Файл: Предпринимательская деятельность и предпринимательские отношения Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательская деятельность и предпринимательские отношения

Содержание



Введение ...........................................................................................................

3

1. Основные этапы исторического развития предпринимательских отношений в России ........................................................................................


4

2. Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности .............................................................


11

Заключение ......................................................................................................

18

Список использованных источников .............................................................

19



Введение
Актуальность темы заключается в том, субъекты предпринимательской деятельности оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Все эти и другие экономические и социальные функции предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач. Необходимо изучать и развивать новые виды предпринимательства и способы их ведения.

Для чего изучается история вообще? – Для исследования опыта прошлых поколений, их достижений и ошибок. Также можно ответить и по поводу истории предпринимательства, но с большой оговоркой: предпринимательству некогда ждать изучения, а его история в современной России очень незначительно пока что. Поэтому больше следует изучать основы регулирования предпринимательства, его виды и стратегии.

Цель данной работы - изучение истории и сущности предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений.

Задачи, поставленные в работе:

- описать основные этапы исторического развития предпринимательских отношений в России;


- изучить организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности.
1. Основные этапы исторического развития предпринимательских отношений в России
Становление предпринимательства в нашей стране прошло долгий и сложный путь от мелкой торговли до крупнейших в мире заводов и фабрик. Со времен Рюрика (IX в.) доXII в. господствовало натуральное хозяйство, внутренняя торговля была развита крайне слабо, а вот внешние связи имели разветвлен­ный характер и были более интенсивными. Осваивались в это время пути в Византию, Закавказье, Среднюю Азию. Русские купцы торговали в Прибалтике, на Дунае, в Багдаде, Константинополе и Александрии, прокладывали пути в Каспийском, Черном и Балтийском морях, вокруг Европы в Африку, Рим и Афи­ны. Русских купцов-первопроходцев можно назвать предпринимателя­ми (условно), но именно они закладывали стабильность в экономическое и политическое развитие Руси [9, с. 21].

После собирания Москвою русских земель (XIV в.) и обретения ими политической независимости(XV в.) формируются крупные торговые центры (Тверь, Новгород, Кострома), появляются элементы цеховой организации ремесел (в основном на северо-западе России), растет количество гостиных сотен (купеческих объединений). Деятельность купцов – исключительно торговля и перепродажа. Московское правительство активно способствовало иностранной коммерции. Английские купцы организовали торговую «Московскую компанию», после того как в 1553 г. был открыт морской путь в Англию через Белое море. Иван IV Грозный дал ей огромные привилегии [11, с. 30].

В XVII в. медленно растет мануфактурное производство. В 1631 г. создан первый завод – Ницинский медеплавильный. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) складывается всероссийский рынок. В 1667 г. утверждается Новоторговый устав, который унифицирует пошлины и существенно либерализует условия торговли для отечественного купечества. Но предпринимателей как класса еще не было. Русский экономист М. И. Туган-Барановский заметил, что до эпохи Петра Великого наш торговец не обнаруживал наклонности становить­ся самостоятельным предпринимателем. Периодом длительного становления предпринимательства стали годы прав­ления Петра Великого, который впервые широкомасштабно предъявил социальный спрос на предпринимательскую деятельность, повелев создавать мануфактуры по всей России. Был выдан государственный заказ на форсированное развитие отраслей промышленности,

прежде всего горной, оружейной, суконной и полотняной [10, с. 29].

В период 1725-1800 гг. промышленность окрепла и уже в 1760 г. количество промышленных предприятий выросло в 3,5 раза по сравнению с эпохой Петра I. Легкая промышленность догоняет в темпах тяжелую. Развивается ураль­ская металлургия. Построено несколько новых заводов, их общее количество к 1796 г. достигает 83. За границу вывозилось до 50% производимого железа, насыщается и внутренний рынок. Покровительственный тариф 1766 г. и Указ 1775 г. о свободной организации заводов несколько ускорили процесс промышленного развития. Внутренняя торговля России увеличилась настолько, что Указом 1753 г. были отменены внутренние таможенные сборы, была уничтожена русско-украинская таможенная черта. К середине ХVIII в. возникло несколько купеческих компаний с монопольными правами. Так, купец Шемякин получил на откуп государственные таможни с обязательством вносить ежегодную сумму сборов, равную средней за предшествующие годы. В 1758 г. в Петербурге и Москве были открыты первые банковские конторы, дававшие ссуды под векселя и делавшие денежные переводы. Во второй половине ХVIII в. наблюдается значительный рост частной внешней торговли: с 21 млн. рублей в 1762 г. до 30 млн. рублей в 1778 г. Растет вывоз хлеба и сокращается вывоз железа. В эволюции развития российского предпринимательства наметились конфликты, связанные с крепостничеством [9, с. 24].

