Файл: Составьте интеллект карту статьи автора Ю. В. Маслянка Система образования в условиях ценностносмыслового кризиса философский анализ Ссылка на статью httpscyberleninka.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Повидайко Татьяна Семёновна
Преподаватель:
Чепрунова Дарья Владимировна
Задание1: Составьте интеллект - карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (Ссылка на статью: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-usloviyah-tsennostno-smyslovogo-krizisa-filosofskiy-analiz )
В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru
Задание 2.
Определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Наименование типа формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное | В процессе жизненного пути, воспитание в семье, общение с близкими, друзьями и знакомыми, окружающими людьми сформировали у меня определенные жизненные ценности. Интуиция, эмоциональное составляющее, чувство самосохранения помогают в формировании обыденного восприятия жизни. Обыденное мировоззрение помогает опираться на жизненный опыт и здравый смысл. Пример: Инстинкт самосохранения и интуиция побуждает меня соблюдать правила дорожного движения, принимать лекарства и обращаться к врачу в случае болезни, здравый смысл и жизненный опыт позволяют мне принимать правильные и взвешенные решения в той или иной ситуации. | Обыденное мировоззрение – индивидуальная характеристика каждого человека, которая возникает в результате ежедневной деятельности и взаимодействия с окружающей средой. Основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни, и формируется методом проб и ошибок. Истоки мировоззрения: повседневная жизнь, воспитание. |
Мифологическое | | Мифологическое мировоззрение является исторически первым типом мировоззрения. Вопреки широко распространенному мнению о том, что его временные границы находятся лишь в древности, можно с уверенностью сказать, что элементы мифологического подхода к миру сохраняются в сознании человека любой эпохи. К особенностям мифологического мировоззрения относятся образность, эмоциональность, некритический характер мышление по аналоги, символизм, стереотипность. Мифологическое мировоззрение – форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним. Истоки мировоззрения: Мифология древних народов. |
Научное | | Научное мировоззрение- это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. В основе научного мировоззрения лежит метод – средство, которым знание подвергается проверке. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т.д. Истоки мировоззрения: наука (физика, химия и т. д ). |
Философское | | Это высший тип мировоззрения, представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. |
Религиозное | | Характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам. Истоки: мировая религия. |
Художественное | Художественное мировоззрение помогает видеть мне вокруг себя прекрасное. Ценить то, что окружает меня. Это мировоззрение проникает во всю жизнедеятельность человека, выражает себя через образы. Это специфическая, присущая искусству, форма отражения действительности. Пример:При посещении концертов, театра, музеев я могу наслаждаться прекрасным: рассматривая картины, слушая красивую музыку, посещая хорошие спектакли. Прогуливаясь по улице, любоваться природой: слушать пение птиц, восхищаться красотой неба, шуршать осенней листвой под ногами, ловить снежинки зимой, любоваться зеленью деревьев и травы летом, вслушиваться в весеннюю капель и т.д. | Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: образный, чувственно-конкретный характер представлений; творческое преобразование реальности, ее идеализация (“возвышенный” характер художественного образа); мера (пропорция, гармония, целесообразность) как принцип соотношения частей = красота, прекрасное; созерцательность (отрешенность и эстетическая незаинтересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоняться перед идеалом – прекрасным и возвышенным). Истоки:искусство. |
Задание 3.
Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Существует три основных этапа формирования мировоззрения.
1 этап: Мироощущение – чувственное восприятие мира. Выражается в отношении человека к природе и окружающему миру, выраженном в форме чувств и действий. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимисты мыслят позитивно. Проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Считают, что мир к ним благосклонен. Оптимисты, ставя перед собой цели и сталкиваясь с трудностями, легко их преодолевают. Пессимисты мыслят негативно. Убеждены, что мир суров и видят все только в негативном свете. Человек размышляет о том, кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на друзей и врагов, хороших и плохих.
Один из самых сильных факторов, который может радикально изменить взгляды на поведение, саморазвитие и этическое представление о мире человека- это семья, образовательные учреждения и рабочий коллектив. С детства ребенок перенимает традиции, обряды, предрассудки, которые сохраняет народ, живущий в конкретном субъекте государства или целой стране. Наше представление об успешности во многом зависит именно от национальных обычаев и взглядов.
2 этап: Мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира. Это общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.
Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка - какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный - или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал - или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть. Факторы, влияющие на мировосприятие: СМИ, интернет, телевидение. Изучение искусства, природы, сущности и свойств окружающих предметов определяет мировосприятия человека. Он начинает по-другому видеть мир, оценивая происходящее не только с точки зрения эмоций, но и опираясь на полученные достоверные знания.
3 этап: Миропонимание – мысленное, рациональное истолкование мира. На основе этого этапа формируется представление о мире на основе его рационального объяснения. Восприятия всех аспектов жизни, через общность накопленных знаний и убеждений личности, связанное с постоянным накоплением информации.
Миропонимание иногда путают с мировоззрением. Но понимание мира и видение мира не синонимы, и различаются. Миропонимание опирается на интеллект и желание познавать. Картина мира основана на научных знаниях. Все мировые вероисповедания накладывают схожий отпечаток на мышление людей, обучая терпимости, вере, сохранению семейных ценностей и прочих элементов поведения, которые большинство людей назовут неправильными. В определенный промежуток времени в обществе могут формироваться традиции, нормы и представления о мире, уникальные именно для этого периода, Объем знаний, доступный для конкретной эпохи, тоже играет важную роль.
