определить свое положение круговым визированием. Преподаватель показывает окружающие местные предметы и соответствующие им знаки на карте. Следующий этап – движение по местности от известной точки с контролем движения по карте. Преподаватель обращает внимание на интересные детали, предлагает самим спортсменам определить свое местоположение и корректирует ошибки. Для этих занятий нужна местность с хорошо выраженными линейными ориентирами и точная карта.

Занятия строятся так, чтобы сложность чтения увеличивалась постепенно, по мере усвоения предыдущего материала. Вначале путь движения группы проходит по линейным ориентирам, затем – кросс по местности со сменой направлений. При достаточной подготовленности спортсменов переходят на имитацию маркированной трассы на бегу в маленькой группе (2-4 человека). По инициативе любого спортсмена группа делает 20-30 секундные остановки и определяет свое местоположение. Преподаватель или старший группы не делает разбора, а только говорит «да» или «нет». Если спортсмен делает 2 ошибки подряд, ему надо подсказать его местоположение, иначе тренировка теряет эффективность. Высшим этапом являются соревнования по ориентированию на маркированной трассе. Вариантом вышеописанного упражнения является прокладка всего пути движения карандашом на карте: при остановке определяется не только точка стояния, но и пройденный путь.

Как показывает опыт, навыки чтения карты исключительно эффективно развиваются при корректировке карты и глазомерной съемке местности. Преподаватель объясняет и показывает приемы кругового и линейного визирования, и дает задание на съемку замкнутого участка примерно площадью в 1 кв. км (на 2-3 человека). Съемка ведется обходом участка по линейным ориентирам с возвращением в исходную точку. Результаты съемки вычерчиваются в масштабе 1:5000.

Кроме того, повышению квалификации спортсмена способствует участие в подготовке на местности дистанции соревнований по ориентированию.




Восстановление ориентировки

Потеря ориентировки в процессе похода или соревнования может быть частичной или полной. Частичная потеря ориентировки выражается в невозможности определения местоположения спортсмена с точностью порядка 25-50 метров. Обычно при частичной потере ориентировки достаточно оценить сложившуюся ситуацию и сделать правильный вывод путем умозаключения. В более сложных ситуациях на соревнованиях по ориентированию требуется какая-то дополнительная информация: на маркированной трассе она может быть получена после КП, а при поиске КП бывает достаточно выйти на ближайший линейный ориентир путем приближенного движения азимутом и, определив свое положение, взять КП.

При полной потере ориентировки спортсмен ошибочно представляет себя в другом районе местности, находит сходные ситуации, в которых карта «не совсем точна».

При подозрении на полную потерю ориентировки следует остановиться и внимательно изучит карту. Надо выяснить, сколько времени и в каком направлении двигался от последней абсолютно достоверной точки (например, от последнего КП) и мысленно ограничить на карте сектор шириной в 60-90 градусов, вне пределов которого вряд ли находится спортсмен. Внутри этого сектора тщательно изучаются ситуации, похожие на ту, в которой находится спортсмен. При этом важно находиться не в лесу с предельно ограниченной видимостью, а выйти на любой местный предмет, который может служить ориентиром. Если спортсмен не может выбрать из двух или более похожих ситуаций, он должен решить, куда направиться в поисках дополнительной информации о местности, чтобы различить ситуации. Чаще всего выбирается хорошо заметный линейный (ЛЭП, шоссе) или площадной ориентир (поле, озеро), на который можно выйти безошибочно. К сожалению, при полной потере ориентировки затраты неизбежны, но логическая деятельность сводит их к минимуму. Во многих случаях целесообразно вернуться по знакомому пути к достоверной точке, но обычно такое решение психологический сложно, оно требует от спортсмена большого мужества, хотя и является простейшим и надежным решением.

Упражнение для тренировки спортсменов в восстановлении ориентировки: На местности ставится несколько пар контрольных пунктов. Спортсмены выходят на местность в сопровождении преподавателя, но без карт. Он приводит группу в некоторую точку, не обозначенную на карте, выдает карты и выпускает спортсменов по одному на дистанцию с заданием пройти КП 1 и 2. Примерный район старта либо определяется самими спортсменами, восстанавливающими по памяти путь на старт, либо задается преподавателем в виде квадрата или круга диаметром около 1 км. На КП 2 у них отбираются карты, и преподаватель или его помощник вновь выводит группу на один или несколько новых стартов. Задание – пройти КП 3 и 4. Эти упражнения проводятся на незнакомой или малознакомой для спортсменов местности. Для начинающих задачи ставятся попроще, их можно выпускать в сопровождении «посредника» - более опытного спортсмена, который не подсказывает, а наблюдает и может в трудной ситуации не только моральную, но и техническую поддержку.




Сличение местности с картой

Цель: Научить опознавать на местности объекты и элементы рельефа, имеющиеся на карте.

Проводя беглый обзор ближайшей местности, и заметив на ней наиболее крупные и выделяющие объекты, находят их изображение на карте.

Умение сличать местность с картой играет важную роль при потере ориентировки. Попав в эту ситуацию, спортсмен должен вспомнить место, где ориентировка еще не была потеряна, затем в памяти надо постараться восстановить движение от того места, расстояние и время, и примерно очертить на карте место своего нахождения. После этого нужно найти какой-нибудь ориентир, и проверить свое местонахождение относительного других ориентиров, учитывая их взаимное расположение.

Каждый раз, прежде чем сопоставить карту с местностью, необходимо при помощи компаса сориентировать, т. е. расположить ее так, чтобы северная сторона рамки была обращена на север.

Задание 1.

Отыскать на карте ориентир, видимый на местности.

Задание 2.

Во время движения на местности, спортсмен в соответствующей точке отмечает свое местонахождение и показывает преподавателю.







  1. Задание для самостоятельной работы

Подготовьте практические задания на местности для обучающихся по изучению топознаков и отработке способов ориентирования на местности в соответствии с программой «Туризм и ориентирование на уроках физкультуры»



  1. Задание для практических занятий

Подготовьте текст топографического диктанта для школьников. Подготовьте карточки с изображением условных знаков в той последовательности, в которой они упоминаются в диктанте. Используйте данную заготовку на занятиях.

Вопросы для самопроверки:

  1. Упражнения, направленные на закрепление знаний условных топографических знаков.

  2. Упражнения, направленные на закрепление навыков по измерению расстояний.

  3. Упражнения, направленные на закрепление знаний по изображению рельефа на карте.

  4. Упражнения, направленные на закрепление умений работать с компасом.

  5. Упражнения по определению направления и движению по азимуту.

  6. Упражнения по чтению карты.

  7. Упражнения по определению точки своего стояния.