Начало ХIХ в. стало для предпринимательства переломным. Немногочисленный слой деловых людей становится реально действующим социальным фактором развития экономики страны. Если в ХVIII в. предпринимательство развивалось благодаря спросу со стороны государства, то в ХIХ в. наступает относительная свобода как от опеки, так и от поддержки со стороны царственных особ. Александр I (1801-1825) издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В 1913 г. в Петербурге был открыт первый коммерческий банк, имеющий свои филиалы в шести городах.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты, то есть сбытовые орга­низации. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886г. В следующем году образовали синдикат сахарозаводчики, особенно преуспевшие в ограничении конкуренции. В 1895г. они добились введения государственной сахарной нормировки, предусматривала ограничение производства сахара и его поставок на внутренний рынок в целях поддержания на нем высоких цен. Однако наиболее активно синдикатизация промышленности Российской империи происходила в 1902-1904гг. В этот период начали функционировать объединения предпринимателей синдикатского типа «Трубопродажа», «Продамет», «Продвагон». «Продуголь», к примеру, объеди­нил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции [6, с. 11]. Тем не менее в рассматривае­мый период в нашей стране монополия одной фирмы была скорее исключени­ем. Типичной же была иная ситуация – олигополия нескольких крупных фирм резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», «Англо-гол­ландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество».


Известные события 1917 г. резко изменили ход событий в политической и экономической жизни России. Октябрьские события самым непосредственным образом коснулись и предпринимательства. В послеоктябрьский период предпринимательская деятельность прошла несколько условных этапов. Первый ох­ватил период с октября 1917 г. до начала 20-х гг., смысл его в безоговорочном вытеснении предпринимательства из экономической жизни. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее,прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Отношение к предпринима­тельству было однозначно: оно несовместимо с социализмом. Во всех сферах общественной жизни устанавливалась государственная монополия. Предпри­нимательской деятельностью продолжало заниматься лишь небольшое количе­ство мелких и средних (частных) хозяев [10, с. 44].

Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Предпринимательские функции взяло на себя само государство. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акцио­нерных обществах и других объединениях, Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х гг. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития производства создавали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства.

Третий этап в истории предпринимательства в СССР был самый длительный и драматичный. Он охватил период с конца 20-х гг. (ликвидация НЭПа) до второй половины 80-х гг., Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности). Оно перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков, По имеющимся экспертным расчетам, к середине 80-х гг. в сфере нелегального сектора экономики задей­ствовано было около 30 млн. чел., что составляло более 20% общей числен­ности занятых в народном хозяйстве [6, с. 11].

Отдельного рассмотрения требуют события, происшедшие в России в период с 1986 г. Именно в это время, сначала на неофициальном, а затем и на официальном уровне проводимые в экономике реформы формально были ориентированы на рынок. Однако реальные шаги крыночной переориентации были сделаны лишь в 1990 г., когда Горбачевым была устно «реабилитирована» част­ная собственность.


Современное законодательство России определяет, что предпринимательство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг [3].

Множество форм и родов деятельности в предпринимательстве основывается на разнообразии рыночных факторов, явлений и характеристик как объектов, так и субъектов бизнеса. Известно, что фундаментом рыночных отношений служит право частной собственности, а основой бизнеса является труд каждого индивида.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России продолжает составлять около 20%. А ведь данный показатель в Германии, Великобритании, Франции находится в диапазоне 50–60%, а в Италии - более 80% [12].

Из определения в Гражданском Кодексе можно выделить, что «малый бизнес» - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия [1].

По А.В. Кузину, малый и средний бизнес рассматривается государством как локомотив экономики [7, с. 25].

С.О. Некучаев считает, что малое предпринимательство (ИП, микропредприятия и малые предприятия) сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг [9, с. 17].

Также к малому бизнесу относят формирующийся сегмент семейного бизнеса: частные предприниматели и фермерские хозяйства. Основная часть малого бизнеса со временем прекращает свое существование и на их месте появляются другие. А значит, существует проблема передачи накопленного опыта и самозанятости населения. Многие из предпринимателей, вкладывая труд и финансы в свое дело, хотели бы иметь продолжателей семейного бизнеса.

Назовем некоторые из причин популярности малого предпринимательства и преимущества его над крупным бизнесом, - рисунок 1.



Рисунок 1 – Отличительные особенности малого бизнеса

Источник: составлено автором
Далее хотелось бы отметить проблемы, выделенные в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий (рисунок 2).



Рисунок 2 – Проблемы малого бизнеса в России

Источник: составлено автором по [6, с. 15]
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя для любого развитого государства крупные корпорации являются преимущественными, подлинной основой жизни стран с рыночной системой