Задание 4.
Философское направление: эпикуреизм | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой – атараксия. | Говоря о понимании Эпикуром удовольствия, надо помнить, что атараксия одна из основ высшего счастья. Кто обладает высшим счастьем, он всегда одинаково счастлив. Тот, кто безмятежен, тот обладает удовольствием, но нельзя получать удовольствие без благоразумия. |
Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». | Жить следует настоящим. Боятся смерти не стоит, потому что жизнь есть здесь и сейчас, человек существует сейчас, благодаря тому, что атомы соединились, а после смерти атомы разъединятся. Существование прекратится с момента физической смерти. |
Жизнь – вот главное наслаждение. | Часто люди понимают этот тезис неправильно, они считают, что Эпикур намекал, на то, чтобы мы потакали своим чувствам таким как есть роскошную еду, выпивать, принимать наркотики. Но мораль Эпикура – это получение удовольствия через ограничения, через аскезу. Он разделял удовольствия на 3 вида: Естественные и необходимые; Естественные, но не необходимые; Неестественные и не необходимые (т.е. тщеславные желания. Он призывал придерживаться первого вида удовольствий. Естественные и необходимые желания легко удовлетворить, таким образом найти счастье легко, такие как еда и кров, люди имеют легкий доступ к этим вещам поскольку они являются базовыми потребностями. То есть умение довольствоваться малым. Но в современном обществе каждый человек задается вопросом: «Что ему нужно?» Естественные, но не необходимые желания немного сложнее удовлетворить. Примерами этого является вкусная еда, роскошный автомобиль. Третий вид удовольствия, например, материальные блага, власть, слава, роскошь, богатство трудно получить и также невозможно полностью удовлетворить. Это означает, если у нас будет достаточно энергии, этого никогда не будет достаточно. Люди всегда хотят большого. |
Задание 5.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
1 | Постановка перед собой цели для самообразования. |
2 | Ознакомление с требованиями и правилами освоения учебного материала |
3 | Изучение учебных дисциплин (просмотр видеолекций, конспект): - выявление наиболее сложных элементов изученной темы; |
4 | Поиск ответов на вопросы, которые мне не понятны |
5 | Изучение дополнительной литературы по предмету (использование интернет ресурсов) |
6 | Закрепить пройденную дисциплину |
7 | Выполнение самостоятельной работы по пройденной дисциплине |
8 | Выполнение практической работы |
9 | Выполнение итоговой работы |
10 | Достижения высокого качества обучения. |
Задание 6.
Современный мир предъявляет человеку новые условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видео-фрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28
Наука, относительно истории мира, занимает небольшое положение, всего лишь 50 лет в контексте развития мира, история которого насчитывает миллионы лет. Наука решает вопросы существования человека. Капица предлагает разделить науки на фундаментальные, прикладные, а также относящиеся к производству и экономике. Для внедрения достижений фундаментальных наук требуется 100 лет, чтобы она интегрировалась в обществе, так, современной квантовой физике сейчас около ста лет. К тому же, фундаментальные науки руководствуются познанием и не требует больших финансовых затрат. Прикладным требуется 10 лет, а производству и экономике – около одного года. Если фундаментальная наука руководствуется лишь познанием, то прикладные – пользой, а производство и экономика – развитием и доходом. Современная наука располагает отличными навыками образования специалистов и инновационным потенциалом. Тем не менее, Капица говорит о том, что в первом случае – излишняя реформация системы образования и оппозиция
европейскому образованию мешает развитию образования, а бюрократия мешает развитию инновации.
Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать решения глобальных проблем должны ученые, а осуществлять найденные решения в международном масштабе – государственные деятели. Образно говоря, в решении глобальных проблем должны участвовать все вместе
По его словам, мы переживаем самое значимое событие в истории человечества, и масштаб его последствий сложно представить и переоценить: глобальная демографическая революция затрагивает все области нашей жизни и приводит к стремительному изменению всего — структуры государств, мирового устройства, идеологий, ценностей.
Справиться с происходящими переменами, приспособиться к новым условиям жизни нам помогут только культура и наука — а значит, те сообщества, которые это поймут, окажутся в наиболее выигрышном положении
Так, что касается и естественных наук, и гуманитарных –темы их исследований должны решать практическую задачу – как жить человеку и обществу в контексте глобальных проблем? Современные прикладные науки пытаются ввести технологии, пытающиеся «вместить» человека на земле и упорядочить жизнь такого числа людей. Гуманитарные науки, в свою очередь, пытаются теоретизировать человеческое «общежитие», подчинить его общим законам.
Так, на сегодняшний день, к перспективным наукам можно отнести синтетическую биологию, главная идея которой заключается в конструировании новых геномов и живых организмов, которые еще не встречались в природе или исчезли как биологический вид.
Или Бионика, научное направление, которые пытается соединить биологию и технологии. «Живые прототипы – ключ к новой технике», лозунг Бионики. Она была основана Джеком Стили в 1960 году и сегодня, к примеру, к ее достижениям можно отнести бионический глаз, который способен вернуть зрения людям, которые его потеряли. С помощью бионики человек может искусственные материалы превращать в полноценно функционирующие человеческие органы.